ОСОБЕННЫЙ ГЕРОЙ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Авторы

  • Меруерт Акитова Казахский Национальный Университет Искусств им. Куляш Байсеитовой (Астана, Казахстан)
  • Инна Смаилова Казахский Национальный Университет Искусств им. Куляш Байсеитовой (Астана, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.1031

Аннотация

Статья посвящена исследованию подходов изображения людей с особыми потребностями в игровых и документальнтальных фильмах с акцентом на раскрытие их уникальной личности и многогранности, выходящих за рамки стереотипов, связанных с их физическими, ментальными, эмоциональными или социальными индивидуальностями.Актуальность исследования обусловлена необходимостью преодоления стереотипов исоздания более инклюзивных нарративов в кинематографе. Целью работы является анализкультурных и социальных аспектов изображения таких героев в казахстанском кино. Методология основана на модели «социального реализма» и «переосмысления устоявшихся значений», разработанных Дэвидом Т. Митчеллом и Шэрон Л. Снайдер, исследователями в области культурологии и инвалидности. Их подходы фокусируются на адаптации людей с особыми потребностями в социальной реальности и разрушении устоявшихся стереотипов. Для изученияособенностей сюжетных структур в фильмах используется нарративный метод, позволяющий исследовать, повествовательные стратегии используемые режиссерами для представления героев. А также использован метод анализа фильмов в результате которого, рассмотрены особенности режиссерского повествования и режиссерские способы показа этих людей на примере фильмов «Быть или не быть» Азизжана Заирова и «Хрустальный человек» Каната Бейсекеева. Проанализировано как разрушение стереотипов и акцент на детализации повседневной жизни героев способствуют изменению восприятия лиц с инвалидностью. В заключении рассмотрено - каким образом фильмы отечественных режиссеров рассмотренных в обсуждении, подходят подпредложенные способы репрезентации лиц с особыми потребностями зарубежных исследователей Дэвида Митчела и Шэрон Снайдер. Определена важность новых повествовательных стратегий, которые стирают дистанцию между зрителем и особым героем, делая их частью общего культурного пространства.

Ключевые слова:

кинематограф, лица с ограниченными возможностями, режиссерские подходы, социальные фильмы, казахское кино

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Меруерт Акитова, Казахский Национальный Университет Искусств им. Куляш Байсеитовой (Астана, Казахстан)

– магистрант второго курса кафедры режиссура кино и телевидения Казахского национального университета искусств имени Куляш Байсейітовой (Астана, Казахстан)

Инна Смаилова, Казахский Национальный Университет Искусств им. Куляш Байсеитовой (Астана, Казахстан)

– кандидат искусствоведения, киновед, член ФИПРЕССИ и Ассоциации кинокритиков Казахстана, профессор - кафедра искусствоведения Казахского национального университета искусств имениКуляш Байсейітовой (Астана, Казахстан)

Библиографические ссылки

Список источников

Тюрина, Надия Ш. “Образ «Особого человека» в мировом кинематографе”. Вестник

Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия

Психологические и педагогические науки, 2017, № 2–1, с. 115–119.

Gupta Kanika, and Anand Rituraj. “From Representation To Re-Presentation.” International

Journal of Innovation and Multidisciplinary Research, 2022, Vol. 1, No. 1, рр. 89–96.

Абикеева Гульнара. Кино Центральной Азии. Алматы, Комлпекс, 2001, 340 с.

Hadley Bree, McDonald Donna. “The Routledge Handbook of Disability Arts, Culture, and

Media.” The Routledge international handbooks. 1st. ed. New York, Routledge, 2019, рр. 420.

https://doi.org/10.4324/9781351254687

Mitchell David, Snyder Sharon. “Representation and Its Discontents: The Uneasy Home

of Disability in Literature and Film.” Handbook of Disability Studies. California, SAGE

Publications, Inc, 2001, pp. 195–218. https://doi.org/10.4135/9781412976251.n8

Kassymkhanova Akmaral, et al. “«Exceptional» heroes in inclusive film of Kazakhstan.”

Central Asian Journal of Art Studies, 2021, Vol. 6, No. 1, pp. 120–133. https://doi.

org/10.47940/cajas.v6i1.364

Лумпов, Евгений. Сказка, которая не лжёт. VOSMERKA. 2022 [электронный ресурс]

URL: http://vosmerka.kz/skazka-kotoraya-ne-lzhyot/ Дата доступа: 14.12.2024.

Заиров, Азиз. “Я занимаюсь созданием социальных фильмов, которые рассказывают

о жизни людей с особыми потребностями”. INVA.KZ. 2024 [электронный ресурс] URL:

https://inva.kz/2024/09/28/aziz-zairov-ya-zanimajus-sozdaniem-socialnyh-filmov-kotoryerasskazyvajut-o-zhizni-ljudej-s-osobymi-potrebnostyami/ Дата доступа: 14.12.2024.

Barnes Charley. The problem body: projecting disability on film. Columbus: Ohio State

University Press, 2011, 239 p.

Titchkosky Tanya. Disability, Self, and Society. Toronto: University of Toronto Press, 2003,

p. https://doi.org/10.3138/9781442673939

Mariela, Silvina Ragone Egurrola. Es la discapacidad la organización social del

impedimento Cuatro documentales y algunas notas desde la epistemología y la teoría

social // Revista de Medicina y Cine, 2024.

https://doi.org/10.14201/rmc.31854.

Jose Coronel-Hidalgo, et al. “Análisis de la cinematografía del síndrome de Down.”

Educación Médica, 24, 100823, 2023, 9.

https://doi.org/10.1016/j.edumed.2023.100823

References

Tyurina Nadiya Shamilevna. Obraz «Osobogo cheloveka» v mirovom kinematografe [“The

Image of a ‘Special Person’ in World Cinema.”] Bulletin of the Perm State Humanitarian and

Pedagogical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences,2017, № 2–1, pp.

–119. (In Russian)

Gupta, Kanika, and Anand Rituraj. “From Representation To Re-Presentation.” International

Journal of Innovation and Multidisciplinary Research, 2022, Vol. 1, No. 1, pp. 89–96.

Abikeeva Gulnara. Kino Centralnoj Azii [Cinema of Central Asia.] Almaty, Complex, 2001. (In

Russian)

Hadley Bree, and McDonald Donna. “The Routledge Handbook of Disability Arts, Culture,

and Media.” The Routledge international handbooks, 1st. ed. New York, Routledge, 2019.

https://doi.org/10.4324/9781351254687

Mitchell David, and Snyder Sharon. “Representation and Its Discontents: The Uneasy

Home of Disability in Literature and Film.” Handbook of Disability Studies. California, SAGE

Publications, Inc. 2001, pp. 195–218. https://doi.org/10.4135/9781412976251.n8

Kassymkhanova, Akmaral, et al. «Exceptional» heroes in inclusive film of Kazakhstan.

Central Asian Journal of Art Studies, 2021, Vol. 6, No. 1, pp. 120–133. https://doi.

org/10.47940/cajas.v6i1.364

Lumpov, Evgenij. “Skazka, kotoraya ne lzhyot” [“A fairy tale that doesn’t lie.]” VOSMERKA,

[electronic resource] URL: http://vosmerka.kz/skazka-kotoraya-ne-lzhyot/ Accessed:

12.2024. (In Russian)

Zairov, Aziz. “Ya zanimaius’ sozdaniem socialnykh filmov, kotoriye rasskazyvaiut o zhizni

ludei s osobymi potrebnostyami” [“I create social films that tell about the lives of people

with special needs.”] INVA.KZ, 2024 [digital resource] URL: https://inva.kz/2024/09/28/

aziz-zairov-ya-zanimajus-sozdaniem-socialnyh-filmov-kotorye-rasskazyvajut-o-zhizniljudej-s-osobymi-potrebnostyami/ Accessed: 14.12.2024. (In Russian)

Barnes Charley. The problem body: projecting disability on film. Columbus: Ohio State

University Press, 2011.

Titchkosky, Tanya. Disability, Self, and Society. Toronto, University of Toronto Press, 2003.

https://doi.org/10.3138/9781442673939

Mariela, Silvina Ragone Egurrola. “Es la discapacidad la organización social del

impedimento Cuatro documentales y algunas notas desde la epistemología y la teoría

social.” Revista de Medicina y Cine, 2024, pp. 317–326. (In Spain) https://doi.org/10.14201/

rmc.31854.

Jose Coronel-Hidalgo, et al. “Análisis de la cinematografía del síndrome de

Down.” Educación Médica, 24, 100823, 2023, 9. (In Spain) https://doi.org/10.1016/j.

edumed.2023.100823

Загрузки


Number of views: 0

Опубликован

2025-09-20

Как цитировать

Меруерт Акитова, и Инна Смаилова. «ОСОБЕННЫЙ ГЕРОЙ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 10, № 3, 2025 г., с. 216-31, doi:10.47940/cajas.v10i3.1031.
Лицензия Creative Commons