ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ КУЛЬТУР: ВЛИЯНИЕ ТУРЕЦКИХ И КАЗАХСКИХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ДРУГ НА ДРУГА
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i2.1070Аннотация
В условиях усиливающейся глобализации и культурной интеграции хореография приобретает особую значимость как средство межкультурного диалога. Цель настоящего исследования – выявить формы, направления и культурные последствия взаимодействия казахских и турецких хореографических традиций. В качестве задач определены: сравнительный анализ движенческой пластики, ритмики, костюмов и символики в обеих традициях; интерпретация общих архетипов, отражающих тюркское культурное наследие; изучение современных форм сотрудничества – фестивалей, академических обменов и совместных постановок. Методы включают сравнительно-типологический и семиотико-метафорический анализ, а также культурологическое осмысление на основе материалов этнохореологии и визуальной антропологии. Эмпирическую базу составляют видеозаписи выступлений, сценические проекты и академические публикации. Результаты исследования показывают, что, несмотря на региональные различия, танцы Qara Jorga и Zeybek обладают сходной ритуальной, героической и сакральной функцией. Символические образы - птицы, круг, скачка - имеют универсальные значения и закреплены в обоих хореографических языках. Для международного читателя статья представляет интерес как пример сохранения нематериального культурного наследия и как доказательство того, что хореография может выступать в роли инструмента культурной дипломатии, идентичности и сценической интеграции. Работа способствует расширению междисциплинарного взгляда на танец как форму этнического самовыражения и культурного диалога в XXI веке.Ключевые слова:
хореография, диалог культур, казахские танцы, турецкие танцы, тюркская эстетика, этнохореология, межкультурная коммуникацияСкачивания
Библиографические ссылки
Beşiroğlu, Şehvar Ş. “Music, Identity, Gender: Çengis, Köçeks, Çöçeks.” ITU Turkish Music State Conservatory, 2015, pp. 78–95, https://www.academia.edu/9113643.
Cantekin Elyağutu, Dilek. “Records of Turkish Folk Dances from the Hungarian Academy of Sciences, Research Center for Humanities, Institute for Musicology.” Musicologist, vol. 4, no. 1, 2020, pp. 78–100, https://doi.org/10.33906/musicologist.734789.
Carter, Barbara Jean. The Visual Language of Turkish Roman Dance. University of Alaska Fairbanks, 2021, https://scholarworks.alaska.edu/handle/11122/12602.
Eroğlu, Turgay. “Folk Dances in Turkey: Basic Specifications, Type and Distribution.” The Journal of Academic Social Science, no. 5, 2017, https://asosjournal.com/?mod=makale_ing_ozet&makale_id=34413.
Etçi, Ayşe, and Oğuz Yoncalık. “Folk Dances in Metaphorical Expressions in Türkiye.” REF/JEF (Bucharest), vol. 1–2, 2025, pp. 89–105, https://doi.org/10.59277/JEF.2025.1-2.07.
Meriç, Rüşen. “Dionysiac and Pyrrhic Roots and Survivals in the Zeybek Dance, Music, Costume and Rituals of Aegean Turkey.” Gephyra, vol. 14, 2017, pp. 213–239, https://doi.org/10.37095/gephyra.318457.
Moldakhmetova, Alima, et al. “Dance Movements of Baksy as a Paradigm of Development of the Kazakh Dance Art.” Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, vol. 10, no. 3, 2018, pp. 38–57, https://doi.org/10.21659/rupkatha.v10n3.05.
Rakhimzhanova, Arai. Qara Jorga in the Process of Transformation from Local Knowledge to National Symbol. Nazarbayev University, 2015, https://www.academia.edu/44890910/Qara_Jorga.
Reichl, Karl. “Oral Epics along the Silk Road: The Turkic Traditions of Xinjiang.” CHINOPERL: Journal of Chinese Oral and Performing Literature, vol. 38, no. 1, 2019, pp. 45–63, https://doi.org/10.1080/01937774.2019.1633161.
Shay, Anthony. Ethno Identity Dance for Sex, Fun and Profit: Staging Popular Dances around the World. Springer, 2016, https://archive.org/details/ethnoidentitydan0000shay.
Sokolova, Alla Nikolaevna. “Tanets s kinzhalami: istoriya i soderzhanie.” Muzykal’noe iskusstvo Evrazii. Traditsii i sovremennost’, 2021, pp. 133–141, https://cyberleninka.ru/article/n/tanets-s-kinzhalami-istoriya-i-soderzhanie.
Urazymbetov, Damir Damirovich, and Togzhan Zhumagalievna Moldalim. “Muzyka Abaya na uroke kazakhskogo tantsa: k opytu opisaniya nauchno-tvorcheskogo proekta.” Vestnik Akademii Russkogo Baleta im. A. Ya. Vaganovoy, no. 5 (70), 2020, pp. 76–83, https://vaganov.elpub.ru/jour/article/view/1497.
References
Beşiroğlu, Şehvar Ş. “Music, Identity, Gender: Çengis, Köçeks, Çöçeks.” ITU Turkish Music State Conservatory, 2015, pp. 78–95, https://www.academia.edu/9113643.
Cantekin Elyağutu, Dilek. “Records of Turkish Folk Dances from the Hungarian Academy of Sciences, Research Center for Humanities, Institute for Musicology.” Musicologist, vol. 4, no. 1, 2020, pp. 78–100, https://doi.org/10.33906/musicologist.734789.
Carter, Barbara Jean. The Visual Language of Turkish Roman Dance. University of Alaska Fairbanks, 2021, https://scholarworks.alaska.edu/handle/11122/12602.
Eroğlu, Turgay. “Folk Dances in Turkey: Basic Specifications, Type and Distribution.” The Journal of Academic Social Science, no. 5, 2017, https://asosjournal.com/?mod=makale_ing_ozet&makale_id=34413.
Etçi, Ayşe, and Oğuz Yoncalık. “Folk Dances in Metaphorical Expressions in Türkiye.” REF/JEF (Bucharest), vol. 1–2, 2025, pp. 89–105, https://doi.org/10.59277/JEF.2025.1-2.07.
Meriç, Rüşen. “Dionysiac and Pyrrhic Roots and Survivals in the Zeybek Dance, Music, Costume and Rituals of Aegean Turkey.” Gephyra, vol. 14, 2017, pp. 213–239, https://doi.org/10.37095/gephyra.318457.
Moldakhmetova, Alima, et al. “Dance Movements of Baksy as a Paradigm of Development of the Kazakh Dance Art.” Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, vol. 10, no. 3, 2018, pp. 38–57, https://doi.org/10.21659/rupkatha.v10n3.05.
Rakhimzhanova, Arai. Qara Jorga in the Process of Transformation from Local Knowledge to National Symbol. Nazarbayev University, 2015, https://www.academia.edu/44890910/Qara_Jorga.
Reichl, Karl. “Oral Epics along the Silk Road: The Turkic Traditions of Xinjiang.” CHINOPERL: Journal of Chinese Oral and Performing Literature, vol. 38, no. 1, 2019, pp. 45–63, https://doi.org/10.1080/01937774.2019.1633161.
Shay, Anthony. Ethno Identity Dance for Sex, Fun and Profit: Staging Popular Dances around the World. Springer, 2016, https://archive.org/details/ethnoidentitydan0000shay.
Sokolova, Alla Nikolaevna. “Tanets s kinzhalami: istoriya i soderzhanie.” Muzykal’noe iskusstvo Evrazii. Traditsii i sovremennost’, 2021, pp. 133–141, https://cyberleninka.ru/article/n/tanets-s-kinzhalami-istoriya-i-soderzhanie.
Urazymbetov, Damir Damirovich, and Togzhan Zhumagalievna Moldalim. “Muzyka Abaya na uroke kazakhskogo tantsa: k opytu opisaniya nauchno-tvorcheskogo proekta.” Vestnik Akademii Russkogo Baleta im. A. Ya. Vaganovoy, no. 5 (70), 2020, pp. 76–83, https://vaganov.elpub.ru/jour/article/view/1497.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
