ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ДАЙДЖЕСТ НА МАТЕРИАЛАХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ В КАРКАРАЛИНСКИЙ РЕГИОН
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.1003Аннотация
В условиях современного этапа развития гуманитарных наук актуализируется необходимость глубокого и многоаспектного осмысления нематериального культурного наследия, особенно в контексте локальных традиций, находящихся на стыке устной истории, региональной идентичности и художественной практики. Несмотря на значительное количество исследований, посвящённых казахскому фольклору и традиционной музыке, Каркаралинский регион остаётся малоизученной территорией в научной картине музыкального наследия Казахстана. Цель статьи – осветить первые этнографические экспедиции, и экспедиции, организованные Фольклорным кабинетом Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, предоставившие оцифрованные 10 разножанровых песен этого региона, которые были нотированы. Настоящая работа посвящена актуальному исследованию фольклорных экспедиций Аркинской традиции, проведенных в Каркаралинском регионе Казахстана, и их роли в сохранении и популяризации казахского песенного искусства. В статье рассматриваются ключевые фигуры, такие как Александр Затаевич и Борис Ерзакович, которые значительно способствовали сбору и документированию народных песен и кюев региона Методы. Исследование основывается на методах исторического, музыкально-этнографического, сравнительного диагностирования, что позволило глубже понять процессы, связанные с систематизацией, классификацией, трансформацией и сохранением казахской музыкальной культуры. Большое внимание уделяется роли каждой из экспедиций, а именно в его этногенезисном сопоставлении. Результаты исследования: мониторинг записей и их респондентов, отслеживает их идентичность не просто с аркинской, а именно с каркаралинской песенной традицией, на текущий день бытующих среди каркаралинцев. Проделан целый комплекс расследований первоисточников в подтверждении доказательной базы – письма, фотофиксации прошлого столетия, аудиозаписи семейного архива Лензахан Досмакова, – где полученные результаты могут быть полезны для дальнейших исследований в области этнографии, музыковедения и сохранения культурного наследия Аркинского региона Казахстана. В заключение подчеркиваются перспективы расширения знаний, для сохранения уникальных полевых материалов каркаралинской песенной традиции в современной культуре. Нотированные записи готовятся к сборнику с соответствующими комментариями.Ключевые слова:
экспедиции, Каркаралы, регион, фольклорные материалы, песни, Александр Затаевич, Борис Ерзакович, Лензахан Досмақов, НИФЛ КНКСкачивания
Библиографические ссылки
Alpysbayeva, Venera, et al. “Compositional content of English musical and rock opera
texts: linguistic aspect.” XLinguae, Volume 14, Issue 2, April 2021, DOI: 10.18355/
XL.2021.14.02.04.
Babizhan, Baglan, et al. “Contemporary song folklore of the kazakhs of the South
West Zhetysu: The experience of musical and regional research.” International Journal
Criminology and Sociology, 2021, Vol. 10, pp. 120–132.
Банин, Александр. «Метод морфологического описания произведений фольклора».
Методы изучения фольклора: сб. научных трудов. Ленинград, 1983, с. 80–95.
ГАКО, ф. 1487, оп. 1, д. 111, л. 1–2.
Елеманова, Саида. «Актуальные проблемы сохранения нематериального культурного
наследия Казахстана». Традиционная музыка в XXI веке: к 200-летию музыкальной
этнографии Казахстана. Материалы международной научной конференции. Алматы,
Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы, 2017, с., нот., ил. с. 16–20.
Жансүгіров, Ілияс. Бес томдық шығармалар жинағы. Алматы, 1988, 5 том.
Затаевич, Александр. «500 казахских песен и кюев», переиздание. Алматы, Дайк-
пресс, 2002. – 378 с.
Затаевич, Александр. «1000 песен казахского народа», переиздание. Алматы, Дайк-
пресс, 2004. – 496 с.
Касатенко, Александр. «История и теории реституции культурных ценностей».
Вестник Таганрогского института управления и экономики. №1, 2013, с. 51–55.
Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясының фольклорлық зертханасы.
Алматы, Құрманғазы ат. ҚҰК, 2019.
Мациевский, Игорь. Народная инструментальная музыка как феномен культуры [Folk
Instrumental Music as a Cultural Phenomenon]. Алматы, Дайк-Пресс, 2007.
Өмірзақов, Елубай (1899–1974). «Ағайша» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=fIWXF7eXteE Дата обращения: 10 декабря 2024.
Смағұлова, Гүлнар. «Қарқаралы тарихының мәселелері». ҚазҰУ Хабаршысы. Тарих
сериясы, 2007, №3. 90-93 б.
Хирш, Марианна. Поколение постпамяти. Письмо и визуальная культура после
Холокоста. Перевод Эппе Н.В. Москва, Новое издательство, 2021. – 428 с.
Шоқабаев, Аманжол, және б. «Өнермен қанаттанған: Қарқаралы қаласының 180
жылдығына арналған» Облыстық мәдени-сауық және халық шығармашылығының
ғылыми-әдістемелік орталығы. Қарағанды, Облыстық мәдениет департаменті, 2003.
б.
Unesco. Основные тексты Международной конвенции об охране нематериального
культурного наследия 2003 г. Издание 2022 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://ich.unesco.org/doc/src/2003_Convention_Basic_Texts-_2022_version-RU.pdf Дата
обращения: 10 декабря 2024.
Alpysbayeva, Venera, et al. “Compositional content of English musical and rock opera
texts: linguistic aspect”. XLinguae, Volume 14, Issue 2, April 2021, DOI: 10.18355/
XL.2021.14.02.04.
Babizhan, Baglan, et al. “Contemporary song folklore of the kazakhs of the South
West Zhetysu: The experience of musical and regional research”. International Journal
Criminology and Sociology, 2021, Vol. 10, pp. 120–132.
Banin, Aleksandr. “Metod morfologicheskogo opisaniya proizvedeniy folklora”. Metody
izucheniya folklora: sb. nauchnykh trudov.[“The Method of Morphological Description of
Folklore Works”. Methods of Folklore Study: Collection of Scholarly Articles] Leningrad, 1983,
s. 80 – 95. (In Russian)
GAKO, f. 1487, op. 1, d. 111, l. 1-2. (In Russian)
Yelemanova, Saida. “Aktual’nye problemy sokhraneniya nematerial’nogo kul’turnogo
naslediya Kazakhstana”. Traditsionnaya muzyka v XXI veke: k 200-letiyu muzykalnoy
etnografii Kazakhstana. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [“Current Issues in
the Preservation of Kazakhstan’s Intangible Cultural Heritage”. Traditional Music in the 21st
Century: On the 200th Anniversary of Musical Ethnography in Kazakhstan. Proceedings of the
International Scientific Conference]. Almaty, Kurmangazy Kazakh National Conservatory,
, s., not., il. s. 16-20. (In Russian)
Jansügırov, Іliyas. Bes tomdyq şyğarmalar jinağy. [Five-Volume Collected Works] Almaty,
, 5 tom. (In Kazakh)
Zatayevich, Aleksandr. “500 kazakhskikh pesen i kyuyev” [500 Kazakh Songs and Kui],
pereizdaniye. Almaty, Dayk-press, 2002. – 378 s. (In Russian)
Zatayevich, Aleksandr. “1000 pesen kazakhskogo naroda” [1000 Songs of the Kazakh
People], pereizdaniye. Almaty, Dayk-press, 2004. – 496 s. (In Russian)
Kasatenko, Aleksandr. “Istoriya i teorii restitutsii kulturnykh tsennostey”. Vestnik
Taganrogskogo instituta upravleniya i ekonomiki. [“History and Theories of the Restitution
of Cultural Property”. Bulletin of the Taganrog Institute of Management and Economics].
№1, 2013, s. 51-55. (In Russian)
Qazaq ūlttyq konservatoriasynyñ fölklorlyq zerthanasy [Folklore Laboratory of the Kazakh
National Conservatory named after Kurmangazy]. Almaty, Kurmangazy at. KNC, 2019. (In
Russian)
Matsiyevskiy, Igor. Narodnaya instrumentalnaya muzyka kak fenomen kultury. Almaty,
Dayk-Press, 2007. (In Russian)
Ömіrzaqov, Yelubay (1899-1974). “Ağaişa” [Aghaisha] [Elektronnyy resurs]. – Rezhim
dostupa: https://www.youtube.com/watch?v=fIWXF7eXteE Accessed: 10 dekabrya 2024.
(In Kazakh)
Smağūlova, Gгlnar. “Qarqaraly tarihynyñ mäselelerı” [Problems of Karkaraly’s History].
QazŪU Habarşysy. Tarih seriasy, 2007, №3. 90-93 b. (In Kazakh)
Khirsh, Marianna. Pokoleniye postpamyati. Pismo i vizualnaya kultura posle Kholokosta
[The Generation of Postmemory: Writing and Visual Culture after the Holocaust]. Perevod
Eppe N.V. Moskva, Novoye izdatelstvo, 2021. – 428 s. (In Russian)
Şoqabaev, Amanzhol, zhәne b. “Önermen qanattanğan: Qarqaraly qalasynyñ 180 jyldyğyna
arnalğan” Oblystyq mädeni-sauyq jäne halyq şyğarmaşylyğynyñ ğylymi-ädıstemelık ortalyğy
[“Inspired by Art: Dedicated to the 180th Anniversary of the City of Karkaraly” Published by
the Regional Scientific and Methodological Center for Cultural, Recreational, and Folk Art
Activities]. – Qarağandy: Oblystyq mädeniet departamentі, 2003. 16 b. (In Kazakh)
Unesco. Osnovnyye teksty Mezhdunarodnoy konventsii ob okhrane nematerialnogo
kulturnogo naslediya 2003 g. Izdaniye 2022 g. [Basic Texts of the 2003 Convention for
the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage. 2022 Edition] [Elektronnyy resurs].
– Rezhim dostupa: https://ich.unesco.org/doc/src/2003_Convention_Basic_Texts-_2022_
version-RU.pdf Accessed: 10 dekabrya 2024. (In Russian)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.











