АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВОКАЛ И ЕГО РОЛЬ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В XXI ВЕКЕ

Авторы

  • Акерке Бахтияркызы Казахский национальный университет искусств имени Куляш Байсеитовой (Астана, Казахстан)
  • Азамат Желтыргузов Казахский национальный университет искусств имени Куляш Байсеитовой (Астана, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.1020

Аннотация

Научная проблема популяризации классической музыки посредством академического вокала становится особенно актуальной в XXI веке. Влияние массовой культуры и стремительное развитие цифровых технологий требуют поиска инновационных подходов к сохранению и распространению классического искусства. Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью комплексных стратегий популяризации академического вокала в современных условиях. Новизна работы заключается в рассмотрении академического вокала не только как хранителя классической традиции, но и как медиатора между культурным наследием и современными медиа-платформами, включая анализ опыта Казахстана в контексте глобальных тенденций. Методологическую основу составили аналитический, сравнительный методы, кейс-метод и эмпирический метод, а также культурологический подход, позволивший выявить механизмы сохранения культурных ценностей при внедрении инноваций. Результаты показывают, что академический вокал способен эффективно взаимодействовать с популярными жанрами, мультимедийными форматами и онлайн-платформами, что способствует расширению аудитории, особенно среди молодёжи. Анализ казахстанских проектов подтвердил высокую эффективность синтеза классического и народного искусства, особенно в условиях цифрового распространения. Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по адаптации академического вокала к цифровой среде, включая использование социальных сетей, стриминговых сервисов и виртуальных концертов. Полученные выводы могут быть востребованы исполнителями, педагогами и культурными организациями при формировании стратегий популяризации классической музыки в XXI веке.

Ключевые слова:

академический вокал, классическая музыка, популяризация, цифровые технологии, межжанровое взаимодействие

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Акерке Бахтияркызы, Казахский национальный университет искусств имени Куляш Байсеитовой (Астана, Казахстан)

– докторантка 3 курса кафедры «Музыковедение и композиция», Казахский национальный университета искусств имени Куляш Байсеитовой (Астана, Казахстан)

Азамат Желтыргузов, Казахский национальный университет искусств имени Куляш Байсеитовой (Астана, Казахстан)

- Профессор кафедры «Вокальное искусство», Казахский национальный университет искусств имени Куляш Байсеитовой (Астана, Казахстан)  

Библиографические ссылки

«Astana Opera – официальный сайт театра». Astana Opera, https://astanaopera.kz. Дата

обращения: 11.08.2025.

«Dimash Qudaibergen – официальный канал». YouTube, https://www.youtube.com/c/

DimashQudaibergen_official. Дата обращения: 11.08.2025.

«Dimash Qudaibergen – статистика канала». Social Blade, https://socialblade.com/

youtube/channel/UCGBxbj_RMKB22rhJnK9qReg. Дата обращения: 11.08.2025.

«MEZZO – It’s Now or Never (Live in Almaty)». YouTube, https://www.youtube.com/

watch?v=D4Ax_Bd8gLM. Дата обращения: 11.08.2025.

«MEZZO (Казахстан) – официальный канал». YouTube, https://www.youtube.com/c/

mezzokz. Дата обращения: 11.08.2025.

«Virtuosos 2025: My Way (Dimash Qudaibergen)». YouTube, https://www.youtube.com/wat

ch?v=q4V2bgvAq0E&list=RDq4V2bgvAq0E&start_radio=1. Дата обращения: 11.08.2025.

«Мария Мудряк – официальный канал». YouTube, https://www.youtube.com/c/

MariaMudryakSoprano. Дата обращения: 12.08.2025.

«Официальный Instagram группы MEZZO». Instagram, https://www.instagram.com/

mezzokz. Дата обращения: 11.08.2025.

Аменова, Дана. «Метрополитен Опера» и «Ковент-Гарден»: Мария Мудряк рассказала

о своих мечтах». Звезды, Театр, Музыка, Культура, 11 декабря 2024 г. https://kazpravda.

kz/n/metropoliten-opera-i-kovent-garden-mariya-mudryak-rasskazala-o-svoih-mechtah/.

Дата обращения: 16 декабря 2024.

Amonson, Christi. “The Music Major Minute: Significance – A Singer’s Super Power.”

Classical Singer Magazine, December 2, 2022. https://www.csmusic.net/content/articles/

the-music-major-minute-significance-a-singers-super-power/. Accessed 15 December 2024.

Василенко, Ольга. «Классическая музыка в медиапространстве YouTube: проблемы

и новые возможности». Музыкальное образование и наука, 2021, №2 (15). https://

cyberleninka.ru/article/n/klassicheskaya-muzyka-v-mediaprostranstve-youtubeproblemy-i-novye-vozmozhnosti. Дата обращения: 18 декабря 2024.

Elliott, Tamzin. “Slow Dissolve: What Lies Beyond the Classical/Popular Music Divide?” San

Francisco Classical Voice, 2023. https://www.sfcv.org/articles/feature/slow-dissolve-whatlies-beyond-classicalpopular-music-divide. Accessed 20 December 2024.

Kiryayeva, Alina. “Mashing through the Conventions: Convergence of Popular and Classical

Music in the Works of The Piano Guys.” Doctoral Dissertation. Dissertations, Thesises, and

Capstone Projects, CUNY Graduate Center, September 2020. https://academicworks.cuny.

edu/gc_etds/4046/. Accessed 10 December 2024.

Li, Ang. “The Historical Evolution of the Popularization of Classical Music and the

Development of the Fusion of Multiple Musical Styles.” Herança, City University of New York

(CUNY), 2024. https://www.researchgate.net/publication/376959487_Historical_Evolution_

of_the_Popularization_of_Classical_Music_and_the_Development_of_the_Fusion_of_

Multiple_Musical_Styles. Accessed 18 December 2024.

Nyman, Inka-Maria. “Democratizing Opera: Accessibility to Opera in the Digital Age among

Swedish-speaking Finns.” International Journal of Cultural Policy, vol. 29, no. 6, 2023, pp.

–800. Taylor & Francis Online, https://doi.org/10.1080/10286632.2022.2114469.

Accessed 6 September 2025.

Hamilton, Gary Gerard. “Khatia Buniatishvili Is a Classical Music Superstar. Her New Album

Honors Mozart – In Her Own Way.” Associated Press, 2024. https://www.enterprisejournal.com/khatia-buniatishvili-classical-music-superstar-her-new-album-honors-mozarther-own-way. Accessed 25 December 2024.

Pritchard, Stephen. “Fleurs Review – Carolyn Sampson’s Sparkling Song Recital.” The

Guardian, 29 March 2015. https://www.theguardian.com/music/2015/mar/29/fleursreview-carolyn-sampson-sparkling-song-recital. Accessed 15 December 2024.

Swarbrick, Dana, et al. “Collectively Classical: Connectedness, Awe, Feeling Moved,

and Motion at a Live and Livestreamed Concert”. Music & Science, 6, 2023. https://doi.

org/10.1177/20592043231207595.

Swarbrick, Dana, Martin, Remy, Høffding, Simon, Nielsen, Nanette, and Vuoskoski, Jonna

Katarina. “Audience Musical Absorption: Exploring Attention and Affect in the Live Concert

Setting”. Music & Science, 7, 2024. https://doi.org/10.1177/20592043241263461.

Vandenberg, Femke, and Michaël Berghman. “The Show Must Go On(line): Livestreamed

Concerts and the Hyper-Ritualisation of Genre Conventions.” Poetics, vol. 103, 2024, article

Elsevier, https://doi.org/10.1016/j.poetic.2023.101782. https://www.sciencedirect.

com/science/article/pii/S0304422X23000220. Accessed 6 September 2025.

Vandenberg, Femke, Michaël Berghman, and Koen van Eijck. “‘Wear Clogs and Just Act

Normal’: Defining Collectivity in Dutch Domestic Music Concerts.” Cultural Sociology, vol.

, no. 2, 2021, pp. 233–251, https://doi.org/10.1177/1749975520961618.

Williams, Nick. “Andrea Bocelli Breaks Down Unlikely Collabs With Dua Lipa, Ed Sheeran &

More.” Billboard, 19 October 2018. https://www.billboard.com/music/pop/andrea-bocellisi-collaborations-dua-lipa-ed-sheeran-8480565/. Accessed 20 December 2024.

Xu, Bo. “From Virtual-Reality Fusion to Comprehensive Virtual: The Future of the

Performing Arts.” Proceedings of the 2021 International Conference on Education,

Humanity and Language, Art (EHLA 2021). ISBN: 978-1-60595-137-9.

Хуан, Хаорань. «Влияние академического вокального искусства на развитие

культуры XXI века». https://na-journal.ru/3-2022-kultura-iskusstvo/3552-vliyanieakademicheskogo-vokalnogo-iskusstva-na-razvitie-kultury-xxi-veka. Дата обращения: 19

декабря 2024.

References

Amenova, Dana. “‘Metropolitan Opera’ i ‘Covent Garden’: Mariya Mudryak rasskazala o svoikh

mechtakh.” [“‘Metropolitan Opera’ and ‘Covent Garden’: Maria Mudryak Spoke about Her

Dreams.”] https://kazpravda.kz/n/metropoliten-opera-i-kovent-garden-mariya-mudryakrasskazala-o-svoih-mechtah/. Accessed 16 December 2024. (In Russian).

Amonson, Christi. “The Music Major Minute: Significance – A Singer’s Super Power.” Classical

Singer Magazine, December 2, 2022. https://www.csmusic.net/content/articles/the-music-majorminute-significance-a-singers-super-power/. Accessed 15 December 2024.

Dimash Qudaibergen – “My Way” (Virtuosos 2025). YouTube, https://www.youtube.com/watch?v=

q4V2bgvAq0E&list=RDq4V2bgvAq0E&start_radio=1. Accessed 11 Aug. 2025.

Dimash Qudaibergen – Channel Statistics. Social Blade, https://socialblade.com/youtube/

channel/UCGBxbj_RMKB22rhJnK9qReg. Accessed 11 Aug. 2025.

Dimash Qudaibergen – Channel Statistics. vidIQ, https://vidiq.com/youtube-stats/channel/

UCGBxbj_RMKB22rhJnK9qReg. Accessed 11 Aug. 2025.

Dimash Qudaibergen – Official Channel. YouTube, https://www.youtube.com/c/

DimashQudaibergen_official. Accessed 11 Aug. 2025.

Elliott, Tamzin. “Slow Dissolve: What Lies Beyond the Classical/Popular Music Divide?” San

Francisco Classical Voice, 2023. https://www.sfcv.org/articles/feature/slow-dissolve-what-liesbeyond-classicalpopular-music-divide. Accessed 20 December 2024.

Hamilton, Gary Gerard. “Khatia Buniatishvili Is a Classical Music Superstar. Her New Album

Honors Mozart – In Her Own Way.” Associated Press, 2024. https://www.enterprise-journal.com/

khatia-buniatishvili-classical-music-superstar-her-new-album-honors-mozart-her-own-way.

Accessed 25 December 2024.

Huang, Haoran. “Vliyanie akademicheskogo vokalnogo iskusstva na razvitie kultury XXI veka.”

[“The Influence of Academic Vocal Art on the Development of 21st-Century Culture.”] https://

na-journal.ru/3-2022-kultura-iskusstvo/3552-vliyanie-akademicheskogo-vokalnogo-iskusstvana-razvitie-kultury-xxi-veka. Accessed 19 December 2024. (In Russian).

Kiryayeva, Alina. “Mashing through the Conventions: Convergence of Popular and Classical

Music in the Works of The Piano Guys.” Doctoral Dissertation. Dissertations, Thesises, and

Capstone Projects, CUNY Graduate Center, September 2020. https://academicworks.cuny.edu/

gc_etds/4046/. Accessed 10 December 2024.

Li, Ang. “The Historical Evolution of the Popularization of Classical Music and the Development

of the Fusion of Multiple Musical Styles.” Herança, City University of New York (CUNY),

https://www.researchgate.net/publication/376959487_Historical_Evolution_of_the_

Popularization_of_Classical_Music_and_the_Development_of_the_Fusion_of_Multiple_Musical_

Styles. Accessed 18 December 2024.

Maria Mudryak – Official Channel. YouTube, https://www.youtube.com/c/MariaMudryakSoprano.

Accessed 11 Aug. 2025.

MEZZO Kazakhstan – “It’s Now or Never (Live in Almaty).” YouTube, https://www.youtube.com/

watch?v=D4Ax_Bd8gLM. Accessed 11 Aug. 2025.

MEZZO Kazakhstan – Official Account. Instagram, https://www.instagram.com/mezzokz.

Accessed 11 Aug. 2025.

MEZZO Kazakhstan – Official Channel. YouTube, https://www.youtube.com/c/mezzokz.

Accessed 11 Aug. 2025.

Nyman, Inka-Maria. “Democratizing Opera: Accessibility to Opera in the Digital Age among

Swedish-speaking Finns.” International Journal of Cultural Policy, vol. 29, no. 6, 2023, pp. 786–

Taylor & Francis Online, https://doi.org/10.1080/10286632.2022.2114469. Accessed 6

September 2025.

Operalia Competition – Official Website. Operalia, https://www.operaliacompetition.org.

Accessed 11 Aug. 2025.

OperaVision – Channel Statistics. vidIQ, https://vidiq.com/youtube-stats/channel/

UClZLSvJjx18vM7v8RvyAgZw. Accessed 11 Aug. 2025.

OperaVision — Official Website. OperaVision, https://operavision.eu. Accessed 11 Aug. 2025.

Pritchard, Stephen. “Fleurs Review – Carolyn Sampson’s Sparkling Song Recital.” The Guardian,

March 2015. https://www.theguardian.com/music/2015/mar/29/fleurs-review-carolynsampson-sparkling-song-recital. Accessed 15 December 2024.

Swarbrick, Dana, and Vuoskoski, Jonna Katariina. “Collectively Classical: Connectedness, Awe,

Feeling Moved, and Motion at a Live and Livestreamed Concert”. Music & Science, 6, 2023.

https://doi.org/10.1177/20592043231207595.

Swarbrick, Dana, Martin, Remy, Høffding, Simon, Nielsen, Nanette, and Vuoskoski, Jonna

Katarina. “Audience Musical Absorption: Exploring Attention and Affect in the Live Concert

Setting”. Music & Science, 7, 2024. https://doi.org/10.1177/20592043241263461.

Vandenberg, Femke, and Michaël Berghman. “The Show Must Go On(line): Livestreamed

Concerts and the Hyper-Ritualisation of Genre Conventions.” Poetics, vol. 103, 2024, article

Elsevier, https://doi.org/10.1016/j.poetic.2023.101782. https://www.sciencedirect.com/

science/article/pii/S0304422X23000220. Accessed 6 September 2025.

Vandenberg, Femke, Michaël Berghman, and Koen van Eijck. “‘Wear Clogs and Just Act Normal’:

Defining Collectivity in Dutch Domestic Music Concerts.” Cultural Sociology, vol. 15, no. 2, 2021,

pp. 233–251, https://doi.org/10.1177/1749975520961618.

Vasilenko, Olga. “Klassicheskaya muzyka v mediaprostranstve YouTube: problemy i

novye vozmozhnosti.” [“Classical Music in the YouTube Media Space: Problems and New

Opportunities.”] Muzykalnoe obrazovanie i nauka, 2021, no. 2 (15). https://cyberleninka.

ru/article/n/klassicheskaya-muzyka-v-mediaprostranstve-youtube-problemy-i-novyevozmozhnosti. Accessed 18 December 2024. (In Russian).

Williams, Nick. “Andrea Bocelli Breaks Down Unlikely Collabs With Dua Lipa, Ed Sheeran &

More.” Billboard, 19 October 2018. https://www.billboard.com/music/pop/andrea-bocelli-sicollaborations-dua-lipa-ed-sheeran-8480565/. Accessed 20 December 2024.

Xu, Bo. “From Virtual-Reality Fusion to Comprehensive Virtual: The Future of the Performing

Arts.” Proceedings of the 2021 International Conference on Education, Humanity and Language,

Art (EHLA 2021). ISBN: 978-1-60595-137-9.

Загрузки


Number of views: 0

Опубликован

2025-06-20

Как цитировать

Акерке Бахтияркызы, и Азамат Желтыргузов. «АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВОКАЛ И ЕГО РОЛЬ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В XXI ВЕКЕ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 10, № 3, 2025 г., с. 95-118, doi:10.47940/cajas.v10i3.1020.
Лицензия Creative Commons