СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА МЮЗИКЛА В КАЗАХСТАНЕ И МИРОВОЙ ОПЫТ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i1.955Аннотация
В статье исследуются направления становления жанра театрального мюзикла в Казахстане на основе мирового опыта. Мюзикл – это музыкально-сценическое представление, объединяющее элементы эстрадного, хореографического, драматического и оперного искусства, способное решать серьезные драматические задачи через легко воспринимаемые художественные средства. Первопроходцем жанра в Казахстане считается постановка Булата Атабаева «Кыз Жибек». В мире же уже сложилась традиция адаптации произведений классиков, таких как Шекспир и Сервантес, в формат мюзикла. Цель исследования – определить потенциал жанра мюзикла в культурном пространстве Казахстана, рассмотреть его как элемент национального культурного развития и изучить специфику актерского искусства в рамках этого жанра. Авторы подчеркивают важность изучения истоков и путей развития сценического мюзикла в казахстанских театрах, а также необходимость насыщения жанра содержательным и новаторским подходом для соответствия мировому уровню. В статье проведен сравнительный анализ профессиональной деятельности кинорежиссеров и рассмотрена сфера применения театральных элементов, основанных на музыкальных явлениях. Отмечен значительный вклад казахстанских деятелей искусства, таких как Абзал Мухитдинов и Ержан Даутов, в адаптацию жанра через многонациональный хор, кордебалет, сольных певцов и симфонический оркестр. Приводится мировой опыт создания мюзиклов по произведениям классической литературы в США и России, где, например, в 30-х годах прошлого века Исаак Дунаевский и Григорий Александров гармонично сочетали русский менталитет с голливудскими сюжетами и элементами джаза. Основное внимание уделено научно-теоретическому анализу работ исследователей Ольги Лизы Монд, Эвальда Кампуса, Валентины Коненой, Тамары Кудиновой, Татьяны Шабалиной, Дарьи Будановой и Есляма Нуртазина, которые изучали историческое развитие и становление жанра мирового и национального мюзикла. Исследование опирается на теоретико-методологические, историко-этнографические, искусствоведческие, сравнительно-аналитические и эмпирические методы. Результаты работы будут полезны искусствоведам, молодым исследователям и специалистам в области киноведения, изучающим становление казахстанской профессиональной школы театра мюзиклов.Ключевые слова:
Театр, мюзикл, джаз, эстрада, хореография, драма, опера, көпдауысты хор, кордабалет, симфониялық оркестрСкачивания
Библиографические ссылки
Буданова, Дарья. «Последнее Испытание»: от фанатской постановки до известного мюзикла». URL: https://www.mirf.ru/fun/music/poslednee-ispytanie-ot-fanatskoj-postanovki-do-izvestnogo-myuzikla/. Дата доступа 12 июля 2024.
Великие мюзиклы мира. Москва, Олма-пресс, 2002.
Дәулетбаққызы, Ғайни. «Мюзикл Жантықты Ібіліс етіп танытты». Түркістан (Алматы), 26 маусым, 2003. 7 б.
Жұмабай, Назерке. «Қазақ сахнасындағы тұңғыш мюзикл». Жас қазақ (Алматы), 28 қазан, 2016. 12 б.
Жұмабай, Назерке. «Мюзиклдегі Бағланова бейнесі». Егемен Қазақстан (Астана), 5 сәуір, 2022. 12 б.
Жұмабай, Назерке. «Алдар көсе мюзиклді бағындырды». Егемен Қазақстан (Астана), 6 ақпан, 2024. 10 б.
История мюзикла «Ромео и Джульетта». URL: http://ndparis.narod.ru/rus/ridj/historymus.html
Кампус, Эвальд. О мюзикле. Ленинград, Музыка, 1983.
Конен, Валентина. Рождение джаза. –М.: Советский композитор, 1990.
Кудинова, Тамара. От водевиля до мюзикла. –М.: Советский композитор, 1982.
Монд, Ольга-Лиза. «Музыкальный театр: жанры и вокальные стили». М.: МИИ Наука, Social Science /Общественные науки: Всероссийский журнал. №6, 2010, с. 92-101.
Мараим, Нұрболат. «Мюзиклдегі мұң мен сыр». Оңтүстік Қазақстан [Шымкент], 23 мамыр, 2009. 14 б.
Нуртазин, Еслям. Проблемы актуализации искусства мюзикла в Казахстане. 2013. Астана. «Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова», диссертация ученой степени доктора философии (PhD).
Нуртазин, Еслям. «Актеры мюзикла в Казахстане». Вестник КазНУ, серия филологическое. №4 (144), 2013, с. 157-161.
Смайылова, Шолпан. «Студенттер мюзиклді қазақ тілінде сөйлетті». Айқын [Астана], 28 қазан, 2011. 7 б.
Тұрсынәлі, Алаш. «Тіршіліктің сәулелі сәттері». Ана тілі [Алматы], 6 шілде 2010. 5 б.
Тоқсанбай, Қарашаш. «Ғашықтар қаласы». Егемен Қазақстан [Астана], 1 қаңтар 2011. 15 б.
Тұрсынбаев, Жоламан. «Отандық мюзиклдің орны бөлек». Айқын [Астана], 2 шілде, 2010. 10 б.
Талғатқызы, Венера. «Көрермен театрдан рухани азық алуы керек». Арқа ажары [Көкшетау], 2 қараша, 2019. 6 б.
Шабалина, Татьяна. «Мюзикл». URL: https://www.krugosvet.ru/enc/ kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/MYUZIKL.html/. Дата доступа 11 июля 2024.
References
Budanova, Darya. «Poslednee Ispitanie»: ot fanatskoi postanovki do izvestnogo myuzikla». [«The Last Test»: from a fan production to a famous musical».] URL: https://www.mirf.ru/fun/music/poslednee-ispytanie-ot-fanatskoj-postanovki-do-izvestnogo-myuzikla/ (In Russian). Accessed 12 July 2024.
Velikie myuzikli mira [The great musicals of the world]. Moscow. Olma_press, 2002. (In Russian)
Dauletbakkyzy, Gaini. «Muzikl Jantykty Ibilis etip tanytty». [«The musical turned soul into the Devil».] Turkistan [Almaty], 26 mausym, 2003. 7 b. (In Kazakh)
Jumabai, Nazerke. «Kazakh sahnasyndagy tungych müzikl». [«The first musical on the Kazakh stage».] Jas Kazakh [Almaty], 28 kazan, 2016. 12 b. (In Kazakh)
Jumabai, Nazerke. «Muzikldegi Baglanova beinesi». [«The image of Baglanova in the musical».] Egemen Kazakhstan [Astana], 5 sauir, 2022. 12 b. (In Kazakh)
Jumabai, Nazerke. «Aldar kose muzikldi bagyndyrdy». [«Aldar Kose conquered the musical».] //Egemen Kazakhstan [Astana], 6 akpan, 2024. 10 b. (In Kazakh)
Istoriya myuzikla «Romeo I Djuletta» [«The story of the musical «Romeo and Juliet»]. URL: http://ndparis.narod.ru/rus/ridj/historymus.html, (In Russian). Accessed 15 July 2024.
Kampus, Evald. O myuzikle [About the musical]. Leningrad, Muzika, 1983. (In Russian)
Konen, Valentina. Rojdenie djaza [The Birth of Jazz]. Moscow, Sovetskii kompozitor, 1990. (In Russian)
Kudinova, Tamara. Ot vodevilya do myuzikla [From vaudeville to the musical]. Moscow, Sovetskii kompozitor, 1982. (In Russian)
Mond, Olga-Liza. «Muzikalnii teatr_ janri i vokalnie stili». [«Musical theater: genres and vocal styles».] M.: MII Nauka, Obschestvennie nauki: Vserossiiskii jurnal [Social Sciences: All-Russian Journal], №6, 2010, pp. 92-101. (In Russian)
Maraim, Nurbolat. «Muzikldegi mun men syr». [«Sadness and cheese in the musical».] Ontustik Kazakhstan [Shymkent], 23 mamyr, 2009. 7 b. (In Kazakh)
Nurtazin, Eslyam. Problemi aktualizacii iskusstva myuzikla v Kazahstane [Problems of actualization of musical art in Kazakhstan]. 2013. Astana. «Kazahskaya nacionalnaya akademiya iskusstv im. T. Jurgenova», dissertaciya uchenoi stepeni doktora filosofii PhD (In Russian)
Nurtazin, Eslyam. «Akteri myuzikla v Kazahstane». [«The actors of the musical in Kazakhstan».] Vestnik KazNU, seriya filologicheskoe [Bulletin of KazNU, philological series], №4 (144), 2013, s. 157-161. (In Russian)
Smaiylova, Sholpan. «Studentter muzikldı kazakh tilinde soiletti». [«Students performed the musical in Kazakh».] Aikyn [Astana], 28 kazan, 2011. 7 b. (In Kazakh)
Tursynali, Alaşh. «Tirchilıktin sauleli satteri». [«Radiant moments of life».] Ana tili [Almaty], 6 childe, 2010. 5 b. (In Kazakh)
Toksanbai, Karachach. «Gaşyqtar qalasy». [«City of lovers».] Egemen Kazakhstan [Astana], 1 kantar, 2011. 15 b. (In Kazakh)
Tursynbaev, Jolaman. «Otandyk muzikldin orny bolek». [«A separate place is occupied by the domestic musical».]. Aikyn [Astana], 2 chlde, 2010. 10 b. (In Kazakh)
Talgatkyzy, Venera. «Korermen teatrdan ruhani azyq alu kerek». [«The audience must receive spiritual food from the theater».] Arka ajary, 2 karacha, 2019. 6 b. (In Kazakh)
Shabalina, Tatyana. «Myuzikl». [«The musical».] URL: https_//www.krugosvet.ru/enc/ kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/MYUZIKL.html/ (In Russian). Accessed 11 July 2024.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
