КОВЕР КАК АРТ-ОБЪЕКТ: НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ

Авторы

  • Жанерке Шайгозова Казахский национальный педагогический университет имени Абая (Алматы, Казахстан)
  • Хадидже Асадова Азербайджанский национальный музей ковра (Баку, Азербайджан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.1092

Аннотация

Ковер носителями культуры традиционно воспринимается как «текст», которыйсодержит важную информацию. Это свойство ковра не исчерпалось и в ХХI веке. Возможно,поэтому восточный ковер все чаще становится предметом творческих изысканий современных художников, которые стремятся выразить его этос в совершенно новых ипостасях. Этот процесс своеобразно проявляется в творчестве казахских и азербайджанских художников. Настоящаястатья ставит своей целью сравнительный и семантико-семиотический анализ творчествасовременных художников Казахстана и Азербайджана в контексте изучаемой проблематики. В фокусе исследования творчество таких казахских художников, как Алибай Бапанов, Асель Сабыржанкызы и Гулназым Омирзак, а также известных азербайджанских художников: Арифа Гусейнова, Фаига Ахмедова и Фарида Расулова. В исследовании также использованыобщенаучные методы наблюдения, сравнения, анализа и синтеза. Думается, что синтез подходов актуален в исследовании современного визуального искусства. Термин «ковер» в данной статье мы используем в широком смысле, как обобщенное понятие, включающее в себя изделия, выполненные в разных текстильных техниках: ворсовое, безворсовое, вышивки-панно и произведений искусства, так или иначе, использующих элементы ковровых традиций. Основунастоящего исследования составили материалы, собранные во время научной командировки в Азербайджанский музей ковра (г. Баку) и с выставок творческих работ казахских художников, проходивших в разных галереях Казахстана. Результаты. Анализ феномена ковра как артобъекта на примере творчества казахских и азербайджанских художников показал, что он способен транслировать новые смыслы и способы репрезентации культурной памяти. В одних работах, ковер является выразителем древнейших архетипов и мифологических образов, в других - он выступает метафорой социального - семьи и общества в целом, а также метафорами, с одной стороны деконструкции идентичности, культуры и памяти, а с другой конструированияновой реальности и проектирования желаемого будущего. Исследование позволяет углубиться в изучаемую проблематику, а также понять сущность некоторых современных художественных процессов, происходящих в тюркоязычных странах и выявить дальнейшие перспективы научного осмысления анализируемого вопроса. Статья подготовлена в рамках проекта Комитета науки Министерства науки и высшегообразования Республики Казахстан ИРН AP23488164 «Традиционное и современное искусство Казахстана в фокусе визуальных исследований: иконография, семиотика и дискурс».

Ключевые слова:

ковер, искусство, тюркский мир, язык культуры, художественный текст, семантика, семиотика, визуальная коммуникация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Жанерке Шайгозова, Казахский национальный педагогический университет имени Абая (Алматы, Казахстан)

кандидат педагогических наук, профессор кафедры художественного образования, Казахский национальный педагогический университет имени Абая (Алматы, Казахстан)

Хадидже Асадова, Азербайджанский национальный музей ковра (Баку, Азербайджан)

доктор философии PhD в области искусствоведения, ученый секретарь Азербайджанского национального музея ковра (Баку, Азербайджан)

Библиографические ссылки

Аванесов, Сергей. «Визуальность и коммуникация». Πραξημα. Проблемы визуальной семиотики, 2014, № 2, с. 11–25.

Асадова, Хадидже. «Искусство вышивки и ткачества в архивах Азербайджана». Рисале – журнал научных исследований, 2024, № 1, с. 97–104.

Апчинская, Наталия и Некрасова, Наталья. Ковровая сказка: Творчество Р. Мазеля и традиционное ковровое искусство туркмен: каталог выставки. Москва, Галарт, 1995.

Артюзов, Дмитрий. «Алтайский ритуальный ковер и создание гетеротопии». Антропологический форум, 2013, №18, с. 85-133.

Азербайджанский национальный музей ковра: альбом. Баку, 2022, 388 с.

Ануфриева, Анастасия. «Арт-объект. Актуальные стратегии». Вестник ИрГТУ, 2012, № 10, с. 340–343.

Басангова, Тамара. «Паук в фольклорной традиции калмыков». Oriental Studies. 2016, № 9, с.154–159. https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-24-2-154-159

Бабинцева, Наталья. «Экспериментальный лабиринт». Баку, 2022, № 90, с. 81.

Бабинцева, Наталья. «Фаиг Ахмед: теория большого взрыва». Баку, 2022, URL: https://www.baku-media.ru/publications/lichnost/faig-akhmed-teoriya-bolshogo-vzryva/ (дата обращения 09.07.2025)

Дадаш, Сиявуш, и Бакирова, Тарана. «Кодированный календарь из эпохи неолита». Endless Light in Science, 2023, № 1, с. 518–525.

Донских, Олег. «Метафора как способ смены координат». Πραξηmα. Проблемы визуальной семиотики, 2015, № 1, с. 29–35.

Гюль, Эльмира. Ковры Узбекистана: история, эстетика, семантика. Ташкент, 2019.

Ескожина, Лаура и Каргабекова, Раушан. «Текстильные арт-объекты в арт-пространстве Астаны». Central Asian Journal of Art Studies, 2025, № 1, с. 226–242. doi:10.47940/cajas.v10i1.899.

Керимов, Лятиф. Азербайджанские ковры в музее Виктории и Альберта в Лондоне: к Международному симпозиуму по искусству восточных ковров, Баку, Элм, 1983.

Кузембаев, Серик и др. «Традиционный казахский орнамент в свете законов симметрии (к постановке вопроса моделирования визуальных образов)». ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики, 2024, №. 1, с. 44–61. DOI:10.23951/2312-7899-2024-1-44-61

Карутц, Рихард. Среди киргизов и туркмен на Мангышлаке. СПб., А.Ф. Девриен, 1911, с 189.

Кушнир, Анна. «Художественный текст как объект интерпретации в различных видах и жанрах искусства». Веснік Віцебскага дзяржаўнага ўніверсітэта, 2009, № 2 (52), с. 117–122.

Лотман, Юрий. Об искусстве. СПб.: «Искусство, СПБ», 1998.

Мир-Багирзаде, Фарида. «Фольклорные мотивы в азербайджанском декоративно-прикладном искусстве». Кавказ: перекресток культур. Вып. 4. СПб., МАЭ РАН, 2024, с.104–112.

Муканов, Малик, Досжанов, Бауыржан, Сулейменов, Мухаммеджан. «Художественные образы архетипов моделей тюркского мироздания в искусстве современного казахского гобелена». Central Asian Journal of Art Studies, 2018, № 3, с. 62–77.

Онуфриенко, Дмитрий. «Возрождение войлочного искусства в Монголии на примере творчества художника Мунхсоёла Батсуха». Искусство Евразии, 2021, № 3 (22), с. 104–115. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.03.009.

Палагута, Илья. «Орнамент как особый вид искусства». Художественная культура, 2020, №1, с. 45–64.

Потоцкий, Алексей. «Художественный текст как явление культуры и его коммуникативный потенциал». Труды БГТУ. Сер. История, философия, 2023, № 2 (275), с. 88–91. DOI: 10.52065/2520-6885-2023-275-2-16

Селивачёв, Михаил. «Визуальный знак и его лексическое обозначение: лексикон орнаментики как научная задача и подход к исследованию традиционной культуры». Визуальная коммуникация в социокультурной динамике, сборник статей международной научно-практической конференции. 23 октября 2014 года, Казань, 2015, с. 93–104.

Сластнова, Евгения. Восточный ковер как объект в современном искусстве. URL: https://www.calameo.com/read/0070392468537920bf81d?authid=WNfGK6iCte8k (дата обращения 26.07.2025)

Тагиева, Роя. «Этноидентичность азербайджанского ковра». Международный конгресс по изучению Азии и Северной Африки: сборник статей. Анкара, 2008. с. 1325–1339.

Терновая, Людмила. «Ковер: «мягкая агитация». Государственная служба. 2013, № 2, с.71–73.

Шайгозова, Жанерке. «К вопросу о региональной и родоплеменной специфике казахских ковровых изделий». Saryn, 2025, № 2, с. 98–123. DOI: https://doi.org/10.59850/SARYN.2.13.2025.261

Шайгозова, Жанерке, Наурзбаева, Альмира, Нехвядович, Лариса. «Семиотический базис казахской культуры: орнамент как этнознаковый код». ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2024, № 1 (39), с. 120–142. doi:10.23951/2312-7899-2024-1-120-142

Шкляева, Светлана. «Традиционный казахский текстиль как контекстуальная основа в творчестве А. К. Бапанова (к опыту интерпретации)». История, теория и концепция креативного пространства в декоративно-прикладном искусстве и современных художественных практиках, материалы международной научно-практической конференции, Алматы, 2022. с. 19–30.

Царева, Елена. «Ковер как исторический источник: к истории формирования художественного облика и структурных особенностей туркменского ковра XVI – начала XX вв». Вестник археологии, антропологии и этнографии, 2013, № 3 (22), с. 165–174.

References

Avanesov, Sergej. «Vizual'nost' i kommunikaciya» [“Visuality and Communication.]” ΠΡΑΞΗΜΑ. Problemy vizual'noj semiotiki. [Problems of Visual Semiotics]. 2014, No. 2, pp. 11–25. (in Russian)

Asadova, Hadidzhe. «Iskusstvo vyshivki i tkachestva v arhivah Azerbajdzhana». Risale – zhurnal nauchnyh issledovanij [The Art of Embroidery and Weaving in the Archives of Azerbaijan. Risale – Journal of Scientific Research]. 2024, No. 1, p. 97 – 104. (in Russian)

Apchinskaya, Nataliya, i Nekrasova, Natal'ya. Kovrovaya skazka: Tvorchestvo R. Mazelya i tradicionnoe kovrovoe iskusstvo turkmen: katalog vystavki. [Carpet Fairy Tale: The Work of R. Mazel and Traditional Turkmen Carpet Art: Exhibition Catalog]. Moskva, Galart, 1995. (in Russian)

Artyuzov, Dmitrij. «Altajskij ritual'nyj kover i sozdanie geterotopii» [The Altai Ritual Carpet and the Creation of Heterotopia.] Anthropological Forum, 2013, No. 18, p. 85–133. (in Russian)

Azerbajdzhanskij nacional'nyj muzej kovra: al'bom [“Azerbaijan National Carpet Museum: Album.”] Baku, 2022, p. 388 (in Russian)

Anufrieva, Anastasiya. «Art-ob"ekt. Aktual'nye strategii» [“Art Object. Current Strategies.”] Irkutsk State Technical University Bulletin, 2012, No. 10, p.340–343. (in Russian)

Basangova, Tamara. «Pauk v fol'klornoj tradicii kalmykov» [“The Spider in Kalmyk Folklore.’] Oriental Studies, 2016, No. 9, p. 154–159. https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-24-2-154-159 (in Russian)

Babinceva, Natal'ya. «Eksperimental'nyj labirint» [“Experimental Labyrinth.”] Baku, 2022, № 90, p. 81. (in Russian)

Babinceva, Natal'ya. «Faig Ahmed: teoriya bol'shogo vzryva» [“Faig Ahmed: The Big Bang Theory.”] Baku, 2022. URL: https://www.baku-media.ru/publications/lichnost/faig-akhmed-teoriya-bolshogo-vzryva/ (accessed on 09.07.2025) (in Russian)

Dadash, Siyavush, and Bakirova, Tarana. «Kodirovannyj kalendar' iz epohi neolita» [“Coded calendar from the Neolithic era.”] Endless Light in Science, 2023, No. 1, р. 518–525. (in Russian)

Donskih, Oleg. «Metafora kak sposob smeny koordinat» [“Metaphor as a Way of Changing Coordinates.”] Πραξηmα, Problemy vizual'noj semiotiki, 2015, No. 1. p. 29–35. (in Russian)

Gyul', El'mira. Kovry Uzbekistana: istoriya, estetika, semantika. [Carpets of Uzbekistan: History, Aesthetics, Semantics], Tashkent, 2019. (in Russian)

Eskozhina, Laura, i Kargabekova, Raushan. «Tekstil'nye art-ob"ekty v art-prostranstve Astany» [“Textile Art Objects in the Art Space of Astana.”] Central Asian Journal of Art Studies, 2025, No. 1, p. 226–42. doi:10.47940/cajas.v10i1.899. (in Russian)

Kerimov, Lyatif. Azerbajdzhanskie kovry v muzee Viktorii i Al'berta v Londone: k Mezhdunarodnomu simpoziumu po iskusstvu vostochnyh kovrov, [Azerbaijani Carpets in the Victoria and Albert Museum in London: Towards an International Symposium on Oriental Carpet Art,] Baku, Elm, 1983. (in Russian)

Kuzembaev, Serik, et al. «Tradicionnyj kazahskij ornament v svete zakonov simmetrii (k postanovke voprosa modelirovaniya vizual'nyh obrazov)» [“Traditional Kazakh ornamentation in light of the laws of symmetry (towards the formulation of the question of visual image modeling).”] Πραξηmα. Problemy vizual'noj semiotiki, 2024, No. 1, с. 44–61. DOI:10.23951/2312-7899-2024-1-44-61 (in Russian)

Karutc, Rihard. Sredi kirgizov i turkmen na Mangyshlake [Among the Kyrgyz and Turkmen in Mangyshlak.] SPb., A.F. Devrien, 1911, 189 p. (in Russian)

Kushnir, Anna. «Hudozhestvennyj tekst kak ob"ekt interpretacii v razlichnyh vidah i zhanrah iskusstva» [“Artistic Text as an Object of Interpretation in Various Types and Genres of Art.”] Веснік Віцебскага дзяржаўнага ўніверсітэта, 2009, No. 2 (52), p. 117–122. (in Russian)

Lotman, Yurij. Ob iskusstve [On Art.] SPb., «Iskusstvo – SPB», 1998.

(in Russian)

Mir-Bagirzade, Farida. «Fol'klornye motivy v azerbajdzhanskom dekorativno-prikladnom iskusstve» [“Folklore Motifs in Azerbaijani Decorative and Applied Art.”] Caucasus: Crossroads of Cultures, Vyp. 4, SPb.: MAE RAN, 2024., p.104–112. (in Russian)

Onufrienko, Dmitry. «Vozrozhdenie vojlochnogo iskusstva v Mongolii na primere tvorchestva hudozhnika Munhsoyola Batsuha». [“Revival of felt art in Mongolia on the example of the work of the artist Munhsoyol Batsukh.”] Art of Eurasia, 2021, No. 3 (22), p. 104–115. (in Russian)

Mukanov, Malik, et al. «Hudozhestvennye obrazy arhetipov modelej tyurkskogo mirozdaniya v iskusstve sovremennogo kazahskogo gobelena» [“Artistic images of archetypes of models of the Turkic cosmos in the art of contemporary Kazakh tapestry.”] Central Asian Journal of Art Studies, 2018, No. 3, p. 62–77. (in Russian)

Palaguta, Ilyia. «Ornament kak osobyj vid iskusstva» [“Ornament as a Special Type of Art.”] Hudozhestvennaya kul'tura, 2020, No. 1, p. 45–64. (in Russian)

Potockij, Aleksej. «Hudozhestvennyj tekst kak yavlenie kul'tury i ego kommunikativnyj potencial» [“Artistic Text as a Cultural Phenomenon and Its Communicative Potential.”] Trudy BGTU. Ser. Istoriya, filosofiya, 2023, No. 2 (275), pp. 88–91. DOI: 10.52065/2520-6885-2023-275-2-16 (in Russian)

Selivachyov, Mihail. «Vizual'nyj znak i ego leksicheskoe oboznachenie: leksikon ornamentiki kak nauchnaya zadacha i podhod k issledovaniyu tradicionnoj kul'tury» [“Visual Signs and Their Lexical Designation: The Lexicon of Ornamentation as a Scientific Task and Approach to the Study of Traditional Culture.”] Visual communication in a socio-culltural dynamic, Proceedings of International conference, Kazan, 2015, p. 93–104. (in Russian)

Slastnova, Evgenia. «Vostochnyj kover kak obekt v sovremennom iskusstve» [“Oriental carpet as an object in contemporary art.’] URL: https://www.calameo.com/read/0070392468537920bf81d?authid=WNfGK6iCte8k (date of request 26.07.2025) (in Russian)

Tagieva, Roya. «Etnoidentichnost' azerbajdzhanskogo kovra» [“Ethnic identity of the Azerbaijani carpet.”]. International Congress for the Study of Asia and North Africa: collection of papers, Ankara, 2008. p. 1325–1339. (in Russian)

Ternaya, Lyudmila. «Kover: «myagkaya agitaciya» [“Carpet: soft agitation.”] Public Service, 2013, No. 2, p. 71–73. (in Russian)

Shaigozova, Zhanerke. «K voprosu o regional'noj i rodoplemennoj specifike kazahskih kovrovyh izdelij» [“On the regional and tribal specificity of Kazakh carpets.”] Saryn, 2025, No. 2, p. 98–123. DOI: https://doi.org/10.59850/SARYN.2.13.2025.261 (in Russian)

Shaygozova, Zhanerke, et al. «Semioticheskij bazis kazahskoj kul'tury: ornament kak etnoznakovyj kod» [“The Semiotic Basis of Kazakh Culture: Ornament as an Ethno-Symbolic Code.”] Πραξηmα. Problemy vizual'noj semiotiki, 2024, No. 1 (39), p. 120–142. doi:10.23951/2312-7899-2024-1-120-142 (in Russian)

Shklyaeva, Svetlana. «Tradicionnyj kazahskij tekstil' kak kontekstual'naya osnova v tvorchestve A. K. Bapanova (k opytu interpretacii)» [“Traditional Kazakh textiles as a contextual basis in the work of A. K. Bapanov (towards an interpretation).”] History, theory and concept of creative space in decorative and applied arts and contemporary artistic practices, Materials of an International scientific and practical Conference, Almaty, 2022, p. 19–30. (in Russian)

Careva, Elena. «Kover kak istoricheskij istochnik: k istorii formirovaniya hudozhestvennogo oblika i strukturnyh osobennostej turkmenskogo kovra XVI – nachala XX vv.» [“The carpet as a historical source: on the history of the formation of the artistic appearance and structural features of Turkmen carpets from the 16th to the early 20th centuries.”] Bulletin of Archaeology, Anthropology and Ethnography, 2013. No. 3 (22). p. 165–174. (in Russian)

Загрузки


Number of views: 0

Опубликован

2025-09-20

Как цитировать

Жанерке Шайгозова, и Хадидже Асадова. «КОВЕР КАК АРТ-ОБЪЕКТ: НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 10, № 3, 2025 г., с. 266-8, doi:10.47940/cajas.v10i3.1092.
Лицензия Creative Commons