Теоретический анализ концепций стиля и языка кино

Авторы

  • Баубек Ногербек Казахская национальная академия искусств имени Т.К. Жургенова
  • Ержан Джумабеков Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i1.1022

Аннотация

Исследование языка кино и стиля имеет важное значение для адаптации кинематографистов к изменениям, вызванным процессами глобализации и цифровизации. Это позволяет им более глубоко осознавать и адекватно интерпретировать культурные и социальные тенденции, а также точно отражать их в своих произведениях. Работа ориентирована на выявление ключевых этапов развития языка кино и стиля, а также на анализ их воздействия на формирование смысловых конструкций в киноискусстве. Для достижения поставленных целей были проведены сравнительные исследования кинематографических методов различных исторических периодов, а также ретроспективный анализ этапов эволюции языка и стиля кино, с акцентом на их влияние на семантическую структуру кинематографических произведений. Язык кино, который объединяет создание кадра, монтаж и звук, формирует эмоциональную атмосферу фильма. Переход от немого кино к звуковому оказал значительное влияние на эволюцию кинематографического языка, обогатив методы повествования: появились сложные диалоги, музыкальное сопровождение и новые способы организации звуковых и визуальных элементов. Технологический прогресс — от внедрения звука до использования цветного и цифрового изображения — значительно расширил возможности режиссеров в создании значений и усилении эмоционального воздействия. Изменения в стиле, такие как переход от реализма к модернизму, оказали существенное влияние на восприятие и интерпретацию фильмов аудиторией. Культурный и национальный контекст в свою очередь формируют особенности киноработ, отражая социально-культурные реалии различных стран. Феминистская перспектива в кино позволила раскрыть гендерные аспекты, продемонстрировать влияние стереотипов и предложить новые подходы к изображению мужчин и женщин. Важную роль в этом процессе сыграли фильмы, которые способствовали формированию и распространению культурных ценностей, таким образом влияя на культурный обмен и социальное развитие через визуальное искусство. Анализ воздействия новых технологий на кино в различных культурных контекстах подчеркивает, что кинематографические техники оказывают глубокое влияние на общество и культуру. Изучение языка кино и стиля помогает режиссерам и критикам совершенствовать качество кинематографических произведений, обеспечивая более точное понимание технических приемов и стилистических особенностей, что, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию киноискусства.

Ключевые слова:

кинематографические техники, визуальное повествование, деконструкция жанра, эстетические ценности

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Баубек Ногербек, Казахская национальная академия искусств имени Т.К. Жургенова

Доцент Казахской Академии национальных искусств имени Темирбека Жургенова, заведующий кафедрой «История и теория кино», доктор PhD (Алматы, Казахстан)

Ержан Джумабеков, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова

Старший преподаватель кафедры «История и теория кино» Казахской академии национальных искусств имени Темирбека Жургенова, докторант PhD (Алматы, Казахстан).

Библиографические ссылки

Айдар, Алма. Қазақ көркемсуретті киносындағы арт-синема ерекшеліктері. 2015. Алматы. Темірбек Жүргенов атындағы Қазақ ұлттық өнер академиясы, PhD докт. ғыл. дәреж. алу үшін дайын. дис. 2025

Ногербек, Бауыржан. Экранно-фольклорные традиции в казахском игровом кино. Алматы, RUAN, 2008.

Смаилова, Инна. Спор кинокритика с киноврединой по поводу стиля и киноязыка в казахском игровом кино. Астана, 2013.

Фрейлих, Семен. Кино теориясы: Эйзенштейннен Тарковскийге дейін. Нұр-Сұлтан: Ұлттық аударма бюросы, 2020.

Amirbekova, Dana, et al. “New Model of Contemporary Kazakh Cinema – Artstream: Trends and Paradigms.” Open Cultural Studies, vol. 9, no. 1, 2025.

Brown, Blain. Cinematography: Theory and Practice. New York: Routledge, 2016.

Dadi, Iftikhar. Lahore Cinema: Between Realism and Fable. Seattle: University of Washington Press, 2022.

Stam, Robert. Film Theory: An Introduction. Melbourne: John Wiley & Sons, 2017.

Frye, Steven. “Naturalism, Aesthetics, and the New Hollywood Cinema.” Studies in American Naturalism, vol. 17, 2022, pp. 175–96.

Gerdesits, Peter. “Trauma, Surrealism and Time Out of Joint in The Lighthouse.” Americana, vol. 19, 2022, Eötvös Lóránd U.

Graham, Peter, and Ginette Vincendeau, editors. The French New Wave: Critical Landmarks. Bloomsbury Publishing, 2022.

Kassymkhanova, Akmaral, et al. “‘Exceptional’ Heroes in Inclusive Film of Kazakhstan.” Central Asian Journal of Art Studies, vol. 20, 2021, pp. 120–133.

Kamza, Assel. Kazakh Cinema and the Nation: A Critical Analysis. Enlighten Theses, U of Glasgow, 2021.

Karthick Babu, R., and V. Vishnuvardhan. “The Impact of Fantasy and Symbolism in C. S. Lewis’ ‘The Chronicles of Narnia’.” Journal of Language and Linguistic Studies, vol. 17, 2021.

Kerlan, Antoine. “Wishful Images: Three Cinematographic Portraits of a National Film Company.” Journal of Chinese Cinemas, vol. 15, 2021, pp. 1–21.

Khakimov, Azat, and Malik Mukanov. “Retracted Article: Documentary Method at Featuring Films of Kazakhstan: Systemizing and Analysis on the Selected Films Example within 1945 and 2018.” Quarterly Review of Film and Video, vol. 39, 2022, Taylor & Francis.

Lancaster, Kurt. Basic Cinematography: A Creative Guide to Visual Storytelling. Routledge, 2019.

Malaina, Alex. “Assembling the Natural and the Supernatural in Thai Independent Cinema: The Ethno-Cinematographic Rhizomes of Apichatpong Weerasethakul.” Asian Anthropology, vol. 21, 2022, pp. 138–54.

Maddock, Daniel. “Reframing Cinematography.” Media Practice and Education, vol. 20, 2019, Taylor & Francis.

Nevill, Anthony. Towards a Philosophy of Cinematography. Springer, 2021.

Newlin, Keith. The Oxford Handbook of American Literary Realism. Oxford UP, 2019.

Smith, Anthony. The New Naturalism. Manchester UP, 2019.

Stam, Robert. Film Theory: An Introduction. John Wiley & Sons, 2017.

Strickland, Jonathan. “A Cinematic Soap Opera: The Development of Cinematography as an Advertising and Promotional Tool in Lever Brothers Limited.” Business History, vol. 66, 2021, pp. 136–56.

Wallen, Paul. Signs and Meaning in the Cinema. Bloomsbury Publishing, 2019.

References:

Aidar, Alma. The Features of Art Cinema in Kazakh Films [Aydar, Alma. Қazaқ kөrkemsurettі kinosyndaғy art-sinema yerekshelіkterі.] 2015. Temirbek Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts, PhD thesis (in Kazakh). 2025.

Nogerbek, Bauyrzhan. Ekranno-fol'klornye traditsii v kazakhskom igrovom kino. Almaty, RUAN, 2008.

Smailova, Inna. Spor kinokritika s kinovredinoi po povodu stilia i kinoyazyka v kazakhskom igrovom kino. Astana, 2013.

Freilikh, Semyon. Kino teoriia: Eizenshteĭnen Tarkovskogo do. Nur-Sultan, Ulttyk audarma biurosy, 2020.

Amirbekova, Dana, et al. “New Model of Contemporary Kazakh Cinema – Artstream: Trends and Paradigms.” Open Cultural Studies, vol. 9, no. 1, 2025.

Brown, Blain. Cinematography: Theory and Practice. New York: Routledge, 2016.

Dadi, Iftikhar. Lahore Cinema: Between Realism and Fable. Seattle: University of Washington Press, 2022.

Stam, Robert. Film Theory: An Introduction. Melbourne: John Wiley & Sons, 2017.

Frye, Steven. “Naturalism, Aesthetics, and the New Hollywood Cinema.” Studies in American Naturalism, vol. 17, 2022, pp. 175–96.

Gerdesits, Peter. “Trauma, Surrealism and Time Out of Joint in The Lighthouse.” Americana, vol. 19, 2022, Eötvös Lóránd U.

Graham, Peter, and Ginette Vincendeau, editors. The French New Wave: Critical Landmarks. Bloomsbury Publishing, 2022.

Kassymkhanova, Akmaral, et al. “‘Exceptional’ Heroes in Inclusive Film of Kazakhstan.” Central Asian Journal of Art Studies, vol. 20, 2021, pp. 120–133.

Kamza, Assel. Kazakh Cinema and the Nation: A Critical Analysis. Enlighten Theses, U of Glasgow, 2021.

Karthick Babu, R., and V. Vishnuvardhan. “The Impact of Fantasy and Symbolism in C. S. Lewis’ ‘The Chronicles of Narnia’.” Journal of Language and Linguistic Studies, vol. 17, 2021.

Kerlan, Antoine. “Wishful Images: Three Cinematographic Portraits of a National Film Company.” Journal of Chinese Cinemas, vol. 15, 2021, pp. 1–21.

Khakimov, A. S., and M. F. Mukanov. “Retracted Article: Documentary Method at Featuring Films of Kazakhstan: Systemizing and Analysis on the Selected Films Example within 1945 and 2018.” Quarterly Review of Film and Video, vol. 39, 2022, Taylor & Francis.

Lancaster, Kurt. Basic Cinematography: A Creative Guide to Visual Storytelling. Routledge, 2019.

Malaina, Alex. “Assembling the Natural and the Supernatural in Thai Independent Cinema: The Ethno-Cinematographic Rhizomes of Apichatpong Weerasethakul.” Asian Anthropology, vol. 21, 2022, pp. 138–54.

Maddock, Daniel. "Reframing Cinematography." Media Practice and Education, vol. 20, 2019, Taylor & Francis.

Nevill, Anthony. Towards a Philosophy of Cinematography. Springer, 2021.

Newlin, Keith. The Oxford Handbook of American Literary Realism. Oxford UP, 2019.

Smith, Anthony. The New Naturalism. Manchester UP, 2019.

Stam, Robert. Film Theory: An Introduction. John Wiley & Sons, 2017.

Strickland, Jonathan. “A Cinematic Soap Opera: The Development of Cinematography as an Advertising and Promotional Tool in Lever Brothers Limited.” Business History, vol. 66, 2021, pp. 136–56.

Wallen, Paul. Signs and Meaning in the Cinema. Bloomsbury Publishing, 2019

Загрузки


Number of views: 0

Опубликован

2025-03-20

Как цитировать

Баубек Ногербек, и Ержан Джумабеков. «Теоретический анализ концепций стиля и языка кино». Central Asian Journal of Art Studies, т. 10, № 1, 2025 г., с. 77-97, doi:10.47940/cajas.v10i1.1022.
Лицензия Creative Commons