ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ОБРАЗА ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ПАРЫ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРОГРАММЕ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ

Авторы

  • Алибек Исалиев Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)
  • Алима Молдахметова Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i1.1032

Аннотация

В данной статье на основе метода герменевтического анализа рассматривается образ танцевальной пары в европейской программе спортивных бальных танцев (танцевальный спорт) в качестве репрезентативной формы. Основной функцией репрезентативной формы выступает презентация (сознательная или имплицитная) заключенного в ней смысла, т.е. в объекте интерпретации. Целью исследования было прийти к пониманию смысла, заключенного в объекте интерпретации, в образе танцевальной пары и для достижения этой цели необходимо было рассмотреть процесс понимания как движение по так называемому герменевтическому кругу. На основе иконологического анализа образа танцевальной пары европейской программы спортивного бального танца исследовано положение в паре в символическом значении правого и левого в аспекте внешней и внутренней точек зрения и в направлении времени внутри пары. Результатом данного исследования является предметное раскрытие того фактора, что образ танцевальной пары европейской программы спортивного бального танца несет в себе отсвет христианской культуры. Основными методами исследования являются теоретические разработки Эмилио Бетти и Бориса Андреевича Успенского, позволившие взглянуть на эстетику спортивного бального танца более глубинно. Данное исследование представляет перспективный инструментарий в вопросах проведения герменевтического анализа танца в широком применении в сферах танцевального спорта и в направлениях хореографического искусства.

Ключевые слова:

эстетика танцев, спортивный бальный танец, танцевальный спорт, герменевтический анализ, иконология, Эмилио Бетти, Борис Успенский, метамодернизм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Алибек Исалиев, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

магистр искусств, доцент кафедры «Педагогика хореографии», докторант 3-го курса, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Алима Молдахметова, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

доктор (PhD) философии, заведующая кафедрой «Балетмейстерское искусство» Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Акиндинова, Татьяна, и Амашукели Антон. Танец в традиции христианской культуры. 2-е изд. испр. и доп., Санкт-Петербург, РХГА, 2015.

Александрийский, Климент. Строматы 6.26. Москва, Отцы и учители Церкви IV века, 1996.

Бертран, Пьер-Мишель. Зеркальные люди. История левшей. Москва, Новое литературное обозрение, 2016.

Блаженный, Августин. О книге Бытия. Москва, Творения, 1997.

«Герменевтический анализ». Psylib, www.psylib.org.ua/books/babus01/txt09.htm. Дата доступа 20 января 2025.

Золотарёва, Лариса. «Описание и анализ произведения искусства эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий». Известия Алтайского государственного университета, № 2–1, 2012, с. 157–162.

Исалиев, Алибек, и Молдахметова Алима. «Семиотический анализ спортивного бального танца в аспекте точек зрения автора, зрителя и персонажа (хореографического образа)». Central Asian Journal of Art Studies, т. 9, № 4, 2024 г., с. 70–87, doi:10.47940/cajas.v9i4.947.

Курасов, Сергей. «Иконология как герменевтика канонического искусства». Культура и цивилизация, 2014, с. 42–56.

Россиус, Юлия. «О теории интерпретации Э. Бетти». История философии, № 17, 2012, с. 83–89.

Салтыков, Александр. «О некоторых пространственных отношениях в произведениях византийской и древнерусской живописи». Древнерусское искусство XV–XVII вв., Москва, 1981.

Успенский, Борис. Семиотика искусства. Москва, Школа «Языки русской культуры», 1995.

Шлейермахер, Фридрих. «Академические речи 1829 года». Москва, Науч. изд., 1987, с. 109-220.

Шумихина, Людмила. «Искусство как бытие духовного». Онтология искусства, Екатеринбург, 2005, с. 67-79.

References

Akindinova, Tat'yana, and Amashukeli Anton. Tanec v tradicii hristianskoj kul'tury [Dance in the tradition of Christian culture]. 2nd ed. rev. and add., Saint Petersburg, RHGA, 2015. (In Russian)

Aleksandrijskij, Kliment. Stromaty 6.26 [Stromata 6.26]. Moscow, Otcy i uchiteli Cerkvi IV veka, 1996. (In Russian)

Bertrand, Pierre-Michel. Zerkal'nye lyudi. Istoriya levshej [Mirror People. The History of Lefties]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, 2016. (In Russian)

Blazhennyj, Avgustin. O knige Bytiya [About the Book of Genesis]. Moscow, Tvoreniya, 1997. (In Russian)

«Germenevticheskij analiz» [“Hermeneutic analysis”]. Psylib, www.psylib.org.ua/books/babus01/txt09.htm. Accessed 20 January 2025. (In Russian)

Zolotaryova, Larisa. «Opisanie i analiz proizvedeniya iskusstva estetiko-iskusstvovedcheskij i pedagogicheskij instrumentarij» [“Description and analysis of a work of art aesthetic-artistic and pedagogical tools”]. Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, № 2-1, 2012, pp. 157–162. (In Russian)

Issaliyev, Alibek, and Moldakhmetova Alima. «Semioticheskij analiz sportivnogo bal'nogo tanca v aspekte tochek zreniya avtora, zritelya i personazha (horeograficheskogo obraza)» [“Semiotic analysis of ballroom dance in the aspect of viewpoints of the author, viewer and character (choreographic image)”]. Central Asian Journal of Art Studies, Vol. 9, № 4, 2024, pp. 70–87, doi:10.47940/cajas.v9i4.947. (In Russian)

Kurasov, Sergej. «Ikonologiya kak germenevtika kanonicheskogo iskusstva» [“Iconology as a hermeneutics of canonical art”]. Kul'tura i civilizaciya, 2014, pp. 42–56. (In Russian)

Rossius, Yuliya. «O teorii interpretacii E. Betti» [“On the Theory of Interpretation by E. Betti”]. Istoriya filosofii, № 17, 2012, pp. 83–89. (In Russian)

Saltykov, Aleksandr. «O nekotoryh prostranstvennyh otnosheniyah v proizvedeniyah vizantijskoj i drevnerusskoj zhivopisi» [“On some spatial relationships in works of Byzantine and Old Russian painting”]. Drevnerusskoe iskusstvo XV–XVII vv., Moscow, 1981. (In Russian)

Uspenskiy, Boris. Semiotika iskusstva [Semiotics of art]. Moscow, «Yazyki russkoy kultury» school, 1995. (In Russian)

Schleiermacher, Friedrich. «Akademicheskie rechi 1829 goda» [“Academic Discourses of 1829”]. Moscow, Nauch. izd., 1987, pp. 109–220. (In Russian)

Shumihina, Lyudmila. «Iskusstvo kak bytie duhovnogo» [“Art as a spiritual being”]. Ontologiya iskusstva, Ekaterinburg, 2005, pp. 67–79. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 0

Опубликован

2025-06-20

Как цитировать

Алибек Исалиев, и Алима Молдахметова. «ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ОБРАЗА ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ПАРЫ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРОГРАММЕ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 10, № 2, 2025 г., с. 16-30, doi:10.47940/cajas.v10i1.1032.
Лицензия Creative Commons