УХОДЯЩАЯ НАТУРА: АЛМА-АТА СОВЕТСКАЯ ГЛАЗАМИ КИНОДОКУМЕНТАЛИСТОВ

  • N. Berkova Казахская национальная академия искуств имени Т.К. Жургенова

Аннотация

Как воспринимали Алма-Ату документалисты советского времени, какие выразительные чертысоциальной идентичности сохранила кинопленка? Первые съемки города были произведенысоветскими кинооператорами в конце 1920-х годов. Но наибольший интерес для нас представляютнеигровые/документальные фильмы об Алма-Ате 1960–1980-х годов, когда одной из ведущихимиджевых характеристик в восприятии молодой столицы стал образ города-сада, создававшегосяруками многих поколений. Высокие, пышные кроны деревьев по обеим сторонам широких улиц,парковые аллеи, партерные клумбы, цветущие и плодоносящие яблони – эти визуальные мотивы сталиопределяющими в сюжетах, посвященных столице Казахской ССР. Отождествление, идентификацияАлма-Аты с обилием растительности закрепляется в документальном кино о достопримечательностяхмолодого города. Очевидно, что кинематографисты выступали как медиаторы социальнойидентичности, исходившей от идеологов Советской власти, и потому работали на создание парадного,приглаженного образа столицы. Отметим, в эти десятилетия почти не снимают фильмы, в которыхпоставлены насущные экологические вопросы, связанные с проблемами роста Алма-Аты. Такимобразом, социальная идентичность города в ряде лент советского времени соотносится с рукотворнойокружающей и дружественной средой и с неуклонно расширяющимся строительством. За последниедесятилетия прежний облик города, его зеленый убор сильно видоизменились и превращаются вуходящую натуру.
Опубликован
2016-09-23