РОЛЬ ТЕМБРОМОДУЛЯЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПЬЕСЕ «УМАЙ» ДАНИЯРА БЕРЖАПРАКОВА

Авторы

  • Данияр Бержапраков Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Казахстан)
  • Тамара Джумалиева Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i2.1018

Аннотация

В статье представлен подробный анализ тембромодуляционного пространства пьесы «Умай» Данияра Бержапракова для кларнета, виолончели и препарированного рояля. Эксперименты в сфере обогащения и обновления темброво-сонорной звучности свидетельствуют о расширении звуковой палитры произведений современных композиторов Казахстана, ставшей неотъемлемой частью отечественной академической музыки XXI века. Обращение к фигурам тюркского пантеона богов и исторических персонажей послужило толчком для начала поиска новых тембровых красок, воплощению звукового мира тюрков и его воссоздания посредством европейских инструментов, начав процесс культурного диалога Востока и Запада, требующего детального изучения. Методология исследования основана на комплексном рассмотрении обозначенной проблемы, включающей исторический, сравнительный, а также аналитический методы (изучение тембровой сферы, формообразования, музыкального языка и стиля), помогающих составить целостное представление об уникальности тембромодуляционного пространства «Умай» для современной музыкальной культуры Казахстана. Результаты исследования показали, что особенности мышления, возникшие еще в древнем сознании тюрков, до сих пор находят отражение в творчестве казахстанских композиторов. Тембромодуляционное пространство «Умай» становится главным стержнем драматургии, способным влиять на форму, содержательность, развитие материала, отображающего традиции и верования древних тюрков. Благодаря внедрению расширенных техник игры, автору музыки удалось приблизить звучание академических инструментов к народным, тем самым достигнув современного взгляда на архаику, интеграции двух культур – Запада и Востока.  Представленный в статье анализ пьесы «Умай» позволяет сделать вывод о высокой значимости роли тембра в современной академической музыке Казахстана, находящегося в постоянной стадии расширения красок и обновления звучности. Результаты и выводы данной работы могут послужить опорным материалом для последующих исследований по указаной проблематике.

Ключевые слова:

тембр, сонористика, современные техники игры, тюркская музыка, камерная музыка

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Данияр Бержапраков, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Казахстан)

магистр искусствоведения, преподаватель кафедры музыковедения и композиции, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Казахстан)

Тамара Джумалиева, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы, Казахстан)

кандидат искусствоведения, профессор, Казахская национальная консерватория им. Курмангазы (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Abdinurov, Alibi. “O nekotorykh aspektakh izucheniya kazakhskogo kyuya” [“Some aspects of studying Kazakh kuy”]. Musical art of Eurasia. Traditions and modernity. iss. 3, 2022, p.12–22.

Bezertinov, Rafael. Tengrianstvo – religiya tyurkov i mongolov. [Tengrianism. The religion of the Turks and Mongols.] Kazan, Slovo, 2004. (In Russian)

Bogunovic, Blanca, et al. «Theatrical Expressivity of Berio’s Sequenza for viola: Levels of Communication». Journal of interdisciplinary music studies, Iss. 4, 2010, p.55–84.

Cage, John. Amores. New York, Henmar Press Inc.,1960, p.19.

Cheremisin, Dmitrii. K izucheniyu irano-tyurkskikh svyazei v oblasti mifologii. [Towards the study of Iranian-Turkic relations in the field of mythology]. Aborigines of Siberia: problems of studying endangered languages and cultures. 1995, Novosibirsk, Institute of Archeology and Ethnography, p.342–345. (In Russian)

Davidenkova-Khmara, Ekaterina. “Tembrovye aspekty sovremennoi muzyki: problemy metodologii issledovaniya”. ["Timbre aspects of modern music: problems of research methodology"]. The world of science, culture, and education. iss. 2, 2018, pp.312–314. (In Russian)

Dorina, Marina. Dukhovye i udarnye muzykal'nye instrumenty tyurkov Sayano-Altaya: Opyt istoriko-etnograficheskogo issledovaniya. [Wind and percussion musical instruments of the Turks of Sayano-Altai: The experience of historical and ethnographic research]. 2004. Tomsk State University, abstract of the thesis for the degree of Candidate of Historical Sciences, p. 20. (In Russian)

Karakurt, Deniz. Türk söylence sözlüğü. Türkıye [Dictionary of Turkish legends. Turkey]. F-Klaviye, 2011, p.392. (In Turkish)

Khalykov, Kabyl and Karzhaubayeva, Sangul. Intertekstualnost stsenografii teatrov tyurkskogo mira: preobrazheniye prostranstva i vremeni [Intertextuality of theater scenography of the Turkic world: transformation of space and time]. Central Asian Journal of Art Sdudies, No3, 2023, p.32. DOI 10.47940/cajas.v10i3.744 (In Russian)

Muratova, Rimma. “Mifologicheskaya semantika chisla sem' u tyurkskikh narodov Uralo- Povolzh'ya”. [“The mythological semantics of the number seven among the Turkic people of the Ural-Volga region”]. Bulletin of Bashkir University, iss. 2, 2015, p.61–63. (In Russian)

Tanabaeva, Anar. Kontseptsiya «sovershennogo cheloveka» v srednevekovoi islamskoi kul'ture. [The concept of the "perfect man" in medieval Islamic culture]. Almaty, 2020. Al-Farabi Kazakh National University, p. 43. (In Russian)

Utegalieva, Saule. Zvukovoi mir tyurkskoi muzyki. [Sound world of music of the Turkic peoples]. Moscow, 2013. “Kompozitor” Publishing House, p.57. (In Russian)

Yunusova, Violetta. “Sovremennyi kompozitor i muzyka mira: voprosy vzaimodeistviya»”. [“Contempoprary Composer and the World Music Saryn: Interaction Issue”]. Saryn, vol.11, iss. 1, 2023, p. 52–59.

DOI: 10.59850/SARYN.1.11.2023.10 (In Russian)

Загрузки


Number of views: 0

Опубликован

2025-06-20

Как цитировать

Данияр Бержапраков, и Тамара Джумалиева. «РОЛЬ ТЕМБРОМОДУЛЯЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПЬЕСЕ „УМАЙ“ ДАНИЯРА БЕРЖАПРАКОВА». Central Asian Journal of Art Studies, т. 10, № 2, 2025 г., с. 151-65, doi:10.47940/cajas.v10i2.1018.
Лицензия Creative Commons