СЕМИОТИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МИФОЛОГИИ «ДРЕВА ЖИЗНИ» В КАЗАХСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КИНО

Авторы

  • Холганат Мурат Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)
  • Алма Айдар Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.1027

Аннотация

Данная статья является продолжением научных исследований, посвящённых семиотическому и культурно-символическому значению мифологемы «древа жизни» в современном казахском художественном кино. Цель исследования — всесторонний анализ мифологемы «древа жизни» в кинематографе с позиций национального мировоззрения, историко-культурной памяти, когнитивного и символического подходов. Задачи исследования — выявить значение образа «древа жизни» а в мифологической системе, определить его функцию как культурно-генетического кода посредством киноязыка, систематизировать связи с архетипическими структурами в национальном кино. В исследовании использовались мифопоэтический анализ, семиотический подход, сравнительно-культурологические методы. В статье на основе трудов Карла Юнга, Мирчи Элиаде, Зигмунда Фрейда, Нортропа Фрая, Льва Гумилёва, Алькея Маргулана, Шокана Уалиханова, Сейита Каскабасова, Шахимардена Кусаинова, Таласбека Асемкулова всесторонне рассматривается содержание и область применения мифологемы «древа жизни» в национальном и мировом кино. Образ «древа жизни» был систематизирован в мифологическом контексте, его значение раскрыто как архетип, а также показана его функция как культурно-генетического кода через язык кино. Рассмотрена его связь с другими мифологическими структурами в казахском кино и проведён анализ на конкретных примерах. Выполнен сравнительный анализ визуально-концептуальных особенностей в национальном и мировом кино, а также исследован символический образ «древа жизни» в таких фильмах, как «Қыз Жібек», «Балкон», «Батыр Баян», «Кочевники», «Баксы», «Кек» с точки зрения сюжетно-композиционного и психологического содержания. Исследование направлено на научно-теоретический анализ традиционных представлений с учётом мирового сознания и тюркского мышления в контексте мифологического мировоззрения казахского народа. Данное исследование предоставляет международной аудитории возможность лучше понять мифологическое мировоззрение казахского народа через киноискусство, раскрывает национальный культурный код и кинематографические функции архетипической символики. 

Ключевые слова:

казахское кино, миф, мифологема, древо жизни», байтерек, традиция, фольклор, архетип, мифопоэтика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Холганат Мурат, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

– магистр искусствоведения, старший преподаватель кафедры «История и теория кино», Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Алма Айдар, Казахской национальной академии искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

 — PhD, доцент кафедры истории и теории кино, Казахская национальная академия искусств имени Т. Жургенова (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Әдебиет теориясы: Антология. 2-том / Джули Ривкин мен Майкл Райанның редакциясымен. Алматы, Ұлттық аударма бюросы, 2019.

Байжігітов, Болат. Бейнелеу өнерінің философиялық мәселелері. Алматы, Ғылым өлке, 1998.

Борев, Юрий. Эстетика. Оқулық. Алматы, Ұлттық аударма бюросы, 2020.

Chen, Minglun, et al. “Comparative Study on the Mythological Archetypes of the Forest in The Scarlet Letter and The Wilderness.” International Journal of Language, Literacy and Translation, 2023, Vol. 6, № 2, pp. 210–222. doi:10.36777/ijollt2023.6.2.073.

Eliade, Mircea. Myths and Symbols / Translated by Willard R. Trask. – New York: Harper & Row, 1963.

Гринцер, Павел. Эпос древнего мира. Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. Москва, Восток, 1971.

Hillman, James. Re-Visioning Psychology. Harper Perennial, 1975.

Jung, Carl. The Archetypes and the Collective Unconscious. Princeton University Press, 1968.

Ибраев, Бек. «Космогонические представления наших предков». Декоративное искусство, 1980, №12(08), с. 44.

Khalykov, Kabyl. “Intentionality as New Phenomenological Approach in Scenography.” Central Asian Journal of Art Studies, 2016, Т.1, №1, pp. 86–104. https://cajas.kz/journal/article/view/37

Косарев, Александр. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость. – Мәскеу: Знание, 2000. – 114 б.

Қондыбай, Серікбол. Қазақ мифологиясына кіріспе. 1-том. Алматы, Арыс баспасы, 2008.

Любимов, Лев. Искусство Западной Европы: Средние века; возрождение в Италии / Перев. Айтимов З. и др. Алматы, Арт, 1982.

Мағауин, Мұхтар. «Ұлттың күре тамыры». Жұлдыз, №2 (26), 2015, 117 б.

Мелетинский, Елеазар. Поэтика мифа. Москва, Восточная литература, 1998.

Сайкенева, Динара, и др. «Символ мирового дерева в ритуально-бытовой практике казахов». Қазақ Ұлттық қыздар педагогикалық университетінің Хабаршысы, № 4(92), 2022, с. 6–16.

Тэйлор, Эдуард Бернетт. Первобытная культура. Москва,1939.

Халыков, Кабыл, Каржаубаева, Сангуль. «Интертекстуальность сценографии театров тюркского мира: преображение пространства и времени». Central Asian Journal of Art Studies, 2023, Т. 8, № 3, с. 29–45. doi:10.47940/cajas.v10i3.744.

Хесс, Реми. Философияның таңдаулы 25 кітабы. Алматы, Ұлттық аударма бюросы, 2018.

Құсайынов, Шахимарден. Әдеби және драмалық шеберлікке баулу. Алматы, Қазақ баспасы, 2012.

Юнг, Карл. Г. Архетип и символ. Москва, Ренессанс, 1991.

Adebiyet teoriyasy: Antologiya. 2-tom, Dzhuli Rivkin men Maykl Rayannyn redaktsiyasymen. [Literary Theory: An Anthology. Vol. 2. Edited by Julie Rivkin and Michael Ryan.] Almaty, Ulttyq audarma byurosy, 2019. (In Kazakh)

Bayzhіgіtov, Bolat. Beyneleu onerіnіn filosofiyalyq maselelerі [Philosophical Issues of Fine Art.] Almaty, Gylym olke, 1998. (In Kazakh)

Borev, Yuriy. Estetika. Oqulyq. [Aesthetics. Textbook.] Almaty, Ulttyq audarma byurosy, 2020. (In Kazakh)

Chen, Minglun et al. “Comparative Study on the Mythological Archetypes of the Forest in The Scarlet Letter and The Wilderness.” International Journal of Language, Literacy and Translation, no. 2 (2023), p. 210-222.

Eliade, Mircea. Myth and Reality. Translated by Willard R. Trask. New York: Harper & Row, 1963.

Grintser, Pavel. Epos drevnego mira. Tipologiya i vzaimosvyaz literatur drevnego mira. [“The Epic of the Ancient World.” In Typology and Interconnection of the Literatures of the Ancient World.] Moscow, Vostok, 1971. (In Russian)

Hillman, James. Re-Visioning Psychology. New York: Harper Perennial, 1975.

Ibrayev, Bek. “Kosmogonicheskiye predstavleniya nashikh predkov” [“Cosmogonic Representations of Our Ancestors.”] Moscow, Dekorativnoye iskusstvo SSSR, 1980, №12(08), p. 44. (In Russian)

Yung, Carl. The Archetypes and the Collective Unconscious. Princeton: Princeton University Press, 1968.

Yung, Carl. Arkhetip i simvol [Archetype and Symbol.] Moscow, Renessans, 1991. (In Russian)

Khalykov Kabyl. “Intentionality as New Phenomenological Approach in Scenography.” Central Asian Journal of Art Studies, 2016, Т.1, №1, pp. 86–104. https://cajas.kz/journal/article/view/37

Khalykov, Kabyl, Karzhaubayeva, Sangul. “Intertekstualnost stsenografii teatrov tyurkskogo mira: preobrazheniye prostranstva i vremeni” [“Intertextuality of Scenography of Theatres of the Turkic World: Transformation of Space and Time.”] Central Asian Journal

of Art Studies, 2023, T. 8, № 3, p. 29–45. (In Russian)

Khess, Remi. Filosofiyanyn tandauly 25 kіtaby [25 Selected Books on Philosophy.] Almaty, Ulttyq audarma byurosy, 2018. (In Kazakh)

Kosarev, Aleksandr. Filosofiya mifa. Mifologiya i yeye evristicheskaya znachimost. [Philosophy of Myth: Mythology and Its Heuristic Significance.] Moscow, St. Petersburg, Universitetskaya Kniga, 2000. (In Russian)

Lyubimov, Lev. Iskusstvo Zapadnoy Yevropy: Sredniye veka; vozrozhdeniye v Italii [Art of Western Europe: The Middle Ages.] The Renaissance in Italy. Translated by Z. Aitimov et al. Almaty, Oner, 1982. (In Russian)

Magauin, Mukhtar. “Ulttyn kure tamyry” [“The Bloodline of the Nation.”]. Zhuldyz, №2 (26), 2015, p. 117. (In Kazakh)

Meletinskiy, Yeleazar. Poetika mifa [Poetics of Myth.] Moscow, Vostochnaya literatura, 1998. (In Russian)

Qondybay, Serіkbol. Qazaq mifologiyasyna kіrіspe [Introduction to Kazakh Mythology.] Vol. 1.Almaty, Arys baspasy, 2008. (In Kazakh)

Qusaiynov, Shakhimarden. Adebi zhane dramalyq sheberlіkke baulu. [Teaching Literary and Dramatic Skill.] Almaty, Qazaq baspasy, 2012. (In Kazakh)

Saykeneva, Dinara, i dr. “Simvol mirovogo dereva v ritualno-bytovoy praktike kazakhov” [“The Symbol of the World Tree in Kazakh Ritual and Household Practice.”] Bulletin of the Kazakh National Women’s Pedagogical University, 4(92), (2022), p. 6–16. (In Russian)

Taylor, Edward Burnett. Pervobytnaya kultura. [Primitive Culture.] Moscow,1939. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 0

Опубликован

2025-09-20

Как цитировать

Холганат Мурат, и Алма Айдар. «СЕМИОТИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МИФОЛОГИИ „ДРЕВА ЖИЗНИ“ В КАЗАХСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КИНО». Central Asian Journal of Art Studies, т. 10, № 3, 2025 г., с. 33-52, doi:10.47940/cajas.v10i3.1027.
Лицензия Creative Commons