ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В КАЗАХСКОМ И ГРУЗИНСКОМ ТАНЦАХ: ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Авторы

  • Алмат Шамшиев Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)
  • Лаша Чхартишвили Грузинский государственный университет кино и театра имени Шота Руставели (Тбилиси, Грузия)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.1093

Аннотация

Понятия танца, культурного кода, национальной идентичности играют важную роль в области истории искусства, культурологии и антропологии. Гендерные коды в хореографических решениях, то есть олицетворение мужчинами мужества, женщинами – нежности, являются одной из особенностей, которые также нашли отражение в танцевальном искусстве многих народов. В статье танцевальное искусство рассматривается как художественно-коммуникативный инструмент, отражающий культуру определенного народа или сообщества, выступающий носителем культурного кода. В качестве исследовательской задачи мы рассматриваем национальные танцы казахского и грузинского народов в сравнении. Целью исследовательской работы является выявление гендерных особенностей казахского и грузинского народов в сохранении национальной идентичности через искусство танца. В хронологическом пространстве исследования анализируются танцы за последние пять лет. Для достижения цели исследования основное внимание уделяется произведениям и творчествам профессиональных хореографов в национальном танцевальном искусстве. Эта исследовательская работа также способствует укреплению культурных связей между Казахстаном и Грузией и показывает, что с помощью танца можно сохранить национальную идентичность.

Ключевые слова:

казах, грузин, танцевальное искусство, национальная идентичность, гендерная идентичность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Алмат Шамшиев, Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

– докторант факультета Искусств, Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

Лаша Чхартишвили, Грузинский государственный университет кино и театра имени Шота Руставели (Тбилиси, Грузия)

Доцент, доктор искусствоведения, руководитель Центра исследований современного грузинского театра имени Ильи, Грузинский государственный университет кино и театра имени Шота Руставели (Тбилиси, Грузия)

Библиографические ссылки

Akhanbaikyzy, A. (2021, April 22). «Özegine ult minezi uyalaghan 'Saltanat» [«Saltanat” rooted in the national character]. Egemen Kazakhstan. https://egemen.kz/article/272514-ozegine-ult-minezi-uyalaghan-saltanat. (in Kazakh)

Anderson, B. (1983). Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism (3rd ed., 2006). p.160. ISBN 0860910598.

Assmann, A. (2011). Cultural Memory and Western Civilization: Functions, Media, Archives. Cambridge University Press. 410 p. https://archive.org/details/culturalmemorywe0000assm?utm_source

Balapanova, A. S., & Asyltaeva, E. B. (2018). Qazaqstan Respyblikasyndaǵy biregeilený úderisiniń kezeńderi [Stages of the unification process in the Republic of Kazakhstan]. KazNU Bulletin. Philosophy, Political Science and Cultural Studies, 42(1), 72–79. https://bulletin-philospolit.kaznu.kz/index.php/1-pol/article/view/813. (in Kazakh)

Bonanno, G., Fiorino, N., Garzarelli, G., & Rossi, S. P. S. (2020). Public guarantee schemes, corruption and gender: a European SME-level analysis. Applied Economics, 52(60), 6498–6513. https://doi.org/10.1080/00036846.2020.1798342

Butler, J. (1990). Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203902752

Chamba Nana, M. F. (2024). Cultural globalisation: From the globalisation of modernity in traditional dances to the practice of hybridisation in contemporary dance in Cameroon. Atlantic Studies, 1–25. https://doi.org/10.1080/14788810.2024.2404685

Dairabaeva, G. B., Shadinova, G. A., & Maldybek, A. Zh. (2018). Kazakhstanskoe obshchestvo: poisk identichnosti v mirovom kul'turnom protsesse [Kazakh society: search for identity in the global cultural process]. KazNU Bulletin. Philosophy, Political Science and Cultural Studies, 48(3), 115–120. https://bulletin-philospolit.kaznu.kz/index.php/1-pol/article/view/585. (in Russian)

Kessels, U., Heyder, A., Latsch, M., & Hannover, B. (2014). How gender differences in academic engagement relate to students’ gender identity. Educational Research, 56(2), 220–229. https://doi.org/10.1080/00131881.2014.898916

Kulsarieva, A. T., Shaigozova, Zh., & Sultanova, M. (2018). Odin narod – raznye sud’by: Kazakhstan v poiskakh kul’turnoy identichnosti [One nation – different destinies: Kazakhstan in search of cultural identity]. KazNU Bulletin. Philosophy, Political Science and Cultural Studies, 49(4), 76–86. https://bulletin-philospolit.kaznu.kz/index.php/1-pol/article/view/642. (in Russian)

Kvekveskiri, M. (2023). Male image in Georgian dance. Georgian Choreography, (5), 12–19.

Lewis, H. L. (2003). Differences in Ego Identity Among College Students Across Age, Ethnicity, and Gender. Identity, 3(2), 159–189. https://doi.org/10.1207/s1532706xid030205

Liu, S. (2020). The Chinese dance: a mirror of cultural representations. Research in Dance Education, 21(2), 153–168. https://doi.org/10.1080/14647893.2020.1782371

Lovell, N. (1997). Unleashing spirits and unbounding gender: Vocal gods and polyvalent discourse in watchi possession. Ethnos, 62(3–4), 79–106. https://doi.org/10.1080/00141844.1997.9981553

Ma, D. S., Berzenski, S., & Eccleston, C. (2024). The iii-rg: An individual difference measure of intersectional identities integration of race and gender identities. Self and Identity, 24(1–2), 51–80. https://doi.org/10.1080/15298868.2024.2436022

McAllister, I. (2016). National identity and attitudes towards immigration in Australia. National Identities, 20(2), 157–173. https://doi.org/10.1080/14608944.2016.1206069

Moghadam V. M. (2020). What was globalization? Globalizations, 18(5), 695–706. https://doi.org/10.1080/14747731.2020.1842095

Musataeva, F. M., & Ermagambetova, K. S. (2022). Qazaqstannyn mädeni landshaftyndaghy keńistiktiń zhana ideologiyası [New ideology of space in Kazakhstan’s cultural landscape]. Adam Alemi, (4) (94), 30–45. https://adamalemijournal.com/index.php/aa/article/download/237/120. (in Kazakh)

Rahal, D., Kurtz-Costes, B., & Volpe, V. V. (2022). Ethnic identity in Arab Americans: gender, religious upbringing, and age differences. Social Identities, 28(4), 544–569. https://doi.org/10.1080/13504630.2022.2110464

Rakhimbekova, B., Kylyshbayeva, B., & Seysebaeva, R. (2024). Zhaһandanu zhaǵdaıyndaǵy ulttyq biregeılik kontseptualdanu mәselelerі [Issues of conceptualizing national identity in globalization]. KazNU Bulletin. Philosophy, Political Science and Cultural Studies, 90(4), 111–120. https://doi.org/10.26577/jpcp.2024.v90.i4.a9. (in Kazakh)

Stud.kz. Mädeniettiñ negizgi elementteri [Main elements of culture]. https://stud.kz/referat/show/109084

Toigan Izim, Zhanibek Kayyr, & Aigul Kulbekova. (2021). QAZAQ HALQYNYN DÁSTÚRLÍ BI ÓNERINÍŃ BOLMYSY [The existence of Kazakh traditional dance art]. Central Asian Journal of Art Studies, 6(2). DOI: https://doi.org/10.47940/cajas.v6i2.442. (in Kazakh)

Toktarov, E. B., & Altaev, Zh. A. (2015). Internet i natsionalnaya identichnost Kazakhstsev [Internet and national identity of Kazakhs]. KazNU Bulletin. Philosophy, Political Science and Cultural Studies, 52(3). https://bulletin-philospolit.kaznu.kz/index.php/1-pol/article/view/212. (in Russian)

Urquía, N. (2005). The re-branding of salsa in London’s dance clubs: How an ethnicised form of cultural capital was institutionalised. Leisure Studies, 24(4), 385–397. https://doi.org/10.1080/02614360500200698

Ballet Academy of Kazakhstan (2025). Scientific internship: Almat Sherdaruly’s practice in Georgia. Kazakh National Academy of Choreography, 24.04.2025. https://balletacademy.edu.kz/

Sukhishvili.net (2025). Official Sukhishvili's Tour Dates and Tickets. https://sukhishvili.net/latvia/

Lotman, Y. M. (2000). Semiosphere. St. Petersburg: Iskusstvo-SPB. ISBN 5-210-01488-6.

Hamidullina, E. (2021). Traditions and innovations in women’s dance. Science and Culture, (1), 19–25

Загрузки


Number of views: 0

Опубликован

2025-09-20

Как цитировать

Алмат Шамшиев, и Лаша Чхартишвили. «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В КАЗАХСКОМ И ГРУЗИНСКОМ ТАНЦАХ: ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 10, № 3, 2025 г., с. 232-246., doi:10.47940/cajas.v10i3.1093.
Лицензия Creative Commons