СПЕЦИФИКА ИСПОЛНЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ ЛАДОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ ПРИМА-КОБЫЗА
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i2.1050Аннотация
В статье рассматриваются особенности использования и исполнения восточных макамов в репертуаре прима-кобыза. Объектом исследования стали произведения Ермурата Усенова «Восточный танец» и Рустама Сабирова «Восточный вечер». В этих произведениях восточные макамы используются как важные художественные средства, расширяющие стилистические рамки репертуара и обогащающие исполнительские возможности. Современные музыканты применяют фактурные, аппликатурные и артикуляционные приёмы, отражающие как исполнительские нормы эпохи, так и авторскую индивидуальность. Подобные подходы позволяют кобызистам творчески интерпретировать восточные макамы и способствуют развитию исполнительской школы инструмента. Кроме того, эти произведения через поэтичность, символику и подлинность позволяют осмыслить связь между культурным наследием и личным опытом в контексте современного искусства. В связи с этим изучение таких исполнительских практик является актуальным. Цель исследования – выявить влияние восточных ладов на национальную самобытность кобыза посредством сравнительного анализа особенностей их применения и исполнения в указанных произведениях. В качестве методов выбраны музыкальный анализ и систематический литературный обзор, что позволяет раскрыть стилистические и исполнительские особенности репертуара. В результате исследования установлено, что интерпретация произведений, основанных на восточных макамах, способствует развитию техники игры на прима-кобызе, расширяет стилистическое пространство и развивает художественное мышление исполнителей. Полученные данные демонстрируют преемственность между традиционной интонацией и современным художественным языком, открывают возможности для создания новых музыкальных произведений, а также способствуют развитию интерпретационных навыков исполнителей и внедрению интонационных, аппликатурных и артикуляционных приёмов в образовательный процесс.Ключевые слова:
прима-кобыз, репертуар, самобытность, восточные макамы, исполнительская техника, интерпретация, импровизация, культурный кодСкачивания
Библиографические ссылки
Аманов, Бакдаулет, и Асия Мухамбетова. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы, Дайк-пресс, 2002.
Гаджибеков, Узаир. Основы азербайджанской музыки. Баку, 1945.
Faraj, Johnny. “The Arabic Maqam.” Maqamworld, www.maqamworld.com/en/index.php.
Feldman, Walter. Music of the Ottoman Court: Makam, Composition and the Early Ottoman Instrumental Repertoire. vol. 177, Brill, 2023.
Junussova, Balzhan, Saule Utegalieva, and Dinara Bulatova. "Kazakh Prima-Kobyz and Kyrgyz Prima-Kiyak: The Experience of the Comparative Study." Musicologist, vol. 8, no. 2, 2024, pp. 210–232.
Öztürk, Okan Murat. "How was the traditional makam theory westernized for the sake of modernization?." Rast Müzikoloji Dergisi 6.1 (2018): 1769-1787.
Said, Edward W. Orientalism. Pantheon Books, 1978.
Sazer, Gönenç. "Formal Analysis of Fikret Amirov's Violin Work Named Mugham Poema." Journal for the Interdisciplinary Art and Education, vol. 4, no. 3, 2023, pp. 115–128.
Snyder, Hannah. "Literature Review as a Research Methodology: An Overview and Guidelines." Journal of Business Research, no. 104, 2019, pp. 333–339.
References
Amanov, Bakdaulet, and Assiya Mukhambetova. Kazahskaja tradicionnaja muzyka i XX vek [Kazakh Traditional Music and the Twentieth Century]. Almaty, Daik-Press, 2002. (In Russian)
Gajibekov, Uzeyir. Osnovy azerbaidzhanskoy muzyki. Baku, 1945. (In Russian)
Faraj, Johnny. “The Arabic Maqam.” Maqamworld, www.maqamworld.com/en/index.php. Accessed 26 December 2024.
Feldman, Walter. Music of the Ottoman Court: Makam, Composition and the Early Ottoman Instrumental Repertoire. vol. 177, Brill, 2023.
Junussova, Balzhan,et al. "Kazakh Prima-Kobyz and Kyrgyz Prima-Kiyak: The Experience of the Comparative Study." Musicologist, vol. 8, no. 2, 2024, pp. 210–232.
Öztürk, Okan Murat. "How was the traditional makam theory westernized for the sake of modernization?." Rast Müzikoloji Dergisi, 6.1, 2018, pp. 1769–1787.
Said, Edward W. Orientalism. Pantheon Books, 1978.
Sazer, Gönenç. "Formal Analysis of Fikret Amirov's Violin Work Named Mugham Poema." Journal for the Interdisciplinary Art and Education, vol. 4, no. 3, 2023, pp. 115–128.
Snyder, Hannah. "Literature Review as a Research Methodology: An Overview and Guidelines." Journal of Business Research, no. 104, 2019, pp. 333–339.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
