ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ КУЛЬТУР: ВЛИЯНИЕ ТУРЕЦКИХ И КАЗАХСКИХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ДРУГ НА ДРУГА

Авторы

  • Балжан Тлеубаева Университет имени Ж. Ташенева Университет имени Ж. Ташенева (Шымкент, Казахстан)
  • Сералы Тлеубаев Южно-Казахстанский университет им. М.Ауэзова (Шымкент, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i2.1070

Аннотация

В условиях усиливающейся глобализации и культурной интеграции хореография приобретает особую значимость как средство межкультурного диалога. Цель настоящего исследования – выявить формы, направления и культурные последствия взаимодействия казахских и турецких хореографических традиций. В качестве задач определены: сравнительный анализ движенческой пластики, ритмики, костюмов и символики в обеих традициях; интерпретация общих архетипов, отражающих тюркское культурное наследие; изучение современных форм сотрудничества – фестивалей, академических обменов и совместных постановок. Методы включают сравнительно-типологический и семиотико-метафорический анализ, а также культурологическое осмысление на основе материалов этнохореологии и визуальной антропологии. Эмпирическую базу составляют видеозаписи выступлений, сценические проекты и академические публикации. Результаты исследования показывают, что, несмотря на региональные различия, танцы Qara Jorga и Zeybek обладают сходной ритуальной, героической и сакральной функцией. Символические образы - птицы, круг, скачка - имеют универсальные значения и закреплены в обоих хореографических языках. Для международного читателя статья представляет интерес как пример сохранения нематериального культурного наследия и как доказательство того, что хореография может выступать в роли инструмента культурной дипломатии, идентичности и сценической интеграции. Работа способствует расширению междисциплинарного взгляда на танец как форму этнического самовыражения и культурного диалога в XXI веке.

Ключевые слова:

хореография, диалог культур, казахские танцы, турецкие танцы, тюркская эстетика, этнохореология, межкультурная коммуникация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Балжан Тлеубаева, Университет имени Ж. Ташенева Университет имени Ж. Ташенева (Шымкент, Казахстан)

 кандидат педагогических наук, доцент, Университет имени Ж. Ташенева (Шымкент, Казахстан)  

Сералы Тлеубаев, Южно-Казахстанский университет им. М.Ауэзова (Шымкент, Казахстан)

доктор философских наук, доцент, Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова (Шымкент, Казахстан)

Библиографические ссылки

Beşiroğlu, Şehvar Ş. “Music, Identity, Gender: Çengis, Köçeks, Çöçeks.” ITU Turkish Music State Conservatory, 2015, pp. 78–95, https://www.academia.edu/9113643.

Cantekin Elyağutu, Dilek. “Records of Turkish Folk Dances from the Hungarian Academy of Sciences, Research Center for Humanities, Institute for Musicology.” Musicologist, vol. 4, no. 1, 2020, pp. 78–100, https://doi.org/10.33906/musicologist.734789.

Carter, Barbara Jean. The Visual Language of Turkish Roman Dance. University of Alaska Fairbanks, 2021, https://scholarworks.alaska.edu/handle/11122/12602.

Eroğlu, Turgay. “Folk Dances in Turkey: Basic Specifications, Type and Distribution.” The Journal of Academic Social Science, no. 5, 2017, https://asosjournal.com/?mod=makale_ing_ozet&makale_id=34413.

Etçi, Ayşe, and Oğuz Yoncalık. “Folk Dances in Metaphorical Expressions in Türkiye.” REF/JEF (Bucharest), vol. 1–2, 2025, pp. 89–105, https://doi.org/10.59277/JEF.2025.1-2.07.

Meriç, Rüşen. “Dionysiac and Pyrrhic Roots and Survivals in the Zeybek Dance, Music, Costume and Rituals of Aegean Turkey.” Gephyra, vol. 14, 2017, pp. 213–239, https://doi.org/10.37095/gephyra.318457.

Moldakhmetova, Alima, et al. “Dance Movements of Baksy as a Paradigm of Development of the Kazakh Dance Art.” Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, vol. 10, no. 3, 2018, pp. 38–57, https://doi.org/10.21659/rupkatha.v10n3.05.

Rakhimzhanova, Arai. Qara Jorga in the Process of Transformation from Local Knowledge to National Symbol. Nazarbayev University, 2015, https://www.academia.edu/44890910/Qara_Jorga.

Reichl, Karl. “Oral Epics along the Silk Road: The Turkic Traditions of Xinjiang.” CHINOPERL: Journal of Chinese Oral and Performing Literature, vol. 38, no. 1, 2019, pp. 45–63, https://doi.org/10.1080/01937774.2019.1633161.

Shay, Anthony. Ethno Identity Dance for Sex, Fun and Profit: Staging Popular Dances around the World. Springer, 2016, https://archive.org/details/ethnoidentitydan0000shay.

Sokolova, Alla Nikolaevna. “Tanets s kinzhalami: istoriya i soderzhanie.” Muzykal’noe iskusstvo Evrazii. Traditsii i sovremennost’, 2021, pp. 133–141, https://cyberleninka.ru/article/n/tanets-s-kinzhalami-istoriya-i-soderzhanie.

Urazymbetov, Damir Damirovich, and Togzhan Zhumagalievna Moldalim. “Muzyka Abaya na uroke kazakhskogo tantsa: k opytu opisaniya nauchno-tvorcheskogo proekta.” Vestnik Akademii Russkogo Baleta im. A. Ya. Vaganovoy, no. 5 (70), 2020, pp. 76–83, https://vaganov.elpub.ru/jour/article/view/1497.

References

Beşiroğlu, Şehvar Ş. “Music, Identity, Gender: Çengis, Köçeks, Çöçeks.” ITU Turkish Music State Conservatory, 2015, pp. 78–95, https://www.academia.edu/9113643.

Cantekin Elyağutu, Dilek. “Records of Turkish Folk Dances from the Hungarian Academy of Sciences, Research Center for Humanities, Institute for Musicology.” Musicologist, vol. 4, no. 1, 2020, pp. 78–100, https://doi.org/10.33906/musicologist.734789.

Carter, Barbara Jean. The Visual Language of Turkish Roman Dance. University of Alaska Fairbanks, 2021, https://scholarworks.alaska.edu/handle/11122/12602.

Eroğlu, Turgay. “Folk Dances in Turkey: Basic Specifications, Type and Distribution.” The Journal of Academic Social Science, no. 5, 2017, https://asosjournal.com/?mod=makale_ing_ozet&makale_id=34413.

Etçi, Ayşe, and Oğuz Yoncalık. “Folk Dances in Metaphorical Expressions in Türkiye.” REF/JEF (Bucharest), vol. 1–2, 2025, pp. 89–105, https://doi.org/10.59277/JEF.2025.1-2.07.

Meriç, Rüşen. “Dionysiac and Pyrrhic Roots and Survivals in the Zeybek Dance, Music, Costume and Rituals of Aegean Turkey.” Gephyra, vol. 14, 2017, pp. 213–239, https://doi.org/10.37095/gephyra.318457.

Moldakhmetova, Alima, et al. “Dance Movements of Baksy as a Paradigm of Development of the Kazakh Dance Art.” Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, vol. 10, no. 3, 2018, pp. 38–57, https://doi.org/10.21659/rupkatha.v10n3.05.

Rakhimzhanova, Arai. Qara Jorga in the Process of Transformation from Local Knowledge to National Symbol. Nazarbayev University, 2015, https://www.academia.edu/44890910/Qara_Jorga.

Reichl, Karl. “Oral Epics along the Silk Road: The Turkic Traditions of Xinjiang.” CHINOPERL: Journal of Chinese Oral and Performing Literature, vol. 38, no. 1, 2019, pp. 45–63, https://doi.org/10.1080/01937774.2019.1633161.

Shay, Anthony. Ethno Identity Dance for Sex, Fun and Profit: Staging Popular Dances around the World. Springer, 2016, https://archive.org/details/ethnoidentitydan0000shay.

Sokolova, Alla Nikolaevna. “Tanets s kinzhalami: istoriya i soderzhanie.” Muzykal’noe iskusstvo Evrazii. Traditsii i sovremennost’, 2021, pp. 133–141, https://cyberleninka.ru/article/n/tanets-s-kinzhalami-istoriya-i-soderzhanie.

Urazymbetov, Damir Damirovich, and Togzhan Zhumagalievna Moldalim. “Muzyka Abaya na uroke kazakhskogo tantsa: k opytu opisaniya nauchno-tvorcheskogo proekta.” Vestnik Akademii Russkogo Baleta im. A. Ya. Vaganovoy, no. 5 (70), 2020, pp. 76–83, https://vaganov.elpub.ru/jour/article/view/1497.

Загрузки


Number of views: 0

Опубликован

2025-06-20

Как цитировать

Балжан Тлеубаева, и Сералы Тлеубаев. «ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ КУЛЬТУР: ВЛИЯНИЕ ТУРЕЦКИХ И КАЗАХСКИХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ДРУГ НА ДРУГА». Central Asian Journal of Art Studies, т. 10, № 2, 2025 г., с. 275-92, doi:10.47940/cajas.v10i2.1070.
Лицензия Creative Commons