ОЧАРОВАННЫЕ СТЕПЬЮ: УСТОЙЧИВОСТЬ КУЛЬТУРНОГО КОДА В МУРАЛАХ АСТАНЫ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i2.1048Аннотация
Публичное пространство отечественных городов отличается разнообразием форм и видов современного street art. Одной из форм, набирающих популярность в последние годы, становится стеновая роспись городских строений – мурал, что и определяет проблему настоящего исследования. Актуальность настоящей работы определяется слабой разработанностью проблемы преемственности изобразительной традиции в визуальном языке казахстанских муралов, что вполне можно объяснить их сравнительно недавним появлением в городах. Новизна работы состоит в том, что впервые предпринимается научное осмысление муралов Астаны на основе междисциплинарного подхода. Методы. В фокус исследовательского интереса настоящей работы подобран ряд столичных муралов, украшающих многоэтажные жилые дома Алматинского, Байконырского и Сарыаркинского районов правобережной части Астаны. Выборка муралов основывается на ряде критериев (название мурала как сообщение, орнаментальность, цветовая гамма, сюжет, композиция), анализ которых позволяет выявить символическое единство их визуального выражения. Критерии определили исследовательскую стратегию, опирающуюся на семиотический подход и теорию памяти, которые, как представляется, наиболее эффективны в осмыслении творческого посыла художников жителям и гостям столицы. Результаты. Шесть выбранных муралов концептуально объединены в две группы, которым даны условные названия «Мир женщины», «Конная» или «Всадническая». «Женская» тематика обусловлена изображениями, посвященными женскому творчеству, красоте женщины и ее роли в традиционном обществе. «Конная» или «Всадническая» тема воспроизводит культурный код казахов – как Народа-Всадника. Данная тема визуализирует образы всадника и образы коня в игровой, обрядовой и космической ипостасях. Рассмотренные муралы представляются ярким свидетельством устойчивости в ментальности современных street art сообществ и отдельных художников знаковых символов Степной культуры – женщины как үй адамы и Всадничества как образа жизни. Их привнесение в городской ландшафт решает не только вопросы архитектурной эстетики общественного пространства, но и визуально способствует формированию уважения к истории и наследию прошлого.Ключевые слова:
street art, мурал, художник-муралист, культурный код, визуальный код, наследие, Астана, КазахстанСкачивания
Библиографические ссылки
Аргынбаев, Халел. «Народные обычаи и поверья казахов, связанные со скотоводством». Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана, ответственные редакторы Татьяна Жданко и Карим Шаниязов. Москва, 1975. с. 194–205.
Ассман, Ян. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. Перевод с немецкого Марии Сокольской. Москва, Языки славянской культуры, 2004.
Барт, Ролан. «Введение в структурный анализ повествовательных текстов». Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. Перевод с французского и вступительная статья Георгия Косикова. Москва: Издательская группа «Прогресс», 2000. с. 196–238.
Барт, Ролан. «Нулевая степень письма». Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. Перевод с французского и вступительная статья Георгия Косикова. Москва: Издательская группа «Прогресс», 2000. с. 50–96.
Baimurzina, Аdiya. «The symbolism of sun and horse imagery: from ancient Tamgaly petroglyphs to modern national discourse». Uly Dala. Журнал городских и социальных исследований. № 2, 2024. р. 35–63.
Бисенова, Алима. «Между городом и степью: нарративы и практики возрождения коневодства и конно-спортивных игр в Казахстане». Uly Dala. Журнал городских и социальных исследований. № 2, 2024, с. 14–32.
Геродот. История в девяти книгах. Перевод и примечания Георгия Стратановского. Ленинград, 1972.
Кононов, Андрей. «Способы и термины определения стран света». Тюркологический сборник-1974. Москва, Наука, 1978. с. 72–89.
Кэмпбелл, Джозеф. Богини: тайны женской божественной сущности. Санкт-Петербург, Питер, 2019.
Лотман, Юрий. «Искусствознание и «точные методы» в современных зарубежных исследованиях». Семиотика и искусствометрия. Москва, «МИР», 1972, с. 5–24.
Лотман, Юрий. Семиосфера. Санкт-Петербург, «Искусство», 2000.
Лотман, Юрий. «Символ в системе культуры». Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам. Учебные записки Тартуского государственного университета, том XXI, вып. 754. Тарту, 1987, с. 10–21.
Мамраева, Динара, Торжанова, Данагуль, Гребенюк, Дарья. «Стрит-арты как объекты городского экскурсионного туризма (на примере муралов города Караганды)». Туризм: право и экономика. № 2, 2023. с. 16–20. DOI 10.18572/1813-1212-2023-2-16-20
Моррис, Чарльз. «Из книги «Значение и означивание». Знаки и действия». Семиотика. Перевод с английского В. Мурат. Составитель, вступительная статья и общая редакция Юрия Степанова. Москва, «Радуга», 1983. с. 118–132.
Октябрьская, Ирина и др. «Традиционные узорные войлоки казахов и современное ковроделие». Вестник Сургутского государственного педагогического университета. № 4 (19), 2012, с. 189–199.
Прието, Антонио. «Из книги «Морфология романа». Нарративное произведение». Семиотика. Перевод с испанского А.Б. Матвеева. Составитель, вступительная статья и общая редакция Юрия Степанова. Москва, «Радуга», 1983, с. 370–399.
Резникова, Екатерина. «Интерпретация природного наследия в современном искусстве Казахстана». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, № 3, 2022, с. 61–75, DOI: https://cajas.kz/journal/article/view/607. Дата доступа 12 февраля 2025.
Резникова, Екатерина. «Современное искусство Казахстана и классическое наследие: художественный диалог культур». Этнодиалоги. № 1 (57), 2019, с. 94–109.
Соссюр, Фердинанд де. Курс общей лингвистики. Перевод с французского А.М. Сухотина. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 1999.
Степанов, Юрий. «В мире семиотики». Семиотика. Составитель, вступительная статья и общая редакция Юрия Степанова. Москва, «Радуга», 1983, с. 5–36.
Токтабай, Ахмет. Конный мир казахов. Алматы, «АЛМАТЫКІТАП БАСПАСЫ», 2022.
Фатьянова, Ульяна. «В Астане появился первый мурал». The-steppe.com, 15 июня, 2017, www.https://the-steppe.com/novosti/v-astane-poyavilsya-pervyy-mural. Дата доступа: 11 февраля 2025.
Шайгозова, Жанерке. «Искусство Казахстана в фокусе семиотического подхода: невидимое в видимом (к постановке вопроса)». Языки казахской культуры, научный редактор Альмира Наурзбаева. Алматы, КазНИИК, 2023, с. 95–246.
Эко, Умберто. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Перевод с итальянского В. Резник и А. Погоняйло. Санкт-Петербург, symposium, 2006.
Gonçalves, K., & Milani, T. M. Street art/art in the street – semiotics, politics, economy. Social Semiotics, 32 (4), 2022, р. 425–443. https://doi.org/10.1080/10350330.2022.2114724. Дата доступа 20 января 2025.
Greeley Robin Adèle. “Introduction”. Mexican Muralism. A Critical History. Edited by Alejandro Anreus, et al. University of California Press. Berkeley, Los- Angeles, London, 2012, p. 1–10.
Malott, Maria E. “How a Few Individuals Brought about a Cultural Cusp: From a Mexican Mural Program to a Movement.” Perspectives on Behavior Science, no 42, 2019, p. 773–814.
Sarbassova, Guldana. “Language and Identity in Kazakh Horse Culture”. Bilig. no 75, 2015, p. 227–248.
Stampoulidis, Georgios, et al. “The "black-and-white mural" in Polytechneio”. SAUC - Street Art and Urban Creativity, vol. 4, no 2, 2018, p. 54–65. https://doi.org/10.25765/sauc.v4i2.143
References
Argynbayev, Khalel. “Narodnyye obychai i poverya kazakhov, svyazannyye so skotovodstvom” [“Folk customs and beliefs of the Kazakhs associated with cattle breeding”]. Economic and cultural traditions of the peoples of Central Asia and Kazakhstan, executive editors Tatyana Zhdanko and Karim Shaniyazov. Moscow, Nauka, 1975. p. 194–205. (In Russian)
Assman, Yan. Kul'turnaya pamyat': pis'mo, pamyat' o proshlom i politicheskaya identichnost' v vysokikh kul'turakh drevnosti [Cultural Memory: Writing, Memory of the Past, and Political Identity in the High Cultures of Antiquity]. Transl. from German by Maria Sokolskaya. Moscow, Yazyki slavyanskoy kul'tury, 2004. (In Russian)
Bart, Rolan. “Vvedeniye v strukturnyy analiz povestvovatel'nykh tekstov” [“Introduction to the structural analysis of narrative texts”]. Frantsuzskaya semiotika: ot strukturalizma k poststrukturalizmu [French semiotics: from structuralism to poststructuralism”]. Transl. from French by and introduction by George Kosikov. Moscow, Izdatel'skaya gruppa «Progress», 2000. pp. 196-238. (In Russian)
Bart, Rolan. “Nulevaya stepen' pis'ma” [“Writing Degree Zero”]. French semiotics: from structuralism to poststructuralism.” Transl. from French by and introduction by George Kosikov. Moscow, Izdatel'skaya gruppa «Progress», 2000. pp. 50–96. (In Russian)
Baimurzina, Аdiya. “The symbolism of sun and horse imagery: from ancient Tamgaly petroglyphs to modern national discourse.” Uly Dala. Journal of Urban and Social Research]. no. 2, 2024. р. 35–63.
Bissenova, Alima. “Mezhdu gorodom i stepyu: narrativy i praktiki vozrozhdeniya konevodstva i konno-sportivnykh igr v Kazakhstane” [“Between the city and the steppe: the narratives and practices of the revival of horse herding and equestrian games in Kazakhstan.”] Uly Dala. Journal of Urban and Social Research]. no. 2, 2024, p. 14-32. (In Russian)
Gerodot. Istoriya v devyati knigakh [History in nine books], transl. and notes by Georgy Stratanovsky. Leningrad, 1972. (In Russian)
Kononov, Andrey. “Sposoby i terminy opredeleniya stran sveta.” [“Methods and terms for determining cardinal points.”] Turkological collection-1974. Moscow, Nauka, 1978. p. 72–89. (In Russian)
Campbell, Joseph. Bogini: tayny zhenskoy bozhestvennoy sushchnosti [“Goddesses: Secrets of the Feminine Divine Essence”]. St. Petersburg, Piter, 2019. (In Russian)
Lotman, Yuri. “Iskusstvoznaniye i «tochnyye metody» v sovremennykh zarubezhnykh issledovaniyakh.” [“Art Studies and "Exact Methods" in Contemporary Foreign Research.”] Semiotics and Art Metrics. Moscow, "MIR", 1972, pp. 5–24. (In Russian)
Lotman, Yuriy. Semiosphere. St. Petersburg, «Iskusstvo», 2000. (In Russian)
Lotman, Yuriy. «Simvol v sisteme kultury» [ “Symbol in the cultural system.”] Symbol in the system of culture. Works on sign systems. Educational notes of Tartu State University], vol. XXI, iss. 754. Tartu, 1987, p. 10–21. (In Russian)
Mamrayeva, Dinara, Torzhanova, Danagul, Grebenyuk, Darya. “Strit-arty kak obyekty gorodskogo ekskursionnogo turizma (na primere muralov goroda Karagandy)” [“Street art as objects of urban excursion tourism (on the example of murals of the city of Karaganda.)”] Tourism: Law and Economics, no. 2, 2023. p. 16–20. DOI.10.18572/1813-1212-2023-2-16-20. (In Russian)
Morris, Charles. Iz knigi "Znacheniye i oznachivaniye. Znaki i deystviya ” [“From the book "Meaning and Signification". Signs and Actions.”] Semiotika [Semiotics], transl. from English by V. Murat. Compiler, introduction and general editing by Yuri Stepanov. Moscow, «Raduga», 1983. p. 118–132. (In Russian)
Oktyabrskaya, Irina et al. “Traditsionnyye uzornyye voyloki kazakhov i sovremennoye kovrodeliye.” [“Traditional patterned felts of the Kazakhs and modern carpet weaving.”]. Bulletin of Surgut State Pedagogical University, no. 4 (19), 2012, p. 189–199. (In Russian)
Prieto, Antonio. “Iz knigi "Morfologiya romana". Narrativnoye proizvedeniye.” [“From the book "Morphology of the Novel". Narrative Work”] Semiotika. [Semiotics], transl. from Spanish by A.B. Matveev. Compiler, introduction and general ed. by Yuri Stepanov. Moscow, «Raduga», 1983, p. 370–399. (In Russian)
Reznikova, Yekaterina. “Interpretatsiya prirodnogo naslediya v sovremennom iskusstve Kazakhstana” [“Interpretation of Natural Heritage in Contemporary Art of Kazakhstan.”] Central Asian Journal of Art Studies, vol. 7, № 3, 2022, p. 61–75, DOI: https://doi.org/10.47940/cajas.v7i3.607. Assessed 12 February 2025 (In Russian)
Reznikova, Yekaterina. “Sovremennoye iskusstvo Kazakhstana i klassicheskoye naslediye: khudozhestvennyy dialog kultur.” [“Contemporary Art of Kazakhstan and Classical Heritage: Artistic Dialogue of Cultures.”] Ethnodialogues, no. 1 (57), 2019, p. 94–109. (In Russian)
Saussure, Ferdinand de. Kurs obshchey lingvistiki [“Course of General Linguistics.”] Transl. from French by A.M. Sukhotin. Ekaterinburg, Ural University Publishing House, 1999. (In Russian)
Stepanov, Yuriy. «V mire semiotiki» [“In the World of Semiotics”]. Semiotika [Semiotics]. Compiler, introduction and general ed. by Yuri Stepanov. Moscow, «Raduga», 1983, p. 5–36. (In Russian)
Toktabay, Akhmet. Konnyy mir kazakhov [The Equestrian World of the Kazakhs]. Almaty, «Almatykіtap baspasy», 2022. (In Russian)
Fatyanova, Ulyana. «V Astane poyavilsya pervyy mural» [“The first mural has appeared in Astana.”]. The-steppe.com, 15 June 2017, https://the-steppe.com/novosti/v-astane-poyavilsya-pervyy-mural. Accessed 11 February 2025. (In Russian)
Shaygozova, Zhanerke. “Iskusstvo Kazakhstana v fokuse semioticheskogo podkhoda: nevidimoye v vidimom (k postanovke voprosa).” [“The Art of Kazakhstan in the Focus of the Semiotic Approach: The Invisible in the Visible (Towards the Formulation of the Question).”] Languages of Kazakh Culture, scientific editor A.Naurzbayeva. Almaty, KaZNIIK, 2023, p. 95–246. (In Russian)
Eko, Umberto. Otsutstvuyushchaya struktura. Vvedeniye v semiologiyu [“The Missing Structure. Introduction to Semiology”]. Transl. from Italian by V. Reznik and A. Pogonyailo. St. Petersburg, symposium, 2006. (In Russian)
Gonçalves, K., & Milani, T. M. “Street art / art in the street – semiotics, politics, economy.” Social Semiotics, 32 (4), 2022, р. 425–443. https://doi.org/10.1080/10350330.2022.2114724. Assessed 20 January 2025.
Greeley Robin Adèle. “Introduction”. Mexican Muralism. A Critical History. Edited by Alejandro Anreus, et al. University of California Press. Berkeley, Los- Angeles, London, 2012, p. 1–10.
Malott, Maria E. “How a Few Individuals Brought about a Cultural Cusp: From a Mexican Mural Program to a Movement.” Perspectives on Behavior Science, no 42, 2019, p. 773–814.
Sarbassova, Guldana. “Language and Identity in Kazakh Horse Culture”. Bilig. no 75, 2015, p. 227–248.
Stampoulidis, Georgios, et al. “The "black-and-white mural" in Polytechneio”. SAUC - Street Art and Urban Creativity, vol. 4, no 2, 2018, p. 54–65. https://doi.org/10.25765/sauc.v4i2.143
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
