ПАРАНДЖА – МАГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО УЗБЕКСКОЙ ЖЕНЩИНЫ (К ИСТОРИИ ЖЕНСКИХ ГОЛОВНЫХ НАКИДОК ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ)

  • З. Рахимова Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзода Академии художеств Республики Узбекистан.

Аннотация

В изучении национального костюма Центральной Азии особое значение приобретает знание истории и семантики отдельных элементов костюма. Статья посвящена вопросу генезиса, семантики и времени появления паранджи – особого уличного головного халата среднеазиатских женщин (узбечек и таджичек), распространенного в XIX – начале XX столетия, под которым они скрывали свои лица и фигуры, выходя из дома. Декоративное решение паранджи, семантика узоров вышивки на ней – тема особая и требующая специального исследования. Цель же данной статьи – показать эволюцию паранджи и превращение ее в специфическую уличную женскую одежду. Для изучения паранджи привлекались памятники изобразительного искусства, в частности миниатюрная живопись Центральной Азии XIV–XVII вв., которая, несмотря на условность изобразительного языка, предоставляет уникальный визуальный материал, широко используемый в данном контексте впервые. Научная новизна статьи в том, что по данным средневековой миниатюры подтверждается мнение этнографов о происхождении паранджи из наплечного халата и уточняется время возникновения – середина XVII в.Появление паранджи было обусловлено как практическими причинами – защита от солнечных лучей и магическая защита, так и ментальными и эстетическими.
Опубликован
2016-06-20