НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ В ВИЗУАЛИЗАЦИЯХ КАЗАХСКОГО ЭПОСА В КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.1089Аннотация
Статья посвящена книжной графике Казахстана. Искуcство книжной графики предоставило казахскому фольклору визуальное бытование. Главное внимание уделено художникам-графикам 1960-1980-х годов XX века, которые посвятили свое творчество поиску формальных решений, адекватным образам казахского эпоса и мировоззрению кочевого народа. Сложно сегодня переоценить вклад этих художников в современную культуру Казахстана. Анализ произведений книжных графиков, своей визуализацией отдавших должное устному народному творчеству, – парадоксальная инверсия (слово – изображение – слово), своеобразный экфрасис (репрезентация визуального в тексте), позволяющая прикоснуться к сфере «невыразимо выразимое» (Н.В. Гоголь). Основываясь на анализе композиции, используемых для иллюстрации казахских эпических произведений, рассмотрены способы, средства и тенденции в визуальном представлении национальной идентичности. Статья раскрывает важность книжной графики как средства формирования и передачи национальных мотивов и ценностей. Кроме того, исследование изучает влияние этой визуальной репрезентации на восприятие и интерпретацию казахского эпоса. Методы исследования включают комплексный междисциплинарный подход, состоящий из сравнительно-стилистического, искусствоведческого, семиотического и культурологического анализа. Рассматриваются разные графические произведения значимых мастеров книжного искусства страны. В результате изученных материалов выявлены визуальные коды, через которые художники транслируют архетипы эпического мышления, национальные ценности и мировоззренческие установки. Показано, что книжная графика визуализирует эпос и формирует новые интерпретационные рамки. Также в статье уделено внимание экфрасису, метафорике образов и стилевому многообразию, которые отражают философию кочевого мировоззрения казахов. Таким образом, выводы полученные в ходе исследования помогли лучше понять роль и значение визуального компонента в формировании национальной идентичности через литературное наследие казахского народа.Ключевые слова:
устное народное творчество (эпос, сказки, легенды), книжная графика, национальная идея, народные традиции, изображение (форма и содержание), визуализация вербального содержания.Скачивания
Библиографические ссылки
Бердибаев, Рaxманкул. Казахский эпос. Жанровые и сценические проблемы. Алматы,
Гылым, 1982.
Маргулан, Алкей. Свидетели древней культуры. Алматы, Жазушы, 1966.
Кошекова, Айнур. Образ коня в казахском эпосе. Алматы, Полиграфия-сервис К, 2010.
Ергалиева, Райхан. От поэзии легенд к поэтике красок. Фольклорные образы и мотивы
в казахской живописи и графике. Алматы, ИЛИ МОН РК, 2004.
Фольклористика: прошлое и настоящее. Алматы, 2009.
Азибаева, Бахытжан. На сюжет казахского эпоса. Алматы, Сервис Пресс, 2014.
Кравцова, Юлия. Феномен интерпретации эпического наследия Олонхо по
принципу “форма–содержание” в живописи и графике Якутии. Теория и практика
изобразительного искусства. Изобразительное искусство. Урал, Сибирь и Дальний
Восток, декабрь, 2019.
“Песнь о героях”, том 1. Алматы, “Жазушы”, 2006.
Мысли М. Ауэзова разных лет. Алматы, Жазушы, 1959.
Сарыкулова, Гуль-Чара. Евгений Сидоркин. Графика. М., Советский художник, 1971.
Копбосинова, Роза. Молодые художники Казахстана. Алматы, Жазушы, 1972.
Турсынгалиева, Сания. Другие казахские писатели: антология. Астана, Арман-ПВ, 2014.
Мастера изобразительного искусства Казахстана. Под ред. Р.А.Ергалиевой, Алма-Ата,
Онер, 1986.
Каскабасов, Сеит. О фольклоре. Алматы, «Жибек жолы», 2009.
Мусагулова, Гульмира, и Турмагамбетова Бахыт. Идея независимости и
художественная культура. 6 книга, Алматы, Печатка-Принт, 2011.
Республиканская выставка-конкурс “Эпические песни, история, традиции казахского
народа”. Алматы, ИД “Интерпринт”, 2013.
Ергалиева, Райхан. Этническое и эпическое в искусстве Казахстана. Алматы, ИП
«Жибек жолы», 2011.
Ергалиева, Райхан. Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана.
Алматы, Гылым, 2002.
Шарипова, Диляра. Очерки казахского изобразительного искусства. Период
становления. Алматы, Арда, 2008.
Шарипова, Диляра. Искусство книги ХХ века: Синтез пластических искусств с
литературой. Синтез искусств в художественной культуре Казахстана XXI-XXI веков.
Алматы, ИЛИ МОН РК, 2017.
Berdibayev, Rahmankul. Kazakh epos. Genre and stage issues. Almaty, Gylym, 1982.
Margulan, Alkey. Witnesses of ancient culture. Almaty, Zhazushy, 1966.-368 p.
Koshekova, Ainur. Image of a horse in the Kazakh epic. Almaty, Poligrafiya-servis K, 2010.
Yergaliyeva, Raykhan. From the poetry of legends to the poetics of colors. Folklore images and
motifs in Kazakh painting and graphics. Almaty, ILI MES RK, 2004.
Folklore text studies: past and present. Almaty, 2009.
Azibayeva, Bakhytzhan. The plot of the Kazakh epos. - Kazakh, Russian. Almaty, Servise
Press, 2014.
Kravtsova, Yulia. The phenomenon of “ form–content” Interpretation of the epic heritage of
Olonkho in painting and graphics of Yakutia, Theory and practice of fine art. Visual art/Urals,
Siberia and the Far East/December 2019
Song of heroes, Volume 1. Almaty, Zhazushy, 2006.
M. Auezov thoughts of different years. – Almaty, Zhazushy, 1959.
Sarykulova, Gul-Chara. Evgeny Sidorkin. Graphics. – Moscow, Soviet Artist, 1971. -
Kopbosinova, Roza. Young artists of Kazakhstan. Almaty, Zhazushy, 1972.
Tursyngalieva, Sania. Ch. others Kazakh literature: anthology. – Astana, Arman-PV, 2014.
Masters of Fine Arts of Kazakhstan / ed. R.A.Yergaliyeva, Alma-Ata: Oner, 1986. – 136 p.
Kaskabasov, Seit. About folklore. – Almaty, Zhibek zholy»,, 2009.
Musagulova, Gulmira and Turmagambetova Bakhyt. The idea of independence and artistic
culture. – Almaty, Signet Print, 2011. - 6-book.
Republican exhibition-competition “epic songs, history, traditions of the Kazakh people” –
Almaty, PH «Interprint», 2013.
Yergaliyeva, Rayhan. Ethnic and epic in the art of Kazakhstan. Almaty, PH «Zhibek zholy»,
Yergaliyeva, Rayhan. Ethnocultural traditions in contemporary art of Kazakhstan. – Almaty,
Gylym, 2002.
Sharipova, Dilara. Essays of Kazakh fine art. The period of formation. – Almaty, Arda, 2008.
Sharipova, Dilara. The art of the book of the twentieth century synthesis of plastic arts with
literature. Synthesis of arts in the artistic culture of Kazakhstan of the XXI-XXI centuries. –
Almaty, ILI MES RK, 2017.
Sharipova, Dilyiara, et al. «Revisiting the Kazakh Famine at the Beginning of the 1930s in
Fine Art Forms from the Perspective of Cultural Memory».
Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities, 2020, DOI: 10.21659/rupkatha.
v12n1.16
Kobzhanova, Svetlana, et l. «Tendencies in women’s painting in Kazakhstan in the context
of self-identification». Space and Culture, India, 2018, 6(2), pp. 113–120. DOI: 10.20896/
saci.v6i2.361
Шарипова, Дильяра, и др. «Актуализация национального фольклора в графике и
комиксе Казахстана». «Keruen» scientific journal, No1, (74), 2022, рр. 253–264. https://doi.
org/10.53871/2078-8134.2022.1-20
Шкляева, Светлана. «Быстрые рисунки Расильбека Естемесова (к проблематике
«Память нации»)». Central Asian Journal of Art Studies, т. 8, № 1, 2023 г., с. 82–100,
doi:10.47940/cajas.v8i1.659.
Қосанова, Гульназ. «Книжная графика в изобразительном искусстве Казахстана хх и
начало ххі века». Central Asian Journal of Art Studies, т. 2, № 1, 2017, с. 109–119. https://
cajas.kz/journal/article/view/61.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.











