СТАНОВЛЕНИЕ ПРОДЮСЕРСКОЙ МОДЕЛИ КИНОПРОИЗВОДСТВА В КАЗАХСТАНЕ: 1990–е ГОДЫ КАК ТОЧКА ОТСЧЕТА

Авторы

  • Сабина Мейрамова Казахский Национальный Университет Искусств им. К. Байсеитовой (Астана, Казахстан)
  • Инна Смаилова Казахский Национальный Университет Искусств им. К. Байсеитовой (Астана, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i2.1040

Аннотация

Распад Советского Союза в начале 1990–х годов стал поворотным моментом в истории кинопроизводства Казахстана. Республике, как и другим постсоветским государствам, предстояло выстраивать собственную киноиндустрию после десятилетий централизованного управления и идеологического контроля. Это время открыло новые возможности для казахского кинематографа, включая изучение собственной истории, культуры и идентичности, критического переосмысления прошлого и настоящего стали приоритетами в киноработах первого десятилетия независимости. Исследование направлено на выявление особенностей переходного периода в казахском кино, акцентируя внимание на процессе развития национальной продюсерской модели. Целью настоящего исследования является анализ процесса формирования продюсерской системы кинопроизводства отечественных студий 1990–х годов как одного из ключевых элементов развития национального кинематографа. Новизна исследования фокусируется на анализе динамики развития, роста и качества работы частных студий, что выступает важным показателем структурных изменений в отрасли и свидетельствует о зарождении современной кинематографической индустрии. Анализ первых продюсерских компаний 1990-х годов, их стратегий и организационных подходов позволил выявить ключевые элементы, впоследствии сформировавшие модель национального кинопроизводства. Методы. Использованы сравнительный – направлен на сопоставление и анализ работы новых независимых киностудий; исторический – основанный на изучении и анализе исторических источников и данных для понимания кинопроцесса 1990–х годов; статистический – основанный на использовании данных студий и анализа информации с целью выявления основных характеристик и тенденций работы отдельных студий Казахстана. Результаты. Установлено, что начало 1990–х ознаменовалось не только распадом прежней системы управления кинопроизводством, но и появлением новых возможностей для художественного поиска и авторского самовыражения. В условиях экономической нестабильности и дефицита финансирования начали создаваться частные киностудии и независимые продюсерские компании. Показано, что именно эти первые продюсерские инициативы заложили основу современной модели национального кинопроизводства, внедрив новые подходы к управлению, дистрибуции и тематическому наполнению фильмов. Исследование позволяет выявить особенности перехода от советской системы кино к независимому отечественному кинопроизводству. Выводы подчеркивают, что именно продюсерские практики данного периода во многом определили направления развития кино в последующие десятилетия. Практическая значимость работы заключается в возможности применения её выводов в области киноменеджмента и историко – культурного анализа кино Центральной Азии.  

Ключевые слова:

Кинопроизводство в Казахстане, продюсерская система, киностудий Казахстана, анализ киностудий Казахстана в 1990–е

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Сабина Мейрамова, Казахский Национальный Университет Искусств им. К. Байсеитовой (Астана, Казахстан)

докторант второго курса кафедры «Искусствоведение», магистр искусствоведения, Казахский Национальный Университет Искусств им. К. Байсеитовой,  (Астана, Казахстан)

Инна Смаилова, Казахский Национальный Университет Искусств им. К. Байсеитовой (Астана, Казахстан)

кандидат искусствоведения, киновед, профессор, Казахский Национальный Университет Искусств им. К. Байсеитовой (Астана, Казахстан)

Библиографические ссылки

Абикеева, Гульнар, и Увальжанова Алия. Профессия: продюсер. Алматы, RUAN, 2021.

Морин, А. Райан. Профессия продюсер. Москва, Бомбора, 2024.

Ногербек, Бауыржан. Экранно–фольклорные традиции в казахском игровом кино. Алматы, RUAN, 2008.

Smailova, Inna, et al. “The phenomenon of Partisan Cinema: alternative film production in Kazakhstan (Appendix: A Manifesto).” Studies in Russian and Soviet Cinema, 16:1, 2022, pp. 61–78. DOI: 10.1080/17503132.2022.2028257.

Рахманқызы Нәзира. Қазақ киносы: кеше және бүгін. Астана, Фолиант, 2017.

Cecily de Leon, “Working Corporate for Hollywood’s Biggest Film Studios: An Interview with Jacquelyn Kim” Film Matters, № 15 (2), 2024, с. 101 – 105. DOI: 10.1386/fm_00344_1

Jenny Paola Ortega Castillo, “Women Producers, Writers, Illustrators and Directors in BoJack Horseman”, Film International. Journal of World Cinema, №20 (4), 2022, с. 7–29. DOI: 10.1386/fint_00186_1

Rom Ma, “In Defense of What? The Battle Between Netflix and the Cannes Film Festival”, Film Matters, №11 (3), 2020, с. 32–44. DOI: 10.1386/fm_00098_1

Cait Murphy, “Netflix and the Studio System”, Film Matters, № 11(3), 2020, с. 142 – 147. DOI: 10.1386/fm_00055_7

Kerrigan Finola. Film marketing. London and New York, Routlege Taylor & Francis Group, 2010.

Julia V. Griffey. Digital media production for beginner. New York and London, Routlege Taylor & Francis Group, 2025.

Michael Franklin. Risk in the Film Business. Known Unknowns. London and New York, Routlege Taylor & Francis Group, 2023.

References

Abikeyeva, Gulnar, i Uvalzhanova Aliya. Professiya: prodyuser. Almaty, RUAN, 2021. (In Russian)

Morin, A. Rayan. Professiya prodyuser. Moskva, Bombora, 2024. (In Russian)

Nogerbek, Bauyrzhan. Ekranno–folklornyye traditsii v kazakhskom igrovom kino. Almaty, RUAN, 2008. (In Russian)

Smailova, Inna, et al. “The phenomenon of Partisan Cinema: alternative film production in Kazakhstan (Appendix: A Manifesto).” Studies in Russian and Soviet Cinema, 16:1, 2022, pp. 61–78. DOI: 10.1080/17503132.2022.2028257.

Rakhmanқyzy Nәzira. Қazaқ kinosy: keshe zhәne bүgіn. Astana, Foliant, 2017. (In Kazakh)

Cecily de Leon, “Working Corporate for Hollywood’s Biggest Film Studios: An Interview with Jacquelyn Kim” Film Matters, № 15 (2), 2024, с. 101 – 105. DOI: 10.1386/fm_00344_1

Jenny Paola Ortega Castillo, “Women Producers, Writers, Illustrators and Directors in BoJack Horseman”, Film International. Journal of World Cinema, №20 (4), 2022, с. 7–29. DOI: 10.1386/fint_00186_1

Rom Ma, “In Defense of What? The Battle Between Netflix and the Cannes Film Festival”, Film Matters, №11 (3), 2020, с. 32–44. DOI: 10.1386/fm_00098_1

Cait Murphy, “Netflix and the Studio System”, Film Matters, № 11(3), 2020, с. 142 – 147. DOI: 10.1386/fm_00055_7

Kerrigan Finola. Film marketing. London and New York, Routlege Taylor & Francis Group, 2010.

Julia V. Griffey. Digital media production for beginner. New York and London, Routlege Taylor & Francis Group, 2025.

Michael Franklin. Risk in the Film Business. Known Unknowns. London and New York, Routlege Taylor & Francis Group, 2023.

Загрузки


Number of views: 0

Опубликован

2025-06-20

Как цитировать

Сабина Мейрамова, и Инна Смаилова. «СТАНОВЛЕНИЕ ПРОДЮСЕРСКОЙ МОДЕЛИ КИНОПРОИЗВОДСТВА В КАЗАХСТАНЕ: 1990–е ГОДЫ КАК ТОЧКА ОТСЧЕТА». Central Asian Journal of Art Studies, т. 10, № 2, 2025 г., с. 113-34, doi:10.47940/cajas.v10i2.1040.
Лицензия Creative Commons