СТАДИАЛЬНЫЙ МЕТОД В МУЗЫКОЗНАНИИ: ОПЫТ ОБОСНОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ

Авторы

  • Татьяна Харламова Казахский национальный университет искусств (Астана, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i1.1005

Аннотация

Музыкальная наука в Казахстане, как относительно молодое и многогранное направление, сталкивается с рядом методологических трудностей. Продолжающееся развитие методологии, нехватка единой методологической базы приводят к разрозненности подходов и интерпретаций музыкальных явлений. Освещение проблем в этой области представляется важным шагом к пониманию текущих вызовов. Одной из таких проблем является разработка и обоснование исследовательских методов, отвечающих проблематике целостного осмысления музыкальной культуры Казахстана. Стадиальный метод (или теория стадиальности), позволяющий комплексно анализировать динамику определенных явлений через призму их исторического и культурного развития, стоит в этом ряду. Как показывает практика, он становится универсальным методом, который на протяжении XIX-XX веков был признан и обоснован в различных направлениях науки: истории, экономике, лингвистике, социологии, психологии. Теория стадиальности широко применяется и в музыкознании, но не получает детального обоснования как специфический метод в науке об искусстве. С целью выявления ключевых параметров стадиальности и обоснования ее как универсального при изучении исторических процессов метода, в исследовании были применены исторический, сравнительно-типологический, аналитический, системный подходы. Это позволило проследить историческое становление теории стадиальности, выявить закономерности ее применения и основные признаки в трудах ученых-музыковедов. Отдельные положения теории стадиальности, выдвинутые в трудах авторов из разных сфер знания, таких как Вильгельм Гумбольдт, Эмиль Дюркгейм, Георг Зиммель, Карл Маркс, Арнольд Тойнби; Саймон Кузнец, Ирина Савельева и Андрей Полетаев; Борис Асафьев, Марк Арановский; Галина Григорьева, Григорий Ганзбург, Умитжан Джумакова, Сабина Закржевская, Нелли Шахназарова и других служат основой для анализа музыковедческих исследований и обоснования стадиального метода как универсального в музыкознании. Результаты подтверждают перспективность метода стадиальности, показывают, что он успешно применяется для изучения истории музыкальных культур, анализа музыкальных жанров и стилей, а также их эволюции в контексте социокультурных изменений. Практическая значимость заключается в возможности применения модели данного метода для дальнейшего изучения как национальных композиторских школ, так и развития отдельных жанров, исполнительских традиций и других музыкальных явлений. Перспективы исследования открывают новые горизонты для анализа музыкальных процессов в контексте культурной динамики. Проблема поиска методов исследования рассматривается в ракурсе казахстанского музыковедения. Работа фокусируется на вопросах, актуальных по отношению к основной цели и не претендует на безусловную всеохватность существующего материала. В процессе проведенного исследования предлагается один из возможных вариантов методологического подхода к целостному и актуальному на сегодняшний день осмыслению истории казахской музыки.

Ключевые слова:

теория стадиальности, музыкознание, музыковеды Казахстана, историческое развитие, стадиальность, социальные изменения, методология науки.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Татьяна Харламова, Казахский национальный университет искусств (Астана, Казахстан)

Кандидат искусствоведения / доктор PhD Руководитель отдела науки, старший преподаватель кафедры музыковедения и композиции Казахского национального университета искусств (Астана, Казахстан)

Библиографические ссылки

Бутов, Александр. «Концепция государственного управления Н. Макиавелли». Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, №6 (90), 2016, с.174-182.

Векслер, Юлия. Новые методы в музыковедении. Нижний Новгород, ННГК им. М. Глинки, 2012.

Ганзбург, Григорий. «Три поколения композиторов-романтиков в их отношении к синтетическим жанрам». Музыкальная академия, №3 (676), 2001, с.135–141.

Григорьева, Галина. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины ХХ века. Москва, Советский композитор, 1989.

Гуляницкая, Наталья. Методы науки о музыке. Москва, Музыка, 2009.

Гумбольдт, Вильгельм фон. Избранные труды по языкознанию. Москва, Прогресс, 2000.

Джумакова, Умитжан. Методология современного музыкознания. Нур-Султан, КНК им. Курмангазы, 2020.

Джумакова, Умитжан. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов: Проблемы истории, смысла и ценности. Астана, Фолиант, 2003.

Закржевская, Сабина. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. Ташкент, Фан, 1979.

Каминская-Маркова, Елена. Методология музыкознания и проблемы музыкальной культурологии. Одесса, Астропринт, 2015.

Кирнарская, Дина. Homo Musicus. О способностях, одаренности и таланте. Москва, Слово/Slovo, 2021.

Недлина, Валерия. Пути развития музыкальной культуры Казахстана на рубеже XX–XXI столетий. 2017. ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского», кандидатская диссертация, http://www.mosconsv.ru/upload/images/Documents/DiserCand/nedelina-aft.pdf. Дата доступа 10 декабря 2024.

Рандалова, Оюна. «Идея стадиальности в современной философии истории: возможные подходы и основания критической рефлексии». Вестник Бурятского государственного университета. Философия, №14, 2010, с. 88-91. https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-stadialnosti-v-sovremennoy-filosofii-istorii-vozmozhnye-podhody-i-osnovaniya-kriticheskoy-refleksii. Дата доступа 12 января 2025.

Рифтин, Александр. «Основные принципы построения теории стадий в языке». Труды юбилейной научной сессии, Ленинград, 1946, с. 19-29. https://crecleco.seriot.ch/textes/RIFTIN46/Riftin46.html. Дата доступа 11 января 2025.

Савельева, Ирина, и Полетаев Андрей. Теория исторического знания. Санкт-Петербург, Алетейя; Москва, ГУ–ВШЭ, 2008.

Скурко, Евгения. Башкирская академическая музыка. Традиции и современность. Уфа, Гилем, 2005.

Харламова, Татьяна. «Орган в казахской музыкальной культуре: этапы истории». Проблемы музыкальной науки, №1, 2019, с.123–128. DOI: 10.17674/1997-0854.2019.1.

Харламова, Татьяна. Стилевые тенденции в инструментальном творчестве современных композиторов Казахстана. Уфа, Нефтегазовое дело, 2021.

Чахвадзе, Натэлла. «Актуальные вопросы взаимодействия культур в работах С.А. Закржевской». Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность, № 1 (2), 2021, с. 48–53. DOI:10.26176/MAETAM.2021.2.1.005.

Шалабаева, Гульмира. Союз языков науки и искусства. Алматы, КазНАИ им. Т. Жургенова, 2012.

Шахназарова, Нелли. Проблемы музыкальной эстетики. Воспоминания о семье. Москва, ГИИ, 2016.

Crawford, T., & Gibson, L.. Modern methods for musicology: Prospects, proposals, and realities, 2009, https://www.researchgate.net/publication/286766992_Modern_methods_for_musicology_Prospects_proposals_and_realities. Дата доступа 16 января 2025.

Martin, Ryan. “Theorizing Musical Improvisation for Social Analysis”. Music Theory Spectrum, Volume 46, Issue 2, Fall 2024, Pages 246–262. DOI: 10.1093/mts/mtae005.

Schneider, Albrecht. Systematic and Comparative Musicology: Concepts, Methods, Findings. Berlin, Germany: Peter Lang Verlag, 2008.

References

Butov, Aleksandr. “Kontseptsiya gosudarstvennogo upravleniya N. Makiavelli”. [“The concept of state administration by N. Machiavelli.”]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G. V. Plekhanova, №6 (90), 2016, s.174-182. (In Russian)

Veksler, Yuliya. Novyye metody v muzykovedenii [New methods in musicology]. Nizhniy Novgorod, NNGK im. M. Glinki, 2012.

Ganzburg, Grigoriy. “Tri pokoleniya kompozitorov-romantikov v ikh otnoshenii k sinteticheskim zhanram”. [“Three Generations of Romantic Composers in Their Relation to Synthetic Genres.”]. Muzykalnaya akademiya, №3 (676), 2001, s.135–141. (In Russian)

Grigoryeva, Galina. Stilevyye problemy russkoy sovetskoy muzyki vtoroy poloviny XX veka [Stylistic problems of Russian Soviet music of the second half of the twentieth century]. Moskva, Sovetskiy kompozitor, 1989.

Gulyanitskaya, Natalya. Metody nauki o muzyke [Music Science Methods]. Moskva, Muzyka, 2009.

Gumboldt, Vilgelm fon. Izbrannyye trudy po yazykoznaniyu [Selected works on linguistics]. Moskva, Progress, 2000.

Dzhumakova, Umitzhan. Metodologiya sovremennogo muzykoznaniya [Methodology of modern musicology]. Nur-Sultan, KNK im. Kurmangazy, 2020.

Dzhumakova, Umitzhan. Tvorchestvo kompozitorov Kazakhstana 1920-1980-kh godov: Problemy istorii, smysla i tsennosti [The work of composers of Kazakhstan in the 1920s-1980s: Problems of history, meaning and value]. Astana, Foliant, 2003.

Zakrzhevskaya, Sabina. Garmoniya v tvorchestve kompozitorov Uzbekistana, Tadzhikistana i Turkmenii [Harmony in the works of composers from Uzbekistan, Tajikistan and Turkmenistan]. Tashkent, Fan, 1979.

Kaminskaya-Markova, Yelena. Metodologiya muzykoznaniya i problemy muzykalnoy kulturologii [Methodology of musicology and problems of musical culturology]. Odessa, Astroprint, 2015.

Kirnarskaya, Dina. Homo Musicus. O sposobnostyakh, odarennosti i talante [Homo Musicus. About abilities, giftedness and talent]. Moskva, Slovo/Slovo, 2021.

Nedlina, Valeriya. Puti razvitiya muzykal'noj kul'tury Kazahstana na rubezhe XX–XXI stoletij [Ways of Development of the Musical Culture of Kazakhstan at the Turn of the 20th–21th Centuries]. 2017. Moscow, Moscow State Concervatory, PhD Thesis, http://www.mosconsv.ru/upload/images/Documents/DiserCand/nedelina-aft.pdf. Accessed 10 December 2024. (In Russian)

Randalova, Oyuna. “Ideya stadialnosti v sovremennoy filosofii istorii: vozmozhnyye podkhody i osnovaniya kriticheskoy refleksii”. [“The idea of stadiality in modern philosophy of history: possible approaches and grounds for critical reflection.”]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya, №14, 2010, s. 88-91. https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-stadialnosti-v-sovremennoy-filosofii-istorii-vozmozhnye-podhody-i-osnovaniya-kriticheskoy-refleksii. Accessed 12 January 2025. (In Russian)

Riftin, Aleksandr. “Osnovnyye printsipy postroyeniya teorii stadiy v yazyke”. [“Basic principles for constructing the theory of stadiality in language.”]. Trudy yubileynoy nauchnoy sessii, Leningrad, 1946, s. 19-29. https://crecleco.seriot.ch/textes/RIFTIN46/Riftin46.html. Accessed 11 January 2025. (In Russian)

Savelyeva, Irina, and Poletayev Andrey. Teoriya istoricheskogo znaniya [Theory of historical knowledge]. Sankt-Peterburg, Aleteyya; Moskva, GU–VSHE, 2008.

Skurko, Yevgeniya. Bashkirskaya akademicheskaya muzyka. Traditsii i sovremennost [Bashkir academic music. Tradition and modernity]. Ufa, Gilem, 2005.

Kharlamova, Tatyana. “Organ v kazakhskoy muzykalnoy kulture: etapy istorii”. [“Organ in Kazakh musical culture: stages of history.”]. Problemy muzykalnoy nauki, №1, 2019, s.123–128. DOI: 10.17674/1997-0854.2019.1. (In Russian)

Kharlamova, Tatyana. Stilevyye tendentsii v instrumentalnom tvorchestve sovremennykh kompozitorov Kazakhstana [Style trends in the instrumental work of contemporary composers of Kazakhstan]. Ufa, Neftegazovoye delo, 2021.

Chakhvadze, Natella. “Aktualnyye voprosy vzaimodeystviya kultur v rabotakh S.A. Zakrzhevskoy”. [“Topical issues of interaction of cultures in the works of S.A. Zakrzhevskaya.”]. Muzykalnoye iskusstvo Yevrazii. Traditsii i sovremennost, № 1 (2), 2021, s. 48–53. DOI:10.26176/MAETAM.2021.2.1.005. (In Russian)

Shalabayeva, Gulmira. Soyuz yazykov nauki i iskusstva [Union of Languages of Science and Art]. Almaty, KaZNAI im. T. Zhurgenova, 2012.

Shakhnazarova, Nelli. Problemy muzykalnoy estetiki. Vospominaniya o semye [Problems of Musical Esthetics. Memories of Family]. Moskva, GII, 2016.

Crawford, T., & Gibson, L. Modern methods for musicology: Prospects, proposals, and realities, 2009, https://www.researchgate.net/publication/286766992_Modern_methods_for_musicology_Prospects_proposals_and_realities. Accessed 16 January 2025.

Martin, Ryan. “Theorizing Musical Improvisation for Social Analysis”. Music Theory Spectrum, Volume 46, Issue 2, Fall 2024, Pages 246–262. DOI: 10.1093/mts/mtae005.

Schneider, Albrecht. Systematic and Comparative Musicology: Concepts, Methods, Findings. Berlin, Germany: Peter Lang Verlag, 2008.

Загрузки


Number of views: 0

Опубликован

2025-05-27

Как цитировать

Татьяна Харламова. «СТАДИАЛЬНЫЙ МЕТОД В МУЗЫКОЗНАНИИ: ОПЫТ ОБОСНОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 10, № 1, 2025 г., doi:10.47940/cajas.v10i1.1005.
Лицензия Creative Commons