РОЛЬ ТЕМБРОМОДУЛЯЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПЬЕСЕ «УМАЙ» ДАНИЯРА БЕРЖАПРАКОВА
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i2.1018Аннотация
В статье представлен подробный анализ тембромодуляционного пространства пьесы «Умай» Данияра Бержапракова для кларнета, виолончели и препарированного рояля. Эксперименты в сфере обогащения и обновления темброво-сонорной звучности свидетельствуют о расширении звуковой палитры произведений современных композиторов Казахстана, ставшей неотъемлемой частью отечественной академической музыки XXI века. Обращение к фигурам тюркского пантеона богов и исторических персонажей послужило толчком для начала поиска новых тембровых красок, воплощению звукового мира тюрков и его воссоздания посредством европейских инструментов, начав процесс культурного диалога Востока и Запада, требующего детального изучения. Методология исследования основана на комплексном рассмотрении обозначенной проблемы, включающей исторический, сравнительный, а также аналитический методы (изучение тембровой сферы, формообразования, музыкального языка и стиля), помогающих составить целостное представление об уникальности тембромодуляционного пространства «Умай» для современной музыкальной культуры Казахстана. Результаты исследования показали, что особенности мышления, возникшие еще в древнем сознании тюрков, до сих пор находят отражение в творчестве казахстанских композиторов. Тембромодуляционное пространство «Умай» становится главным стержнем драматургии, способным влиять на форму, содержательность, развитие материала, отображающего традиции и верования древних тюрков. Благодаря внедрению расширенных техник игры, автору музыки удалось приблизить звучание академических инструментов к народным, тем самым достигнув современного взгляда на архаику, интеграции двух культур – Запада и Востока. Представленный в статье анализ пьесы «Умай» позволяет сделать вывод о высокой значимости роли тембра в современной академической музыке Казахстана, находящегося в постоянной стадии расширения красок и обновления звучности. Результаты и выводы данной работы могут послужить опорным материалом для последующих исследований по указаной проблематике.Ключевые слова:
тембр, сонористика, современные техники игры, тюркская музыка, камерная музыкаСкачивания
Библиографические ссылки
Abdinurov, Alibi. “O nekotorykh aspektakh izucheniya kazakhskogo kyuya” [“Some aspects of studying Kazakh kuy”]. Musical art of Eurasia. Traditions and modernity. iss. 3, 2022, p.12–22.
Bezertinov, Rafael. Tengrianstvo – religiya tyurkov i mongolov. [Tengrianism. The religion of the Turks and Mongols.] Kazan, Slovo, 2004. (In Russian)
Bogunovic, Blanca, et al. «Theatrical Expressivity of Berio’s Sequenza for viola: Levels of Communication». Journal of interdisciplinary music studies, Iss. 4, 2010, p.55–84.
Cage, John. Amores. New York, Henmar Press Inc.,1960, p.19.
Cheremisin, Dmitrii. K izucheniyu irano-tyurkskikh svyazei v oblasti mifologii. [Towards the study of Iranian-Turkic relations in the field of mythology]. Aborigines of Siberia: problems of studying endangered languages and cultures. 1995, Novosibirsk, Institute of Archeology and Ethnography, p.342–345. (In Russian)
Davidenkova-Khmara, Ekaterina. “Tembrovye aspekty sovremennoi muzyki: problemy metodologii issledovaniya”. ["Timbre aspects of modern music: problems of research methodology"]. The world of science, culture, and education. iss. 2, 2018, pp.312–314. (In Russian)
Dorina, Marina. Dukhovye i udarnye muzykal'nye instrumenty tyurkov Sayano-Altaya: Opyt istoriko-etnograficheskogo issledovaniya. [Wind and percussion musical instruments of the Turks of Sayano-Altai: The experience of historical and ethnographic research]. 2004. Tomsk State University, abstract of the thesis for the degree of Candidate of Historical Sciences, p. 20. (In Russian)
Karakurt, Deniz. Türk söylence sözlüğü. Türkıye [Dictionary of Turkish legends. Turkey]. F-Klaviye, 2011, p.392. (In Turkish)
Khalykov, Kabyl and Karzhaubayeva, Sangul. Intertekstualnost stsenografii teatrov tyurkskogo mira: preobrazheniye prostranstva i vremeni [Intertextuality of theater scenography of the Turkic world: transformation of space and time]. Central Asian Journal of Art Sdudies, No3, 2023, p.32. DOI 10.47940/cajas.v10i3.744 (In Russian)
Muratova, Rimma. “Mifologicheskaya semantika chisla sem' u tyurkskikh narodov Uralo- Povolzh'ya”. [“The mythological semantics of the number seven among the Turkic people of the Ural-Volga region”]. Bulletin of Bashkir University, iss. 2, 2015, p.61–63. (In Russian)
Tanabaeva, Anar. Kontseptsiya «sovershennogo cheloveka» v srednevekovoi islamskoi kul'ture. [The concept of the "perfect man" in medieval Islamic culture]. Almaty, 2020. Al-Farabi Kazakh National University, p. 43. (In Russian)
Utegalieva, Saule. Zvukovoi mir tyurkskoi muzyki. [Sound world of music of the Turkic peoples]. Moscow, 2013. “Kompozitor” Publishing House, p.57. (In Russian)
Yunusova, Violetta. “Sovremennyi kompozitor i muzyka mira: voprosy vzaimodeistviya»”. [“Contempoprary Composer and the World Music Saryn: Interaction Issue”]. Saryn, vol.11, iss. 1, 2023, p. 52–59.
DOI: 10.59850/SARYN.1.11.2023.10 (In Russian)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
