ТРАДИЦИОННЫЙ КОНЦЕПТ И СОВРЕМЕННЫЕ КОМПОЗИТОРСКИЕ ТЕХНИКИ В КВАРТЕТЕ АРТЫК ТОКСАНБАЯ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i1.1037Аннотация
Как трансформируются новые композиторские техники в казахстанской музыке XXI века, проходя через призму индивидуального авторского стиля? Предметом исследования настоящей статьи являются вопросы эволюции музыкального языка, методов композиторского письма. Одно из важных качеств современной музыки – обращение к традиционному концепту. Такие компоненты, как цитаты народно-профессионального кюя, подражание народному инструментарию, сочетаются с джазовыми элементами, полиметрией, современными композиционными техниками и приемами. В произведении Артыка Токсанбая «My respect to you Mr.Tattimbet» наглядно проявляются особенности развития камерно-инструментального жанра на современном этапе. В статье анализируется произведение Артыка Токсанбая с точки зрения взаимодействия двух полюсов: с одной стороны, важной составляющей сочинения является кюй, с другой – минимализм как композиторская техника. Минимализм в сочинении проявляется в применении паттернов развития музыкального материала. На основе анализа сочинения, прозвучавшего на одном из концертов современной музыки, актуализируется идея о том, что фигуры, жанры и концепты традиционной музыки продолжают быть источниками вдохновения для современных авторов, в процессе творческой работы над ними композиторы используют новые методы и приемы, обусловленные как новым художественным запросом, так и индивидуальными особенностями творческого почерка. Особенности произведений композитора иллюстрируют различные процессы развития новых музыкальных техник. Изучение новейших камерно-инструментальных сочинений является важнейшим этапом осмысления и более глубокого изучения характерных особенностей стилевых тенденций современной музыкальной культуры, для углубленного и осмысленного понимания процессов развития современного музыкального искусства.Ключевые слова:
Артык Токсанбай, современная ансамблевая музыка, Таттимбет, традиционный концепт, кюевость, техника письма, минимализм, паттерн, стиль, композитор Толеген МухамеджановСкачивания
Библиографические ссылки
Байкадамова, Балдырган. «О тематическом стереотипе в домбровой музыке (на примере кюев Курмангазы)». Музыкознание, Вып. VIII–IX. Алматы: Издание КазГУ, 1976. С. 33–56.
Воротынцева, Лилия. «Явление и понятие «новой простоты» в зарубежном и отечественном музыкознании». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2024. № 1. С. 68–77. DOI: 10.17674/2782-3601.2024.1.068-077. EDN: DYINWQ. Дата обращения: 03 апреля 2025.
Высоцкая, Марианна, Григорьева, Галина. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну: Учебное пособие. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. 440 с., нот.
Грушина, Елизавета. «Новая музыка XX века: эпоха плюрализма стилей». CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-muzyka-xx-veka-epoha-plyuralizma-stiley. Дата обращения: 03 апреля 2025.
Кириченко, Николай. «К проблеме кюевой драматургии и её проявления в казахской симфонической музыке». Казахская музыка: традиции и современность. Алма-Ата, 1992. С. 227–236.
Коробова, Алла. «Минимализм в контексте музыкального постмодернизма: техника vs эстетика». Музыка. Искусство, наука, практика. 2021. № 3 (35). С. 39–54.
Котлова, Генриетта. Кюй в системе жанров композиторского творчества Казахстана. Алматы, 2004. 244 с.
Кунафина, Карлыгаш. «Артық Тоқсанбаев». Қазақстан композиторлары. Творческие портреты. Т. 3. Алматы: АО «Алматы-Болашақ», 2017. С. 361–375.
Макушкин, Владимир. «Современные тенденции в камерно-ансамблевой музыке». Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2010. Вып. 42. № 11 (192). С. 161–165.
Медушевский, Вячеслав. «К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей». Музыкальный современник. М.: Сов. композитор, 1984. Вып. 5. С. 5–17.
Царёва, Надежда и Кулешов, Валерий. «Синтез форм культуры как основная парадигма постмодерна и метамодерна». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2022. № 1. С. 167–178. DOI: 10.33779/2782-3598.2022.1.167-178. Дата обращения: 03 апреля 2025.
Bernard, Jonathan. (2003). «Minimalism, Postminimalism, and the Resurgence of Tonality in Recent American Music». American Music, 21(1), pp. 112–133. https://doi.org/10.2307/3250558. Дата обращения: 03 апреля 2025.
Dauer, Tysen and Nguyen, Duc and Gang, Nick, and Dmochowski, Jacek and Berger, Jonathan, and Kaneshiro, Blair. «Inter-subject Correlation While Listening to Minimalist Music: A Study of Electrophysiological and Behavioral Responses to Steve Reich's Piano Phase». Frontiers in Neuroscience. 2021. Vol. 15. 9 Dec. Article 702067. DOI: 10.3389/fnins.2021.702067. Дата обращения: 03 апреля 2025.
Schwarz, Robert K. Minimalists. London: Phaidon Press, 1996.
Wormald, Ben. «‘Repeat Play’: Musical Minimalism in the Processes of Samuel Beckett’s Late Drama». Journal of Beckett Studies. 2024. Vol. 33. No. 2. P. 217–239. https://doi.org/10.3366/jobs.2024.0432
References
Baikadamova, Baldyrgan. “O tematicheskom stereotipe v dombrovoy muzyke (na primere kyuev Kurmangazy)” [On the Thematic Stereotype in Dombra Music (Based on the Kyuis of Kurmangazy)]. Muzykovedenie, vol. 8–9, KazGU, 1976, pp. 33–56. (In Russian)
Vorotyntseva, Liliya. “Yavlenie i ponyatie ‘novoy prostoty’ v zarubezhnom i otechestvennom muzykoznanii” [The Phenomenon and Concept of ‘New Simplicity’ in Foreign and Domestic Musicology]. Problemy muzykal'noy nauki / Music Scholarship, no. 1, 2024, pp. 68–77, doi:10.17674/2782-3601.2024.1.068-077. (In Russian)
Vysotskaya, Marianna, and Grigoryeva, Galina. Muzyka XX veka: ot avangarda k postmodernu [20th Century Music: From Avant-Garde to Postmodernism]. Nauchnyi Izdatel’skii Tsentr “Moskovskaya Konservatoriya,” 2011. 440 p. (In Russian)
Grushina, Elizaveta. “Novaya muzyka XX veka: epokha plyuralizma stilei” [New Music of the 20th Century: The Era of Style Pluralism]. CyberLeninka, https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-muzyka-xx-veka-epoha-plyuralizma-stiley/viewer. Accessed 3 Mar. 2025. (In Russian)
Kirichenko, Nikolai. “K probleme kyuevoy dramaturgii i ee proyavleniya v kazakhskoy simfonicheskoy muzyke” [On the Problem of Kyui Dramaturgy and Its Manifestations in Kazakh Symphonic Music]. Kazakhskaya Muzyka: Traditsii i Sovremennost’, Alma-Ata, 1992, pp. 227–236. (In Russian)
Korobova, Alla. “Minimalizm v kontekste muzykal'nogo postmodernizma: tekhnika vs estetika” [Minimalism in the Context of Musical Postmodernism: Technique vs. Aesthetics]. Muzyka. Iskusstvo, nauka, praktika, no. 3 (35), 2021, pp. 39–54. (In Russian)
Kotlova, Genrietta. Kui v sisteme zhanrov kompozitorskogo tvorchestva Kazakhstana [Kui in the Genre System of Kazakhstan’s Compositional Creativity]. Almaty, 2004. 244 p. (In Russian)
Kunafina, Karlygash. “Artyk Toksanbaev.” Kazakhstan Kompozitory: Tvorcheskie Portrety, vol. 3, AO “Almaty-Bolashak,” 2017, pp. 361–375. (In Russian)
Makushkin, Vladimir. “Sovremennye tendentsii v kamerno-ansamblevoy muzyke” [Modern Trends in Chamber Ensemble Music]. Vestnik Chelyabinskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie, vol. 42, no. 11 (192), 2010, pp. 161–165. (In Russian)
Medushevskii, Vyacheslav. “K probleme sushchnosti, evolyutsii i tipologii muzykal'nykh stilei” [On the Problem of Essence, Evolution, and Typology of Musical Styles]. Muzykal'nyi sovremennik, vol. 5, Sovetskii Kompozitor, 1984, pp. 5–17. (In Russian)
Tsaryova, Nadezhda, and Kuleshov, Valerii. “Sintez form kultury kak osnovnaya paradigma postmoderna i metamoderna” [The Synthesis of Cultural Forms as the Main Paradigm of Postmodernism and Metamodernism]. Problemy muzykal'noy nauki / Music Scholarship, no. 1, 2022, pp. 167–178, doi:10.33779/2782-3598.2022.1.167-178. (In Russian)
Bernard, Jonathan. (2003). Minimalism, Postminimalism, and the Resurgence of Tonality in Recent American Music. American Music, 21(1), pp. 112–133. https://doi.org/10.2307/3250558
Dauer, Tysen and Nguyen, Duc, and Gang, Nick, and Dmochowski, Jacek, and Berger, Jonathan, and Kaneshiro, Blair. “Inter-subject Correlation While Listening to Minimalist Music: A Study of Electrophysiological and Behavioral Responses to Steve Reich's Piano Phase.” Frontiers in Neuroscience, vol. 15, 9 Dec. 2021, article 702067, doi:10.3389/fnins.2021.702067.
Schwarz, Robert K. Minimalists. London: Phaidon Press, 1996.
Wormald, Ben. “‘Repeat Play’: Musical Minimalism in the Processes of Samuel Beckett’s Late Drama.” Journal of Beckett Studies, vol. 33, no. 2, Sept. 2024, pp. 217–239.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
