МЕТОДЫ В РЕЧЕВОМ ИСКУССТВЕ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ КОД ПОДГОТОВКИ АКТЕРОВ ДРАМЫ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i2.1052Аннотация
Данная работа посвящена исследованию современных проблем речи в казахском театральном искусстве и феноменологическому коду подготовки актеров драмы. Цель исследования – выявить и проанализировать современные педагогические техники, способствующие развитию внутреннего восприятия, выразительности и искренности речи актера. В работе рассматриваются основные методы работы с внутренним состоянием, саморефлексии и диалога, а также их интеграция в систему подготовки профессиональных актеров. Научная новизна заключается в систематизации и адаптации феноменологических подходов к казахскому театральному искусству, что позволяет повысить уровень эмоциональной чувствительности и внутренней искренности исполнителя. Методологическая основа включает анализ литературных источников, педагогических практик и экспериментальных методов внедрения феноменологических технологий. Результаты исследования подтверждают эффективность использования методов внутреннего восприятия и рефлексии для формирования выразительной речи, а также подчеркивают важность взаимодействия между педагогами, режиссерами и актерами при реализации этих подходов. Анализ показывает, что внедрение феноменологического кода способствует развитию профессиональных навыков, сохранению национальных культурных особенностей и повышению уровня сценического мастерства. В целом, работа подчеркивает важность развития системы подготовки актеров на основе феноменологических принципов, что способствует более глубокому восприятию роли и развитию уникального сценического стиля казахского театра.Ключевые слова:
Феноменологический код, подготовка актеров, драма, сценическая игра, эмоциональное восприятие, внутренняя осознанность, телесная выразительность, мимика, жесты, взаимодействие с партнером, самопознание, театральное искусство, актерское мастерствоСкачивания
Библиографические ссылки
Бернацкий, Владилен. Философия: конспект лекций: Учебное пособие под общ. ред. Н. П. Маховой, Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008.
Булгаков, Михаил. Жизнь господина де Мольера. Москва, ПРОЗАиК, 2019.
Гиппиус, Сергей. Актерский тренинг: Гимнастика чувств. Секреты развития психики. СПб., 2003.
Гребенкин, Александр. Психологические аспекты актёрского творчества. Театр “111" им. П. М. Ершова, Москва. http://theater111.ru/science18.php. Дата обращения: 10 марта 2025
Жумаш, Арман, и др. «Особенности методики обучения сценической
речи». Керуен, т. 76, № 3, 2022, с. 232–240. DOI: https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.3-20.
Каржаубаева, Сангуль.«Феномены казахской культуры». Современные проблемы науки и образования, № 1, 2012, URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5502/. Дата обращения: 10 марта 2025.
Кулбаев, Аман. Актерское мастерство: теория и практика. Учебник. Алматы, 2012.
Леман, Ханс-Тис. Постдраматический театр. Москва: Изд-во ABCdesign, 2013.
Matayeva, Assyl., et al. «Problems of the theory and methodology of modern Kazakh literary studies». Journal of Infrastructure Policy and Development, vol. 9, no. 1, Jan. 2025, p. 10392 https://www.researchgate.net/publication/387757599_Problems_of_the_theory_and_methodology_of_modern_Kazakh_literary_studies.
Sarybay, Madyar, and Yerkebay, Anar. «Contemporary Stage Art Problems in the Theater Critic A. Sygay'sWorks.» Norwegian Journal of Development of the International Science, no 37, 2019, c. 7-10. https://cyberleninka.ru/article/n/contemporary-stage-art-problems-in-the-theater-critic-a-sygays-works.
Станиславский, Константин. Собрание сочинений, т. 3. с. 405 http://teatr-lib.ru/Library/Stanislavsky/T_3/. См. Также: Бори́с Алекса́ндрович. Зачем нужна актеру система.
Толковый словарь терминов языкознания. Алматы, Словарь-Словарь, 2005.
Туранкулова, Дарига. Мастерство чтения художественного слова. Алматы Білім, 2001.
Фишер-Лихте, Эрика. Эстетика перформативности. Москва Канон, 2021.
Хожамбердиев, Ордабек, и Еркебай, Анар. «Новизна сценической речи в классических постановках XXI века». Керуен, т. 76, № 3, 2022, с. 262–271. https://keruenjournal.kz/main/article/view/431.
Chukhrov, Keti. “The Postdramatic Theater’s Misadventures in the Age of Contemporary Art.” e-Flux Journal, no. 120, Sept. 2021, рр. 1–8. https://www.e-flux.com/journal/120/415768/the-postdramatic-theater-s-misadventures-in-the-age-of-contemporary-art/
Reference:
Bernatskiy, Vladilen. Filosofiya: konspekt lektsiy[Philosophy: lecture notes]. Textbook under the general editorship of N. P. Makhova. Omsk: OmGTU, 2008. (In Russian)
Bulgakov, Mikhail. Zhizn gospodina de Mol’era [The Life of Mr. de Molière]. Moscow: PROZAiK, 2019. (In Russian)
Gippius, Sergei. Akterskiy trening: Gimnastika chuvstv. Sekrety razvitiya psikhiki [Acting training ‘Gymnastics of feelings.] SPb. Moscow, 2003. (In Russian)
Grebenkin, Aleksandr. Psikhologicheskie aspekty akterskogo tvorchestva [Psychological aspects of acting.] P. M. Ershov’s theatre “111,” Moscow http://theater111.ru/science18.php. (In Russian) Accessed: 10 march 2025.
Zhumash, Arman, et al. «Osobennosti metodiki obucheniya stsenicheskoy rechi» [“Peculiarities of medotics of stage speech training”.] Keruen, vol. 76, No. 3, 2022, pp 232–240. DOI: https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.3-20. (In Russian)
Karzhaubayeva, Sangul. «Fenomeny kazakhskoy kultury». Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [“Phenomena of Kazakh culture”. Modern problems of science and education.] № 1, 2012, URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5502/. Accessed 10 march 2025. (In Russian)
Kulbayev, Aman. Akterskoe masterstvo. Teoriya i praktika [Acting. Theory and practice.] Textbook, Almaty, 2012. (In Russian)
Leman, Hans-Thies. Postdramaticheskiy teatr [Post-drama theatre]. Moscow, ABCdesign, 2013. (In Russian)
Matayeva, Assyl., et al. «Problems of the theory and methodology of modern Kazakh literary studies». Journal of Infrastructure Policy and Development, vol. 9, no. 1, Jan. 2025, pp. 10392 https://www.researchgate.net/publication/387757599_Problems_of_the_theory_and_methodology_of_modern_Kazakh_literary_studies.
Sarybay, Madyar, and Yerkebay, Anar. «Contemporary Stage Art Problems in the Theater Critic A. Sygay'sWorks.» Norwegian Journal of Development of the International Science, no 37, 2019, рр. 7–10. https://cyberleninka.ru/article/n/contemporary-stage-art-problems-in-the-theater-critic-a-sygays-works.
Stanislavskiy, Konstantin. Sobranie sochineniy [Collection of essays]. Collected works, vol. 3, pp. 405. http://teatr-lib.ru/Library/Stanislavsky/T_3/. See also: Boris Alexandrovich. Why does an actor need a system. (In Russian)
Tolkovyy slovar terminov yazykoznaniya [Comprehensive dictionary of linguistics terms]. Almaty: Dictionary-Dictionary, 2005.
Turankulova, Dariga. Masterstvochteniya khudozhestvennogo slova [Mastery of the art of reading the spoken word]. Almaty Bilim, 2001. (In Russian)
Fisher-Likhte, Erika. Estetika performativnosti [The aesthetics of performativity]. Moscow Kanon, 2021. (In Russian)
Khozhamberdiyev, Ordabek, i Yerkebay, Anar. «Novizna stsenicheskoy rechi v klassicheskikh postanovkakh XXI veka» [“Novelty of stage speech in classical productions of the XXI century.” ]Keruen, vol. 76, No. 3, 2022, pp 262–271. https://keruenjournal.kz/main/article/view/431. (In Russian)
Chukhrov, Keti. “The Postdramatic Theater’s Misadventures in the Age of Contemporary Art.” e-Flux Journal, no. 120, Sept. 2021, pp. 1–8.
https://www.e-flux.com/journal/120/415768/the-postdramatic-theater-s-misadventures-in-the-age-of-contemporary-art/
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
