КЛАСС САКСОФОНА КАЗАХСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ КУРМАНГАЗЫ: ИСТОРИЯ И ПРАКТИКА
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i1.1049Аннотация
В статье представлен всесторонний анализ формирования саксофонного образования в Казахстане на примере Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, начиная с открытия саксофонного класса в 1981 году. Исследование отражает историческую эволюцию исполнительской и педагогической практики в условиях социокультурных и образовательных трансформаций. Систематизированы ключевые этапы становления саксофонной школы, проанализирован вклад ведущих преподавателей в разработку методологических основ обучения. Основными задачами исследования являются реконструкция истории саксофонного класса, анализ трансформации педагогических подходов и оценка влияния культурного контекста на развитие исполнительского искусства. Особое внимание уделено адаптации методик к специфике казахстанской музыкальной традиции. Отмечена роль Якова Ткаченко, Григория Геллера и Игоря Шубина в становлении профессионального саксофонного образования. Методологическая основа исследования включает исторический, сравнительно-педагогический, социокультурный и кейс-анализ, а также использование архивных материалов, монографий, научных публикаций и интервью с преподавателями, что обеспечило комплексный подход для изучения представленной темы. Результаты исследования подтверждают, что открытие саксофонного класса стало значимым этапом в развитии исполнительского искусства в Казахстане. Педагогическая деятельность способствовала формированию эффективной методологической базы и повышению уровня исполнительского мастерства. Существенное значение имели организационные концерты, мастер-классы, создание специализированной литературы, что способствовало повышению качества образовательного процесса. Практическая значимость работы заключается в применимости полученных выводов для оптимизации образовательных программ, разработки методических рекомендаций и подготовки квалифицированных специалистов, обеспечивая устойчивое развитие саксофонной школы и укрепление саксофонной культуры в Казахстане.Ключевые слова:
Казахстан, саксофон, саксофонное образование, класс саксофона, Казахская национальная консерватория имени КурмангазыСкачивания
Библиографические ссылки
Abiyr, Merei. Kontsert dlya saksofona-alta i strunnogo orkestra A. K. Glazunova v ispolnitelskikh interpretatsiyakh S. Kolesova i N. Zimina The Concerto for Alto Saxophone and String Orchestra by A. K. Glazunov in the Performative Interpretations of S. Kolesov and N. Zimin. 2023. Astana, Kazakh National University of Arts, Master’s thesis. (In Russian)
Aktassova, Zhanna. Kontsert dlya saksofona s orkestrom K. Kuzhamyarova (osobennosti kompozitorskogo i ispolnitelskogo stilya) The Concerto for Saxophone and Orchestra by K. Kuzhamyarov (Features of the Composer’s and Performer's Style). 2015. Astana, Kazakh National University of Arts, Master’s thesis. (In Russian)
Bemm, Artur. Saksofon v akademicheskoy i dzhazovoy muzyke: voprosy istorii, teorii i metodiki ispolnitelstva The Saxophone in Academic and Jazz Music: Issues of History, Theory, and Performance Methodology. 2024. Almaty, Kurmangazy Kazakh National Conservatory, Master’s thesis. (In Russian)
Charyton, Christine, John G. Holden, Richard J. Jagacinski, and John O. Elliott. “A Historical and Fractal Perspective on the Life and Saxophone Solos of John Coltrane.” Jazz Perspectives 6 (3). 2012. pp. 311 – 335. doi:10.1080/17494060.2013.806031.
Dries, Koen, Walter Vincken, Johan Loeckx, Daniël Schuermans, and Joris Dirckx. “Effects of a Respiratory Muscle Training Program on Respiratory Function and Musical Parameters in Saxophone Players.” Journal of New Music Research 46 (4). 2017. pp. 381 – 393. doi:10.1080/09298215.2017.1358751.
Imanbayev, Azamat. Conversation with Igor Yurievich Shubin. Almaty, 26 Oct. 2023. Personal archive of A. Imanbayev.
Imanbayev, Azamat. Conversation with Yakov Matveevich Tkachenko. Almaty, 25 Sept. 2019. Personal archive of A. Imanbayev.
Imanbayev, Azamat, and Galiya Begеmbetova. “Kazakh Folk Music in Saxophone Works by Composers of Kazakhstan.” Saryn, vol. 12, no. 3, 2024, pp. 74–94. DOI: 10.59850/SARYN.3.12.2024.218.
Imanbayev, Azamat. Proizvedeniya dlya saksofona v tvorchestve kompozitorov Kazakhstana: problemy stilya i ispolnitelskoy interpretatsii Works for Saxophone in the Compositional Output of Kazakh Composers: Issues of Style and Performance Interpretation. 2019. Almaty, Kurmangazy Kazakh National Conservatory, Master’s thesis. (In Russian)
Kapan, Dinmukhammed. Ispolnitelskiye osobennosti transkriptsiy i aranzhirovok dlya saksofona v tvorchestve kompozitorov Kazakhstana Performing Features of Transcriptions and Arrangements for Saxophone in the Works of Kazakh Composers. 2020. Almaty, Kurmangazy Kazakh National Conservatory, Master’s thesis. (In Russian)
Moura, Nádia, and Sofia Serra. "Saxophone Players’ Self-perceptions about Body Movement in Music Performing and Learning: An Interview Study.” Music Perception, vol. 41, no. 3, 2024, pp. 199–216. DOI: 10.1525/mp.2024.41.3.199.
Orazbayev, Zhayynshakh. Saksofon v ispolnitelskom iskusstve Kazakhstana: vzaimosvyaz klassicheskogo i estradnogo napravleniy The Saxophone in the Performing Art of Kazakhstan: The Interrelation of Classical and Pop Music Styles. 2020. Almaty, T. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts, Master’s thesis. (In Russian)
Orenburtskaya, Asel. Dzhazovoye ispolnitelstvo sovremennogo Kazakhstana: k probleme spontannoy improvizatsii Jazz Performance in Contemporary Kazakhstan: The Problem of Spontaneous Improvization. 2021. Almaty, T. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts, Master’s thesis. (In Russian)
Panargalieva, Diana. Batyrkhan Shukenov: «Ulovit nerv vremenI…» "Batyrkhan Shukenov: 'To Capture the Nerve of the Time...'" New Musical Newspaper [Electronic resource]. Access mode: URL: https://musicnews.kz/batyrxan-shukenov-ulovit-nerv-vremeni/ (accessed 22 Jan. 2025).
Ramirez, Rafael, Amaury Hazan, Emilia Gómez, Esteban Maestre, and Xavier Serra. “Discovering Expressive Transformation Rules from Saxophone Jazz Performances.” Journal of New Music Research 34 (4). 2005. pp. 319 – 330. doi:10.1080/09298210600578097.
Riera, Pablo E., Martin Proscia, and Manuel C. Eguia. 2014. “A Comparative Study of Saxophone Multiphonics: Musical, Psychophysical and Spectral Analysis.” Journal of New Music Research 43 (2). 2014. pp. 202 – 213. doi:10.1080/09298215.2013.860993.
Sattibayeva, Alima. Dukhovaya instrumentalnaya kultura Kazakhstana Wind Instrumental Culture of Kazakhstan. 2012. Astana, Kazakh National University of Arts, Master’s thesis. (In Russian)
Turchinsky, Boris. "Gersh Geller o vremeni i o sebе" "Gersh Geller on Time and on Himself" [Electronic resource]. Access mode: URL: https://www.partita.ru/articles/geller.shtml (accessed 10 Jan. 2025). (In Russian)
Unaybekov, Ashim. Ispolnitelskiye konkursy kak fenomen sovremennosti Performance Competitions as a Phenomenon of Contemporary Times. 2012. Astana, Kazakh National University of Arts, Master’s thesis. (In Russian)
Ukshini, Enis, and Joris Dirckx. “Influence of Lip position, Lip Force and Blowing Pressure on the Tuning and Playability of an Alto Saxophone Mouthpiece.” Applied Acoustics, vol. 199, 2022. DOI: 10.1016/j.apacoust.2022.109011.
Ukshini, Enis, and Joris Dirckx. “Time-resolved Strain and Deformation Measurement on the Vibrating Saxophone Reed.” Strain, vol. 59, no. 3, 2023, рр. 1–14. DOI: 10.1111/str.12437.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
