СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ КАК КЛЮЧЕВОЙ АСПЕКТ РЕПОПУЛЯРИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ

Авторы

  • Алибек Байтанаев Казахская Национальная Академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)
  • Данара Мусахан Казахская Национальная Академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i2.1028

Аннотация

В данной статье рассматриваются современные технологические инновации в области звукорежиссуры и их влияние на процесс репопуляризации музыкального наследия. Особое внимание уделено эволюции звукозаписывающих технологий – от аналоговых методов к цифровым, а также роли искусственного интеллекта, иммерсивных акустических систем и автоматизированных алгоритмов, в создании высококачественного аудиоматериала. Звук представляет собой не только физическое явление в виде волны, но и важнейший медиум культурной памяти, фиксирующий голос исторической эпохи и отражающий элементы культурной идентичности. Именно поэтому переход от аналоговых методов к цифровым форматам является - не просто технической трансформацией, а сменой парадигмы восприятия и передачи музыкального опыта. Также внимание уделяется анализу возможностей адаптивного звучания, и его интеграции в различные сферы музыкального производства, живых выступлений и кинематографа. Методологический подход статьи строится на сравнительном анализе аналоговых и цифровых техник звукозаписи, и дополненном исследованием примеров из практики, (case study) - ведущих мировых фестивалей, таких как («Coachella», «Glastonbury», «Tomorrowland») и театральных постановок («Cirque du Soleil», «The Lion King»). Наряду с этим представлены результаты экспериментального изучения алгоритмов машинного обучения и статистической оценки эффективности адаптивных и виртуальных звуковых сред. Результаты исследования показывают, что инновационные технологии не только обеспечивают значительное улучшение качества звука, но и способствуют созданию новых звуковых форматов, расширяющих границы традиционного восприятия аудио произведений. Развитие технологий пространственного звука и автоматизированного мастеринга делает возможным внедрение более интуитивных инструментов для работы звукорежиссеров. Кроме того, статья затрагивает вопросы адаптации новых решений к требованиям рынка и доступности передовых технологий для независимых музыкантов и продюсеров. Статья делает вывод, что именно технологические инновации в звукорежиссуре становятся сегодня не просто инструментом технической модернизации, но и важнейшим посредником между культурным прошлым и его современным восприятием. Новые аудиоформаты, интеллектуальные алгоритмы обработки и пространственные звуковые среды не только восстанавливают архивные записи, но и наделяют их новой выразительной силой, адаптируя звучание к ожиданиям и привычкам современной аудитории.

Ключевые слова:

звукорежиссура, технологические инновации, репопуляризация, пространственный звук, искусственный интеллект, иммерсивные аудиотехнологии, цифровая звукозапись, машинное обучение, акустические системы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Алибек Байтанаев, Казахская Национальная Академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

PhD докторант 1-го курса, кафедры «Режиссура кино и телевидения», Старший преподаватель кафедры «Звукорежиссура и операторское искусство» Казахской Национальной Академии искусств имени Темирбека Жургенова, (Алматы, Казахстан)

Данара Мусахан, Казахская Национальная Академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

PhD, старший преподаватель кафедры «Звукорежиссура и операторское искусство», Казахская национальная академия искусств имени Темирбека (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Baldassarre, Antonio. “Musik im Blick. Im Dickicht der Positionen”. Musik im Blick Visuelle Perspektiven auf auditive Kulturen, Austria, Wien, 2023, pp. 49–83.

Balser-Schuhmann, Tessa, and Nicole Kiruka. “TikTokActivism: Music and Sounds in Political Content”. Musicologica Austriaca: Journal for Austrian Music Studies (Musau), 2025, pp. 33–54. DOI: 10.71045/musau.2025.SI.18

Beklenoglu, Burak. “The Rise and The Craft of The Record Producer”. Academia, 1996. https://www.academia.edu/attachments/82068756/download_file?s=profile

Bermudes, Juan. “TikTok-Music-Cultures”. Musicologica Austriaca: Journal for Austrian Music Studies (Musau), 2025, pp. 3–8. DOI: 10.71045/musau.2025.SI

Ekici, Emre. “‘Notes did not really quite speak’: Production-informed approach on providing feedback to eurogenetic (Western Classical) music performers”. The 14th International Hisarlı Ahmet Symposium (Proceedings), 2024, pp. 259–266.

Radford, Clive. Being in the Band: Exploring agency and structure in popular music. Great Britain, Birmingham, 2024.

Schrott, Emma C. “Political Performances: TikTok’s Sonic Influence on Affective Activist Expression”. Musicologica Austriaca: Journal for Austrian Music Studies (Musau), 2025, pp. 54–79. DOI: 10.71045/musau.2025.SI.20

Tahmasbi, Arash. A Case study into the role of music producers in making records: The way the music producers influence the sound of a band or artists. Research Gate, 2015,https://www.researchgate.net/profile/Arash-Tahmasbi/publication/338197232_A_Case_study_into_the_role_of_music_producers_in_making_records_The_way_the_music_producers_influence_the_sound_of_a_band_or_artists/links/5e064e88299bf10bc37e208a/A-Case-study-into-the-role-of-music-producers-in-making-records-The-way-the-music-producers-influence-the-sound-of-a-band-or-artists.pdf. Дата доступа 28 февраля 2025.

Valencia Upegui J.M., and Carlos Andres Caballero Parra. “The Evolution of Audio Processing: Technological and digital mediation in music creation and record production”. Trilogia: Ciencia Tecnologia Sociedad, Vol. 15 (29), 2022, pp. 1–18. DOI: 10.22430/21457778.2550

Winer, Ethan. The Audio Expert: Everything you need to know about audio. USA, New York, 2018.

References

Baldassarre, Antonio. “Musik im Blick. Im Dickicht der Positionen”. Musik im Blick Visuelle Perspektiven auf auditive Kulturen, Austria, Wien, 2023, pp. 49–83.

Balser-Schuhmann, Tessa, and Nicole Kiruka. “TikTokActivism: Music and Sounds in Political Content”. Musicologica Austriaca: Journal for Austrian Music Studies (Musau), 2025, pp. 33–54. DOI: 10.71045/musau.2025.SI.18

Beklenoglu, Burak. “The Rise and The Craft of The Record Producer”. Academia, 1996. https://www.academia.edu/attachments/82068756/download_file?s=profile

Bermudes, Juan. “TikTok-Music-Cultures”. Musicologica Austriaca: Journal for Austrian Music Studies (Musau), 2025, pp. 3–8. DOI: 10.71045/musau.2025.SI

Ekici, Emre. “‘Notes did not really quite speak’: Production-informed approach on providing feedback to eurogenetic (Western Classical) music performers”. The 14th International Hisarlı Ahmet Symposium (Proceedings), 2024, pp. 259–266.

Radford, Clive. Being in the Band: Exploring agency and structure in popular music. Great Britain, Birmingham, 2024.

Schrott, Emma C. “Political Performances: TikTok’s Sonic Influence on Affective Activist Expression”. Musicologica Austriaca: Journal for Austrian Music Studies (Musau), 2025, pp. 54–79. DOI: 10.71045/musau.2025.SI.20

Tahmasbi, Arash. A Case study into the role of music producers in making records: The way the music producers influence the sound of a band or artists. Research Gate, 2015,https://www.researchgate.net/profile/Arash-Tahmasbi/publication/338197232_A_Case_study_into_the_role_of_music_producers_in_making_records_The_way_the_music_producers_influence_the_sound_of_a_band_or_artists/links/5e064e88299bf10bc37e208a/A-Case-study-into-the-role-of-music-producers-in-making-records-The-way-the-music-producers-influence-the-sound-of-a-band-or-artists.pdf. Дата доступа 28 февраля 2025.

Valencia Upegui J.M., and Carlos Andres Caballero Parra. “The Evolution of Audio Processing: Technological and digital mediation in music creation and record production”. Trilogia: Ciencia Tecnologia Sociedad, Vol. 15 (29), 2022, pp. 1–18. DOI: 10.22430/21457778.2550

Winer, Ethan. The Audio Expert: Everything you need to know about audio. USA, New York, 2018.

Загрузки


Number of views: 0

Опубликован

2025-06-20

Как цитировать

Алибек Байтанаев, и Данара Мусахан. «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ КАК КЛЮЧЕВОЙ АСПЕКТ РЕПОПУЛЯРИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 10, № 2, 2025 г., с. 166-85, doi:10.47940/cajas.v10i2.1028.
Лицензия Creative Commons