МЕТОДЫ В РЕЧЕВОМ ИСКУССТВЕ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ КОД ПОДГОТОВКИ АКТЕРОВ ДРАМЫ

Авторы

  • Сулухан Суханова Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)
  • Арман Жумаш Казахская Национальная Академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i2.1052

Аннотация

  Данная работа посвящена исследованию современных проблем речи в казахском театральном искусстве и феноменологическому коду подготовки актеров драмы. Цель исследования – выявить и проанализировать современные педагогические техники, способствующие развитию внутреннего восприятия, выразительности и искренности речи актера. В работе рассматриваются основные методы работы с внутренним состоянием, саморефлексии и диалога, а также их интеграция в систему подготовки профессиональных актеров. Научная новизна заключается в систематизации и адаптации феноменологических подходов к казахскому театральному искусству, что позволяет повысить уровень эмоциональной чувствительности и внутренней искренности исполнителя. Методологическая основа включает анализ литературных источников, педагогических практик и экспериментальных методов внедрения феноменологических технологий. Результаты исследования подтверждают эффективность использования методов внутреннего восприятия и рефлексии для формирования выразительной речи, а также подчеркивают важность взаимодействия между педагогами, режиссерами и актерами при реализации этих подходов. Анализ показывает, что внедрение феноменологического кода способствует развитию профессиональных навыков, сохранению национальных культурных особенностей и повышению уровня сценического мастерства. В целом, работа подчеркивает важность развития системы подготовки актеров на основе феноменологических принципов, что способствует более глубокому восприятию роли и развитию уникального сценического стиля казахского театра.

Ключевые слова:

Феноменологический код, подготовка актеров, драма, сценическая игра, эмоциональное восприятие, внутренняя осознанность, телесная выразительность, мимика, жесты, взаимодействие с партнером, самопознание, театральное искусство, актерское мастерство

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Сулухан Суханова, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

PhD  докторант 2-го курса кафедры «Сценическая речь», магистр искусствоведения, Казахская Национальная Академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Арман Жумаш, Казахская Национальная Академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

заведующий кафедры «Сценическая речь», кандидат искусствоведения, доцент, Казахская Национальная Академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Бернацкий, Владилен. Философия: конспект лекций: Учебное пособие под общ. ред. Н. П. Маховой, Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008.

Булгаков, Михаил. Жизнь господина де Мольера. Москва, ПРОЗАиК, 2019.

Гиппиус, Сергей. Актерский тренинг: Гимнастика чувств. Секреты развития психики. СПб., 2003.

Гребенкин, Александр. Психологические аспекты актёрского творчества. Театр “111" им. П. М. Ершова, Москва. http://theater111.ru/science18.php. Дата обращения: 10 марта 2025

Жумаш, Арман, и др. «Особенности методики обучения сценической

речи». Керуен, т. 76, № 3, 2022, с. 232–240. DOI: https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.3-20.

Каржаубаева, Сангуль.«Феномены казахской культуры». Современные проблемы науки и образования, № 1, 2012, URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5502/. Дата обращения: 10 марта 2025.

Кулбаев, Аман. Актерское мастерство: теория и практика. Учебник. Алматы, 2012.

Леман, Ханс-Тис. Постдраматический театр. Москва: Изд-во ABCdesign, 2013.

Matayeva, Assyl., et al. «Problems of the theory and methodology of modern Kazakh literary studies». Journal of Infrastructure Policy and Development, vol. 9, no. 1, Jan. 2025, p. 10392 https://www.researchgate.net/publication/387757599_Problems_of_the_theory_and_methodology_of_modern_Kazakh_literary_studies.

Sarybay, Madyar, and Yerkebay, Anar. «Contemporary Stage Art Problems in the Theater Critic A. Sygay'sWorks.» Norwegian Journal of Development of the International Science, no 37, 2019, c. 7-10. https://cyberleninka.ru/article/n/contemporary-stage-art-problems-in-the-theater-critic-a-sygays-works.

Станиславский, Константин. Собрание сочинений, т. 3. с. 405 http://teatr-lib.ru/Library/Stanislavsky/T_3/. См. Также: Бори́с Алекса́ндрович. Зачем нужна актеру система.

Толковый словарь терминов языкознания. Алматы, Словарь-Словарь, 2005.

Туранкулова, Дарига. Мастерство чтения художественного слова. Алматы Білім, 2001.

Фишер-Лихте, Эрика. Эстетика перформативности. Москва Канон, 2021.

Хожамбердиев, Ордабек, и Еркебай, Анар. «Новизна сценической речи в классических постановках XXI века». Керуен, т. 76, № 3, 2022, с. 262–271. https://keruenjournal.kz/main/article/view/431.

Chukhrov, Keti. “The Postdramatic Theater’s Misadventures in the Age of Contemporary Art.” e-Flux Journal, no. 120, Sept. 2021, рр. 1–8. https://www.e-flux.com/journal/120/415768/the-postdramatic-theater-s-misadventures-in-the-age-of-contemporary-art/

Reference:

Bernatskiy, Vladilen. Filosofiya: konspekt lektsiy[Philosophy: lecture notes]. Textbook under the general editorship of N. P. Makhova. Omsk: OmGTU, 2008. (In Russian)

Bulgakov, Mikhail. Zhizn gospodina de Mol’era [The Life of Mr. de Molière]. Moscow: PROZAiK, 2019. (In Russian)

Gippius, Sergei. Akterskiy trening: Gimnastika chuvstv. Sekrety razvitiya psikhiki [Acting training ‘Gymnastics of feelings.] SPb. Moscow, 2003. (In Russian)

Grebenkin, Aleksandr. Psikhologicheskie aspekty akterskogo tvorchestva [Psychological aspects of acting.] P. M. Ershov’s theatre “111,” Moscow http://theater111.ru/science18.php. (In Russian) Accessed: 10 march 2025.

Zhumash, Arman, et al. «Osobennosti metodiki obucheniya stsenicheskoy rechi» [“Peculiarities of medotics of stage speech training”.] Keruen, vol. 76, No. 3, 2022, pp 232–240. DOI: https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.3-20. (In Russian)

Karzhaubayeva, Sangul. «Fenomeny kazakhskoy kultury». Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [“Phenomena of Kazakh culture”. Modern problems of science and education.] № 1, 2012, URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5502/. Accessed 10 march 2025. (In Russian)

Kulbayev, Aman. Akterskoe masterstvo. Teoriya i praktika [Acting. Theory and practice.] Textbook, Almaty, 2012. (In Russian)

Leman, Hans-Thies. Postdramaticheskiy teatr [Post-drama theatre]. Moscow, ABCdesign, 2013. (In Russian)

Matayeva, Assyl., et al. «Problems of the theory and methodology of modern Kazakh literary studies». Journal of Infrastructure Policy and Development, vol. 9, no. 1, Jan. 2025, pp. 10392 https://www.researchgate.net/publication/387757599_Problems_of_the_theory_and_methodology_of_modern_Kazakh_literary_studies.

Sarybay, Madyar, and Yerkebay, Anar. «Contemporary Stage Art Problems in the Theater Critic A. Sygay'sWorks.» Norwegian Journal of Development of the International Science, no 37, 2019, рр. 7–10. https://cyberleninka.ru/article/n/contemporary-stage-art-problems-in-the-theater-critic-a-sygays-works.

Stanislavskiy, Konstantin. Sobranie sochineniy [Collection of essays]. Collected works, vol. 3, pp. 405. http://teatr-lib.ru/Library/Stanislavsky/T_3/. See also: Boris Alexandrovich. Why does an actor need a system. (In Russian)

Tolkovyy slovar terminov yazykoznaniya [Comprehensive dictionary of linguistics terms]. Almaty: Dictionary-Dictionary, 2005.

Turankulova, Dariga. Masterstvochteniya khudozhestvennogo slova [Mastery of the art of reading the spoken word]. Almaty Bilim, 2001. (In Russian)

Fisher-Likhte, Erika. Estetika performativnosti [The aesthetics of performativity]. Moscow Kanon, 2021. (In Russian)

Khozhamberdiyev, Ordabek, i Yerkebay, Anar. «Novizna stsenicheskoy rechi v klassicheskikh postanovkakh XXI veka» [“Novelty of stage speech in classical productions of the XXI century.” ]Keruen, vol. 76, No. 3, 2022, pp 262–271. https://keruenjournal.kz/main/article/view/431. (In Russian)

Chukhrov, Keti. “The Postdramatic Theater’s Misadventures in the Age of Contemporary Art.” e-Flux Journal, no. 120, Sept. 2021, pp. 1–8.

https://www.e-flux.com/journal/120/415768/the-postdramatic-theater-s-misadventures-in-the-age-of-contemporary-art/

Загрузки


Number of views: 0

Опубликован

2025-06-20

Как цитировать

Сулухан Суханова, и Арман Жумаш. «МЕТОДЫ В РЕЧЕВОМ ИСКУССТВЕ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ КОД ПОДГОТОВКИ АКТЕРОВ ДРАМЫ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 10, № 2, 2025 г., с. 77-93, doi:10.47940/cajas.v10i2.1052.
Лицензия Creative Commons