МОДЕРНИЗАЦИЯ СКУЛЬПТУРНОГО ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА: ФОРМЫ И КОНЦЕПЦИИ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i2.988Аннотация
Актуальность исследования обусловлена динамичным развитием современного искусства Казахстана, где скульптура, сохраняя связь с национальной традицией, активно осваивает новые материалы, технологии и концепции. Данная статья является продолжением исследований в области постсоветского искусства Центральной Азии, уделяя особое внимание трансформации пластического языка в казахстанской скульптуре. Цель исследования – выявить специфику современных форм казахской скульптуры, анализируя их связь с традиционными мотивами, инновационными материалами и технологиями. Задачи исследования: проследить эволюцию скульптурных форм от классических канонов к новым инновационным решениям; изучить влияние традиции кочевой культуры на современные художественные решения; проанализировать роль новых технологий (3D-моделирование, цифровая печать) и материалов (металл, композиты) в творчестве казахстанских скульпторов; определить, как национальная идентичность проявляется в условиях глобализации арт-пространства. Современное искусство скульптуры играет важную роль в формировании гармоничной связи между традиционным искусством и инновационными художественными практиками. Такие мастера, как Сырлыбек Бекботаев, Данияр Сарбасов, Зулкайнар Кожамкулов, Талгат Жумагулов и Багдат Сарсен, вносят вклад в развитие национального изобразительного искусства в глобальном контексте, отражая многовековую духовную и материальную культуру народа через современную интерпретацию и художественные приемы. В произведениях мастеров исторические события, выдающиеся личности страны, национальный орнамент и элементы быта гармонично сочетаются с современным пластическим языком, расширяя творческие границы искусства. Статья вносит вклад в дискуссию о культурном разнообразии в глобальном искусстве, предлагая казахстанский путь развития современной скульптуры как пример успешной интеграции местных в универсальный художественный контекст. Материалы исследования могут быть полезны искусствоведам, кураторам и художникам, изучающим взаимодействие традиции и инноваций искусстве азиатских стран, а также специалистам по кросс-культурным исследованиям.Ключевые слова:
современная скульптура, казахстанское искусство, художественные практики, традиции и инновации, культурная идентичность общественные пространств, цифровые технологии в искусстве, искусство и глобализация, культурное наследиеСкачивания
Библиографические ссылки
Шарипова, Диляра, и др. «Интертекстуальность в современном искусстве Казахстана в аспекте культурной памяти». Вестник Казахского национального женского педагогического университет, №2, 2021, c. 179–190. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-86-2-179-190
Ермоленко, Любовь, и Касенова Асемгуль. «Вклад А. Х. Маргулана в изучение Древней каменной скульптуры Центрального Казахстана». Вестник Кемеровского государственного университета, №3(59), Т.2, 2014, с. 20–23
Шайгозова, Жанерке, и Кульсариева Сабира. Ремесла современного Казахстана. Алматы, КазНИИК, 2023.
Резникова, Екатерина. «Интерпретация природного наследия в современном искусстве Казахстана». Central Asian Journal of Art Studies, т. 7, №3, 2022, с. 61–75. DOI: 10.47940/cajas.v7i3.607.
Ахметова, Эльмира. «Традиции классического искусства в аспекте формирования новых национальных школ изобразительного искусства (на примере скульптуры Казахстана)». Общество. Среда. Развитие, №1, 2015, с. 102–110.
Шарипова, Диляра и др. «Осмысление трагических моментов национальной истории в графике и монументальной скульптуре Казахстана». Қазақ ұлттық қыздар педагогикалық университетінің Хабаршысы, № 1(81), 2020, с. 285–291.
Крыкбаева, Сара, и др. «Архетипы и образы казахской национальной культуры в творчестве современных художников», Евразийский Союз Ученых (ЕСУ), №2(71), 2020, с. 4–7.
Надирбеков, Икрам и др. In Quest of Oneself: Cultural Identity in Modern Kazakhstan Sculpture Space. Indian Journal of Science and Technology, Vol 9(29), August 2016, DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i29/99459.
Дуспулова, Дина. «Стимпанк и поп-арт по-казахски». Business FM, 01 ноября 2023. https://businessfm.kz/culture/zulhajnar-kozhamkulov-stimpank-i-pop-art-po-kazahski. Дата доступа 15 февраля 2025.
Гулиев А. Абстракционисты и «зона комфорта». Культура. 2022. https://mysl.kazgazeta.kz/news/15770. Дата доступа 10 апреля 2022.
Шарипова, и др. «Космос и культура» Индия, т. 6, № 2, 2018, с. 113–120.
Ковалёва, Надежда. Световая скульптура и инсталляция как опыт визуального события. Минск-2018: История и теория искусств, материалы 56-й Международной научной студенческой конференции. 2018, с. 41–42.
Жубанова, Гульнур, и Ербол Кайранов. «Трансформация современных научно-технических инноваций в казахстанской скульптуре (на основе зарубежного опыта)». Central Asian Journal of Art Studies, т. 6, № 4, 2021 г., с. 122–147, doi:10.47940/cajas.v6i3.402.
Ахметова, Эльмира. Основные направления развития скульптуры Казахстана второй половины ХХ – начала ХХI века. 2015. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, Санкт-Петербург, chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https:// app.rusmuseum.ru/files/akhmetova_avtoreferat.pdf. Дата доступа 15 февраля 2025.
Кенбай, Жадигер. «Особенности развития современной скульптуры Казахстана». Молодой ученый, № 8.2 (112.2), 2016, с. 75–78. https://moluch.ru/archive/112/28325/. Дата доступа 16 февраля 2025
Шайгозова, Жанерке, и Сұлтанова, Мадина. Қазақстан мәдениеттердің жақындасуы контекстіндегі Қазақстанның қазіргі заманғы өнері: жолдар мен ізденістер. Еуразия қазақтары: тарих және мәдениет ғылыми еңбектер жинағы. Павлодар мемлекеттік педагогикалық институтының баспасы, 2016.
Сулайманова, Севарахон. «Значение современного изобразительного искусства у народов Центральной Азии» Восточный ренессанс: инновационные, образовательные, естественные и социальные науки, т. 4, № 4, апрель 2024, с. 109–112.
References:
Sharipova, Dilyara, i dr. «Intertekstual’nost’ v sovremennom iskusstve Kazakhstana v aspekte kul’turnoj pamyatI». Vestnik Kazakhskogo nacional'nogo zhenskogo pedagogicheskogo universitet, №2, 2021, 179-190. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-86-2-179-190. (in Russian)
Yermolenko, Lyubov, and Kasenova, Asemgul. "The Contribution of A. Kh. Margulan to the Study of Ancient Stone Sculpture of Central Kazakhstan." Bulletin of Kemerovo State University, no. 3(59), vol. 2, 2014, pp. 20–23.
Shaigozova, Zhanerke, and Kulsarieva, Sabira. Crafts of Modern Kazakhstan. Almaty, KazNIIK, 2023.
Reznikova, Ekaterina. «Interpretaciya prirodnogo naslediya v sovremennom iskusstve KazakhstanA». Central Asian Journal of Art Studies, t. 7, No 3, 2022, s. 61–75. DOI: 10.47940/cajas.v7i3.607. (in Russian)
Ahmetova, Ehl’mira. «Tradicii klassicheskogo iskusstva v aspekte formirovaniya novykh nacional’nykh shkol izobrazitel’nogo iskusstva (na primere skul'ptury Kazakhstana)». Obshchestvo. Sreda. Razvitie, №1, 2015, s.102–110. (in Russian)
Sharipova, Dilyara, et al. "Comprehending Tragic Moments of National History in the Graphics and Monumental Sculpture of Kazakhstan." Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University, no. 1(81), 2020, pp. 285–291.
Krykbaeva, Sara, i dr. «Arkhetipy i obrazy kazakhskoj nacional'noj kul'tury v tvorchestve sovremennykh khudozhnikoV», Eurasian Union of Scientists №2(71), 2020, s.4–7. (in Russian)
Nadirbekov Ikram i dr. In Quest of Oneself: Cultural Identity in Modern Kazakhstan Sculpture Space. Indian Journal of Science and Technology, Vol 9(29), DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i29/99459, August 2016. (in English)
Duspulova, Dina. «Stimpank i pop-art po-kazakhskI». Business FM [Almaty], 01 noyabrya 2023. Data dostupa 15 february 2025. (in Russian)
Guliyev, A. Abstraktsionisty i «zona komforta». Kultura. 2022. https://mysl.kazgazeta.kz/news/15770. Data dostupa 10 aprelya 2022. (in Russian)
Sharipova, i dr. «Kosmos i kul’turA» t. 6, № 2, 2018, pp. 113–120. (in English)
Kovalyova, Nadezhda. Svetovaya skul'ptura i installyaciya kak opyt vizual'nogo sobytiya. Minsk-2018: Istoriya i teoriya iskusstv, materialy 56-j Mezhdunarodnoj nauchnoj studencheskoj konferencii. 2018, s. 41–42. (in Russian)
Zhubanova, Gul'nur, i Erbol Kajranov. «Transformaciya sovremennykh nauchno-tekhnicheskikh innovacij v kazakhstanskoj skul'pture (na osnove zarubezhnogo opyta)». Central Asian Journal of Art Studies, t. 6, № 4, 2021 g., s. 122–147, doi:10.47940/cajas.v6i3.402. (in Russian)
Akhmetova, Ehl’mira. Osnovnye napravleniya razvitiya skul’ptury Kazakhstana vtoroj poloviny KHKH—nachala KHKHI veka. 2015. Sankt-Peterburg, chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://app.rusmuseum.ru/files/akhmetova_avtoreferat.pdf. Data dostupa 15 fevralya 2025. (in Russian)
Kenbaj, Zhadiger. «Osobennosti razvitiya sovremennoj skul'ptury KazakhstanA». Young Researcher, № 8.2 (112.2), 2016, s. 75–78. https://moluch.ru/archive/112/28325/. Data dostupa 16 fevralya 2025. (in Russian)
Shajgozova, Zhanerke, i Sultanova, Madina. "Contemporary Art of Kazakhstan in the Context of Cultural Convergence: Paths and Pursuits Eurasians of Kazakhstan: Collection of Scientific Papers on History and Culture. Pavlodar State Pedagogical Institute Press, 2016. (in Kazakh)
Sulaymanova, Sevarakhon. "The Significance of Contemporary Fine Arts among the Peoples of Central Asia." Eastern Renaissance: Innovative, Educational, Natural and Social Sciences, vol. 4, no. 4, April 2024, pp. 109–112.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
