ВЛИЯНИЕ АНТИЧНЫХ ФОРМ НА АРХИТЕКТУРУ СОВРЕМЕННЫХ СВАДЕБНЫХ ЦЕНТРОВ КАЗАХСТАНА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТАРАЗА)
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i2.1061Аннотация
В статье проведено комплексное исследование и анализ архитектурно-проектных, художественных и композиционных решений ряда банкетных зданий, возведенных в городе Тараз южного региона Казахстана. Выявлены отсутствие стилистического единообразия и национального колорита в проектировании упомянутых объектов, низкий контроль за ними со стороны специалистов в области архитектуры, а также ряд тенденций развития, сформировавшихся среди самих собственников зданий. Статья ставит целью определить основные направления современных тенденций в развитии объектов культурно-бытового назначения, включая архитектуру зданий банкетных центров. Это комплексное исследование, включавшее выездные экспедиции на объекты, опрос населения и интегрированный системный анализ, охватывало этнокультурные влияния, исторические архитектурные решения XI-XVIII веков и современные дизайнерские элементы этих сооружений. В результате, исследования представлена научно-архитектурная экспертиза указанных архитектурных объектов, в ходе которой анализируются их композиционные особенности, архитектурно-декоративные приемы экстерьера и интерьера, этническое, эстетическое и стилистическое единство, формы и цветовое решение, а также соответствие градостроительным нормам и требованиям. Было сказано, что подобные ситуации характерны не только для этого региона, но имеют место и в других регионах Казахстана. Также приведены анализы формирования художественных особенностей и формообразования исторических памятников, имеющих историческую ценность, на территории Казахстана. Среди этих мавзолеев проведен более глубокий анализ художественных решений мавзолея Айша биби, приведены результаты графоаналитических исследований, определяющих модульные ряды данных геометрических орнаментов, которые их составляют. Даны рекомендации по широкому использованию узоров и колонн мавзолея в архитектурно-художественных решениях общественных зданий в современном строительстве и архитектуре. Таким образом, результаты исследования подчеркнули важность комплексного подхода к созданию культурно-досуговых центров, обеспечивающего их гармоничное развитие и интеграцию в современную городскую среду.Ключевые слова:
архитектура свадебного зала, коринфская капитель, греческий и римский ордеры, фронтоны свадебного центра города Тараз, свадебный центр «Бақ сарайы», банкетный центр Аль-баракат, мавзолей Айша Биби, модульные ряды, геометричекие элементыСкачивания
Библиографические ссылки
Abdrassilova, Gulnara and Danibekova, Elvira. Development of architecture and spatial environment of the city of Turkestan in modern conditions. QazBSQA Bulletin. Architecture and design, №2 (80), 2021, 7-14. https://doi.org/10.51488/1680-080X/2021.2-10
"Aisha-Bibi Mausoleum". Oriental Express Central Asia. Archived from the original on 24 June 2006. Retrieved 17 January 2017. https://ru.wikiital.com/wiki/Mausoleo_Aisha_Bibi
Arynov, Kaldybay, et al. A basis for creating educational and production centers and folk applied craft centers in the settlements of Kazakhstan. International Society for the Study of Vernacular Settlements, 9(5), 2022, 291-302. Retrieved from https://isvshome.com/pdf/ISVS_9-5/ISVS_9.5.20_Aryonov.pdf.
Arynov, Kaldybay. Architecture of Craft Center Buildings, Astana, ENU im. L.N.Gumileva, 2022, 269 s.: il.
Arynov, Kaldybay, et al. Architectural and Historical Value – The Heritage of the People, [in:] Smart Geotechnics for Smart Societies, CRC Press, London, 2023, p. 2456–2642. https://doi.org/10.1201/9781003299127-381
Arynov, Kaldybay. Architectural and historical value is a national treasure. Bulletin of the Kazakh Main Academy of Architecture and Construction, № 3 (81), 2021, 21-29. https://doi.org/10.51488/1680-080X/2021.3-03
Arynov, Kaldybay, and Nurgay, Aisana. On the issue of designing a suburban agricultural complex for agricultural production. Bulletin of the Kazakh Main Academy of Architecture and Construction, № 4 (82), 2021, 15-23. https://vestnik.kazgasa.kz/frontend/web/uploads/personal-documents/1639394143_yQZMU2.pdf
Aukhadiyeva, Laura, and Abdrassilova, Gulnara. Medieval ornamentation of the mausoleum of Aisha bibi is the identity key of the regional architecture of Kazakhstan in the 21st Century. QazBSQA Bulletin. Architecture and design, №2 (80), 2021, 39-48. https://doi.org/10.51488/1680-080X/2021.2-20
Craftsmen from 20 countries gathered in Turkestan. Retrieved from. 2024. https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/v-turkestane-sobralis-remeslenniki-iz-20-stran-549436/
Eleni, Vassilika. Egyptian art. Published in Cambridge, New York, USA. Fitzwilliam Museum Reference. Series Cambridge University Press, 1995, Pages139 https://covers.openlibrary.org/b/id/341698-L.jpg
Vassilika, Eleni. Greek and Roman art. Published in Cambridge, UK, New York, USA. Fitzwilliam Museum handbooks series. Cambridge University Press, 1998, Pages136 https://openlibrary.org/books/OL694554M/Greek_and_Roman_art
Jun, Jiang and Tiancheng, Zhou, et al. Urban heritage conservation and modern urban development from the perspective of the historic urban landscape approach: A case study of Suzhou. Land, 2022, 11(8), article number 1251. doi: 10.3390/land11081251.
Kalfas, Dimitrios, et al. Contribution of the cultural and creative industries to regional development and revitalization: A European perspective. Urban Science, 2024, 8(2), article number 39. doi: 10.3390/urbansci8020039.
Kalkanatov, Asilbek, et al. Activities of new Karakalpakstan cultural centers: Reform and analysis. Art and Design: Social Science, 2023, 3(1), 1-4. Retrieved from https://www.social-science-analysis.uz/index.php/ssa/article/view/33.
Kazakh culture Encyclopedialyk anyktamalyk. Almaty: “Аруна Ltd.” Limited Liability Partnership, Encyclopedia of Kazakh culture. 2005, ISBN 9965-26-095-8 https://www.twirpx.com/file/2982003/
Monique, Керван. "A Baroque monument in the steppes of Kazakhstan: the mausoleum of Orkena Khatun, a Chagatai princess?" Arts Asiatiques, 57 2002. 5–32. doi:10.3406/arasi.2002.1478. https://journals.openedition.org/abstractairanica/6163
"Monuments of Modern India: The First Half of a Century of Railway Architecture - Heritage Directorate, Indian Railways." Google Arts and Culture. Retrieved March 31, 2021. https://artsandculture.google.com/story/dwXBjuErJgqXLw
Pollo, Riccardo, et al. Urban greenery as a resource for urban environment. In F. Trapani, N. Mohareb, F. Rosso, D. Kolokotsa, S. Maruthaveeran & M. Ghoneem (Eds.), Advanced studies in efficient environmental design and city planning 2021. pp. 307-315. Cham: Springer. doi: 10.1007/978-3-030-65181-7_25 https://iris.polito.it/cris/rp/rp20050
Semenyuk, Olga, et al. New educational programmes as a factor in forming students’ innovative competencies. World Transactions on Engineering and Technology Education Vol.17, No.3, Australia. 2019, Р. 367-372 https://doi.org/10.1007/978-3-031-30233-6_27
Susan, Woodford. Antique Art. Series: Fundamentals of Art. Ad Marginem Press A+A, 2020. 176 p. ill. ISBN: 978-5-91103-534-1 https://www.livelib.ru/publisher/1903-ad-marginem-press
Tanzharykova, Akbota, and Maulenova, Gulnara. The influence of cultural and ethnic factors on the modern architecture of western Kazakhstan. Central Asian Journal of Art Studies, 9(3), 2024, 73-86. doi: 10.47940/cajas.v9i3.917.
Zhou, Wenzhang, et al. The sustainability cycle of historic houses and cultural memory: Controversy between historic preservation and heritage conservation. Frontiers of Architectural Research, 11(6), 2022, pp. 1030-1046. doi: 10.1016/j.foar.2022.04.006.
Zhubanova, Zhanel. Kazakh ornament: from traditions to the new combinations of shapes in contemporary art. Pedagogy and Psychology, 46(1), 2021, pp. 195-203. doi: 10.51889/2021-1.2077-6861.26.
Grube, Gert-Reiner and Kuchmar, Aribert. Guide to architectural forms. М.: Stroyizdat, 2001.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
