БАЗОВЫЕ АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В КАЗАХСТАНСКО-СОВЕТСКОМ КИНО

  • Y. Krasnopolskaya Казахская национальная академия искуств имени Т.К. Жургенова
  • B. Nogerbek Казахская национальная академия искуств имени Т.К. Жургенова

Аннотация

Архетипические образы первичны, они лежат в основе мифов, фольклора икультуры в целом, и формируют основу для всех видов искусств, в особенностиаудиовизуальных. Кино, будучи самым популярным из искусств, перевоплощает итрансформирует основные архетипические образы, создает героев, проявляющихважные и показательные образцы поведения для общества. Восприятиеархетипических образов, в свою очередь, зависит от системы социальных иидеологических координат, существующих в том или ином обществе. Архетиппредставляет собой бессознательную трансперсональную преформу, учитывая априори возможность определенной формы репрезентации, наполненнойконкретным содержанием только тогда, когда она воздействует на сознание.Архетипические образы всегда соотносятся с эпохой, которая их порождает,выступая в качестве явной метафоры из коллективного бессознательного.Исследование мифологических героев и сюжетов с типологическими чертамиделает возможным выделить архетипических героев и мотивы в кинематографе.Архетипический герой, как правило, имеет как традиционные характеристики героя,так и личные характеристики, тем самым дополняя архетипический образ героя,что дает возможность кинематографу экспериментировать с жанрами. Варьируяархетипический образ и закладывая ожидаемые эмоции от образа, кино создаетновые жанры.В данной статье авторы рассматривают основные архетипические образы, наиболееярко представленные в казахстанском художественном кино советского периода –архетип отца, как уважаемого пожилого человека, архетип преданной и заботливойматери и архетип непослушного мальчика / подростка.
Опубликован
2019-06-30