ЭВОЛЮЦИЯ КРЕАТИВНЫХ ПРАКТИК СОНГРАЙТИНГА В КАЗАХСТАНЕ: ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО К КОЛЛЕКТИВНОМУ АВТОРСТВУ

Авторы

  • Зульфия Касимова Казахская национальная академия имени Темирбека Жургенова
  • Ерлан Дауит Казахская Национальная Академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.1085

Аннотация

В статье исследуются историко-теоретические аспекты явления сонграйтинга в Казахстане, а также эволюция сонграйтинга в аспекте вопросов перехода от индивидуального авторства к коллективным формам музыкального творчества. Несмотря на активное развитие казахстанской поп-музыки, научное осмысление креативных практик сонграйтинга остаётся ограниченным. Целью настоящего исследования является анализ трансформации моделей авторства в казахстанском сонграйтинге, выявление факторов, способствующих переходу к коллективному сочинительству, и оценка влияния этих изменений на художественные характеристики песенного материала. Методы. Исследование основано на междисциплинарном подходе, включающем историко-контекстуальный анализ, сравнительно-типологический метод, культурологическую интерпретацию и музыкально-аналитическое исследование. Анализируются различные модели авторства: индивидуальное, дуальное и коллективное. Эмпирическую основу  составляют произведения казахстанских исполнителей (Молданазар, Dequine, RaiM, Ninety One и др.), проанализированные с позиций авторской структуры, стилистики и текстового наполнения. Особое внимание уделено сопоставлению с мировыми кейсами (Taylor Swift, BTS, Ed Sheeran, Beyonce). Результаты. Выявлено, что сонграйтинг, имеющий большой исторический период развития как в Казахстане, так и со времен зарождения песенной индустрии в конце XIX века на Западе, приобрела совершенно новые формы бытования в ХХІ веке. В статье также рассматривается переход к коллективному сонграйтингу, который обусловлен влиянием глобальных тенденций в музыкальной индустрии, развитием цифровых технологий и изменением культурных предпочтений аудитории. Коллективные формы авторства способствуют более разнообразному и инновационному музыкальному контенту, однако могут приводить к стандартизации звучания. Анализ песенного материала показывает, что коллективное сочинительство влияет на структуру композиций, использование гармонических и мелодических решений, а также на тематическое наполнение текстов. Исследование демонстрирует значительное влияние коллективного авторства на развитие казахстанского сонграйтинга. Понимание этих процессов важно для дальнейшего изучения музыкальной культуры Казахстана и может способствовать поддержке и развитию оригинальных  креативных практик в условиях глобализации.

Ключевые слова:

Сонграйтинг, песня, творчество, поп-музыка, казахстанская эстрада, музыкальное авторство, креативные практики

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Зульфия Касимова, Казахская национальная академия имени Темирбека Жургенова

старший преподаватель кафедры "Эстрадный вокал" факультета "Музыкальное искусство", кандидат искусствовдения

Ерлан Дауит, Казахская Национальная Академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

– докторант 2 курса кафедры "Эстрадный вокал", Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Список источников:

«Ерке Есмахан – Қайда?». YouTube, загружено GAKKU TV, 09.06.2017, https://www.youtube.com/watch?v=YPufRvMNw14.

«Медеу Арынбаев Бақыт құшағында». YouTube, загружено Сырым Дюсембаев, 19 января, 2016, https://www.youtube.com/watch?v=RCcBbfyiV2Y.

«О процессе создания хитов Дэниелом Нигро для Оливии Родриго и Чаппелла Роана / создателей Apollo». YouTube, загружено Universal Audio 17.04.2025, https://www.youtube.com/watch?v=QBQv1ueibd0. (на английском языке)

«Роза Рымбаева – Әлия (Алия)». YouTube, загружено Роза Рымбаева FunClub, 24.04.2015, https://www.youtube.com/watch?v=DFNR0Ocrmbs

Абдрахман, Гульнар. Современное массовое музыкальное мышление казахов в эволюционном аспекте / Г. Б. Абдрахман. Курмангазы и традиционная музыка на рубеже тысячелетий: Материалы международной конференции, посвященной 175-летию Курмангазы. Алматы, 9-11 ноября 1998. Алматы: Дайк-Пресс, 1998. С. 174-182.

Абдрахман, Гульнар. Современное самодеятельное песнетворчество в казахской музыкальной культуре. Алматы: Фонд Сорос-Казахстан, 2002. 173 с. – 965-13-484-7

Авдиф, Мелисса, Мур, Аллан. Песня означает: Анализ и интерпретацию записанной популярной песни. Рецензируемый журнал открытого доступа Международной ассоциации по изучению популярной музыки (IASPM). Фарнам и Берлингтон, Вермонт: Ashgate Publishing Limited, 2012. (на английском языке)

Аханова, Лаззат. Творческое наследие Сейдуллы Байтерекова в музыкальной культуре Казахстана. 2010. РГУ «Казахская национальная академия им. Темирбека Жургенова». Автореферат кандидатской диссертации. https://textarchive.ru/c-1114449.html. Дата доступа 25.05.2025.

Гарофало, Риби, Ваксман, Стивен. Rockin' Out: Популярная музыка в США. – Нью-Джерси: Пирсон, 2005. (на английском языке)

Джумакова, Умитжан, Мусаходжаева, Сауле. Коллективное творчество и авторство в опере: исторчисекий опыт музыкальной культуры Казахстана. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship (1). С.1115-122. ISSN 1997-0854.

Джумакова, Умитжан. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов: проблемы истории, смысла и ценности: исследование. Астана: Фолиант, 2003, 232 с. – 9965-612-66-8.

Елеманова, Саида. О генезисе, эволюции и стиле казахской традиционной песенной культуры (методологический дискурс). Известия НАН РК. Серия филологическая. 2010. №1. http://nblib.library.kz/elib/library.kz/journal/Elamanova.pdf. Дата доступа 25.05.2025.

Калдаякова, Айсулу. Песенное творчество композитора Ш.Калдаякова в контексте современной музыкальной культуры Казахстана. 2017. РГУ «Казахская национальная консерватория имени Курмангазы», Дисс. на получение степени PhD. Алматы, 2017, 156 с.

Кто такой сонграйтер и что он делает. blog.skillbox.kz 02.09.2024 https://blog.skillbox.kz/kino-i-muzyka/kto-takoj-songrajter-i-chto-on-delaet/. Дата доступа 24.05.2025.

Курманбаева, Зарина, Касимова, Зульфия. Проблемы интермедиальности в аспекте изучения вокально-эстрадного исполнительства. Central Asian Journal of Art Studies. т. 6, № 4, 2021 г., с. 91-103, doi: 10.47940/cajas.v6i4.457. (на английском языке)

Мазель, Лев, Цуккерман, Виктор. Анализ музыкальных произведений. Москва: Музыка, 1967.

Мур Аллан Ф. Значение песни: анализ и интерпретация записанной популярной песни. Олдершот: Ашгейт, 2012, 412 с. (на английском языке)

Негус, Кит. Продюсирование поп-музыки: культура и конфликты в индустрии популярной музыки. Лондон: Эдвард Арнольд, 1992, 175 с. (на английском языке)

Недлина, Валерия. Пути развития музыкальной культуры Казахстана на рубеже XX–XXI столетий. 2017. ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского», кандидатская диссертация, https://www.mosconsv.ru/upload/images/Documents/DiserCand/nedlina_dissertation.pdf. Дата доступа 24.05.2025.

Сатубалдина, Асель. Ninety One: Маяк культурного самовыражения и активизма через музыку в Казахстане. The Astana times. 18 июня 2023. https://astanatimes.com/2023/06/ninety-one-beacon-of-cultural-expression-and-activism-through-music-in-kazakhstan. Дата доступа 25.05.2025. (на английском языке)

Сокращение популярной песни: теперь стриминг и социальные сети революционизируют музыкальное производство. recordjet.com, 27 февраля 2025, https://recordjet.com/ Дата доступа 25.05.2025. (на английском языке)

Стаселько, Кирилл. Социология литературы Пьера Бурдьё. Cyberleninka, 12.10.2016. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-literatury-piera-burdie. Дата доступа 25.05.2025.

Тэгг, Филип. Современное музыковедение для не-музыкантов. – Нью-Йорк: Издательство Mass Media Music Scholars, 2012. (на английском языке)

Фрит, Саймон. Серьезно относимся к популярной музыке: избранные эссе. – (Серия «Современные мыслители Эшгейта о критическом музыковедении»). 1. Популярная музыка – история и критика 2. Популярная музыка – социальные аспекты I. Опубликовано в 2016 году, Нью-Йорк, США. (на английском языке)

Фрит, Саймон. Совершение ритуалов: о ценности популярной музыки. – Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1996. (на английском языке)

Хербст Ян-Петер, Алерс Майкл, Хольтстретер К. Лагеря для написания песен как пространство совместного творчества в постиндустриальную эпоху. Журнал «Креативные индустрии». 2024. Том 17, № 2, С. 150-172. (на английском языке)

Хербст, Ян-Петер, Уильямс, Кэтрин, Толстад, Ингрид М., Барбер Саймон. Преимущества совместного написания песен для популярной музыки: Широкий спектр участия артистов и авторов песен. Популярная музыка и общество. 2025, том 48, № 1, 1-24 стр. https://doi.org/10.1080/03007766.2024.2428035. Дата доступа 25.05.2025. (на английском языке)

Шимырбаева, Галия. «Сейдолла Байтереков: «Алия» – это я». Казахстанская правда, 19 мая, 2020. https://kazpravda.kz/n/seydolla-bayterekov-aliya-eto-ya. Дата доступа 25.05.2025.

Эйрлис Э. Дэвис, Абдельали Бентахила. Перевод и переключение кодов в текстах популярных двуязычных песен. Переводчик. Том 14, №2, 2008. Выпуск 2: Перевод и музыка. С. 247-273. doi.org/10.1080/13556509.2008.10799258. https://www.routledge.com/Translation-and-Music/Susam-Sarajeva/p/book/9781905763108. Дата доступа 25.05.2025. (на английском языке)

References

Avdeeff, Melissa. Allan F. Moore. Song Means: Analysing and Interpreting Recorded Popular Song. IASPM Journal. Farnham and Burlington VT: Ashgate Publishing Limited, 2012.

Eirlys E. Davies, Abdelali Bentahila. Translation and Code Switching in the Lyrics of Bilingual Popular Songs. The Translator. Volume 14, №2, 2008. Issue 2: Translation and Music. – 247-273 р. doi.org/10.1080/13556509.2008.10799258. https://www.routledge.com/Translation-and-Music/Susam-Sarajeva/p/book/9781905763108. Accessed 25.05.2025.

Frith, Simon. Performing Rites: On the Value of Popular Music. – Oxford: Oxford University Press, 1996.

Frith, Simon. Taking popular music seriously: selected essays (Ashgate contemporary thinkers on critical musicology series). Published 2016, New York, USA.

Garofalo, Reebee, Waksman, Steven. Rockin' Out: Popular Music in the USA. New Jersey: Pearson, 2005.

Herbst Jan-Peter, Ahlers Michael, Holtsträter K. Songwriting camps as spaces of collaborative creativity in the post-industrial age. Creative Industries Journal. 2024, Vol. 17, No. 2, P. 150-172.

Herbst, Jan-Peter, Williams, Katherine, Tolstad, Ingrid M., Barber Simon. The Benefits of Collaborative Popular Music Songwriting: A Spectrum of Artist-Songwriter Involvement. Popular music and society. 2025, vol. 48, no. 1, 1-24 pp. https://doi.org/10.1080/03007766.2024.2428035. Accessed 25.05.2025.

«Inside Daniel Nigro's Hit-Making Process for Olivia Rodrigo & Chappell Roan | Apollo Creators». YouTube, uploaded by Universal Audio, 17.04.2025, https://www.youtube.com/watch?v=QBQv1ueibd0.

Kurmanbayeva, Zarina, Kassimova, Zulfiya. Intermediality problems in the context of study of pop vocal performance. Cajas, vol.6, issue 4, 2021, P. 91-103. doi:10.47940/cajas.v6i4.457

Moore Allan F. Song Means: Analysing and Interpreting Recorded Popular Song. Aldershot: Ashgate, 2012, 412 р.

Negus, Keith. Producing Pop: Culture and Conflict in the Popular Music Industry. London: Edward Arnold, 1992, 175 р.

Satubaldina, Assel. Ninety-One: Beacon of Cultural Expression and Activism Through Music in Kazakhstan. The Astana times. 18 June 2023. https://astanatimes.com/2023/06/ninety-one-beacon-of-cultural-expression-and-activism-through-music-in-kazakhstan. Accessed 25.05.2025

Tagg, Philip. Music’s Meanings: A Modern Musicology for Non-Musos. New York: Mass Media Music Scholars' Press, 2012.

The shortening of the pop song: how streaming and social media are revolutionising music production. recordjet.com, 27 February 2025. https://recordjet.com/. Accessed 25.05.2025.

Abdrakhman, Gulnar. Sovremennoe samodeyatelnoe pesnetvorchestvo v kazakhskoi muzykalnoi culture [Modern amateur songwriting in the Kazakh musical culture]. Almaty, Soros Foundation-Kazakhstan, 2002. (In Russian)

Abdrakhman, Gulnar. Sovremennoe massovoe muzykalnoe myshlenie kazakhov v evolyucionnom aspekte. Kurmangazy and traditional music at the turn of the millennium: Proceedings of the international conference dedicated to the 175th anniversary of Kurmangazy. Almaty: Dyke Press, 1998, P. 174-182. (In Russian)

Akhanova, Lazzat. Tvorcheskoe nasledie Seidully Baiterekova v muzykalnoi culture Kazakhstana [The creative heritage of Seydulla Baiterekov in the musical culture of Kazakhstan]. 2010, RSU "Kazakh National Academy named after Temirbek Zhurgenov". Abstract of the candidate's thesis. https://textarchive.ru/c-1114449.html. Accessed 25.05.2025. (In Russian)

Zhumakova, Umitzhan. Tvorchestvo kompozitorov Kazakhstana 1920-1980-h godov: problem istorii, smysla, cennosti: issledovanie. [Creativity of Kazakhstan's composers of the 1920s and 1980s: problems of history, meaning and value: a study]. – Astana: Folio, 2003, 232 с. – 9965-612-66-8. (In Russian)

Zhumakova, Umitzhan, Musakhojaeva, Saule. Kollektivnoe tvorchestvo i avtorstvo v opera [Collective creativity and authorship in opera]. Problems of music science / Music Scholarship (1), pp. 115-122. (In Russian)

Elemanova, Saida. O genezise, evolyucii i stile kazakhskoi tradicionnoi pesennoi kultury [About the genesis, evolution and style of the Kazakh traditional song culture]. News of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. The series is philological. 2010. №1. http://nblib.library.kz/elib/library.kz/journal/Elamanova.pdf. Accessed 25.05.2025. (In Russian)

Kaldayakova, Aisulu. Pesennoe tvorchestvo kompozitora Sh. Kaldayakova v kontekste sovremennoi muzykalnoi kultury Kazakhstana [The songwriting of the composer Sh.Kaldayakova in the context of modern musical culture of Kazakhstan]. 2017. RSU «Kazakh National Conservatory named after Kurmangazy», Diss. for the job. PhD degrees. Almaty, 2017, 156 p. (In Russian)

Mazel, Lev, Tsukkerman, Viktor. Analiz muzykalnyh proizvedenii [Analysis of musical works]. Moscow: Muzyka, 1967. (In Russian)

Nedlina, Valeria. Puti razvitiia muzykalnoi kultury Kazakhstana na rubezhe XX-XXI stoletii [Ways of developing musical culture in Kazakhstan at the turn of the 20th–21st centuries]. Moscow State Tchaikovsky Conservatory, 2017, PhD diss. https://www.mosconsv.ru/upload/images/Documents/DiserCand/nedlina_dissertation.pdf. Accessed: 05/24/2025. (In Russian)

Stasel’ko, Kirill. Sociologia literatury Piera Burdie [The Sociology of Literature by Pierre Bourdieu]. Cyberleninka, 12.10.2016. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologiya-literatury-piera-burdie. Accessed: 25.05.2025. (In Russian)

Shimyrbayeva, Galia. «Seidolla Baiterekov: «Aliya» – eto ya» [Seydolla Baiterekov: «Aliya» is me.] Kazakhstanskaya Pravda, May 19, 2020. https://kazpravda.kz/n/seydolla-bayterekov-aliya-eto-ya. Accessed: 25.05.2025. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 0

Опубликован

2025-06-20

Как цитировать

Зульфия Касимова, и Ерлан Дауит. «ЭВОЛЮЦИЯ КРЕАТИВНЫХ ПРАКТИК СОНГРАЙТИНГА В КАЗАХСТАНЕ: ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО К КОЛЛЕКТИВНОМУ АВТОРСТВУ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 10, № 3, 2025 г., с. 119-46, doi:10.47940/cajas.v10i3.1085.
Лицензия Creative Commons