ОТ ИДЕИ К АЛГОРИТМУ: ДЕМАТЕРИАЛИЗАЦИЯ В КОНЦЕПТУАЛЬНОМ И ЦИФРОВОМ ИСКУССТВЕ

Авторы

  • Марьяна Айдарова Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жүргенова (Алматы, Казахстан)
  • Сангуль Каржаубаева Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жүргенова (Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.1107

Аннотация

В статье рассматривается феномен дематериализации художественного объекта как ключевой принцип концептуального искусства и его развитие в контексте цифровых практик современного искусства Казахстана. Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью цифровых технологий в художественном процессе, которые меняют представление о материальности, авторстве и восприятии произведений. Научная проблема заключается в необходимости осмысления того, каким образом дематериализация, берущая истоки в концептуализме второй половины XX века, трансформируется в условиях цифровой культуры и находит новые формы в художественной практике. Цель исследования – выявить специфику иформы проявления дематериализации в современном казахстанском искусстве. Задачи включают анализ исторических предпосылок концептуализма, исследование влияния цифровых технологий на художественный объект, а также выявление особенностей применения дематериализации в мультимедийных инсталляциях, генеративном искусстве, VR/AR-проектах и NFT. Методологияисследования базируется на сочетании историко-аналитического и сравнительного методов, а также междисциплинарного подхода, включающего акторно-сетевую теорию, философию техники и медиафилософию. Эти методы позволили проследить эволюцию феномена дематериализации и выявить его современные проявления. Результаты анализа показывают, что в искусстве Казахстана дематериализация закрепляется как устойчивая тенденция, выражающаяся в переносе акцента сматериального объекта на процесс, алгоритм и взаимодействие. Художественное произведение предстает как система идей, цифровых кодов и сетевых связей, вовлекающая зрителя в активноесо-творчество. Сделанные выводы подчеркивают, что дематериализация открывает новые моделиавторства и восприятия, формирует иную «надмирную реальность» и способствует расширениюкультурного воздействия искусства. Практическая значимость исследования заключается ввозможности применения полученных результатов в теории и критике искусства, образовательной деятельности, а также в развитии межкультурного диалога, что представляет интерес для международного научного сообщества.

Ключевые слова:

цифровое искусство, NFT, генеративное искусство, VR/AR-инсталляции, алгоритмическое авторство, мультимедиа, современное искусство Казахстана., Дематериализация, концептуальное искусство

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Сангуль Каржаубаева, Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жүргенова (Алматы, Казахстан)

– доктор искусствоведения, профессор кафедры «Сценография», Казахская национальнаяакадемия искусств имени Темирбека Жургенова (Алматы, Казахстан)

Библиографические ссылки

Список источников

Беньямин, Вальтер. Произведение искусства в эпоху его технической

воспроизводимости. Пер. с нем. С. Н. Зенкина, forlit.philol.msu.ru/lib-ru/benjamin1-ru.

Дата доступа 17 июня 2025.

Бодрийяр, Жан. Симулякры и симуляция. Пер. с франц. В. Пузырёва, Добросвет, 1995.

«Будет открыта иммерсивная мультимедийная инсталляция Кати Школьник

“Манифест о Времени.”» Государственный музей искусств Республики Казахстан

имени А. Кастеева, 11 июня 2025, www.gmirk.kz/ru/sobytiya/487-budet. Дата доступа

сентября 2025.

«Выставка дизайна и современного искусства “Чувство ритма.”» Государственный

музей искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева, 12 окт. 2021, www.gmirk.

kz/ru/sobytiya/129-vystavka-dizajna-i-sovremennogo-iskusstva-chuvstvo-ritma. Дата

доступа 01 сентября 2025.

«Выставка размышления Международного независимого женского фонда

художников «Тан Шолпан» Государственный музей искусств Республики

Казахстан имени А. Кастеева, 08 авг. 2022, www.gmirk.kz/ru/sobytiya/200-vystavkarazmyshleniya-mezhdunarodnogo-nezavisimogo-zhenskogo-fonda-khudozhnikov-tansholpan. Дата доступа 01 сентября 2025.

«Дематериализация арт-объекта концептуального искусства в свидетельствах Люси

Липпард.» Артикульт, № 2 (10), 2013, с. 40–57.

Ерофеева, Мария. «Акторно-сетевая теория и проблема социального действия».

Социология власти, № 1 (35), 2015, с. 71–81, cyberleninka.ru/article/n/aktornosetevaya-teoriya-i-problema-sotsialnogo-deystviya. Дата доступа 17 июня 2025.

«Концептуализм» Искусство художественного жеста. Arthive Encyclopedia, 20 янв.

, www.artchive.ru/encyclopedia/4312~Conceptualism. Дата доступа 7 сент. 2025.

Рыбасова Юлия, Новгородова Елена, Крепкогорская Евгения. Внедрение цифровых

технологий в современное искусство // Вестник Казанского государственного

университета культуры и искусств. 2024. № 1. С. 15–19.

«Состоится открытие персональной выставки «evigilatio» Наргис Рахмановой.»

Государственный музей искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева, 3 авг.

, www.gmirk.kz/ru/sobytiya/408-costoitsya-otkrytie-personalnoj-vystavki-evigilationargis-rakhmanovoj. Дата доступа 01 сентября 2025.

Турлюн, Любовь. «Концептуализм в компьютерном искусстве». Известия Алтайского

государственного университета, № 2-2, 2011, с. 258–261.

Цуркан, Евгений. «Цифровые технологии и формы “неаутентичной жизни.”»

Социальные и гуманитарные науки: теория и практика, № 1 (3), 2019, с. 184–194.

Шувалова, Анна. «Дематериализация арт-объекта концептуального искусства в

свидетельствах Люси Липпард» Артикульт, no. 2 (10), 2013, pp. 40

«Я смотрю в окно и вижу море.» Центр современного искусства «Целинный», 26

марта – 29 апреля 2021, www.tselinny.org/ru/event/i-look-out-the-window-and-see-thesea. Дата доступа 7 сент. 2025.

LeWitt, Sol. «Sentences on Conceptual Art.» 1969, Tufts University, Department of

the History of Art and Architecture, https://mma.pages.tufts.edu/fah188/sol_lewitt/

Sentences%20on%20Conceptual%20Art.htm Дата доступа 7 сент. 2025. (In English)

Wei, Wenhui «The Evolution of Digital Art: From Early Experiments to Contemporary

Practices» International Journal of Literature and Art Innovation, т. 1, № 1, 2024, с. 44–49.

doi:10.70088/kqba1d92. (In English)

Хадсон, Сюзанна. «Картина о картине» (Kartina o kartine). Искусство (Iskusstvo), изд.

Ad Marginem, iskusstvo-info.ru. Дата доступа: 06 сент. 2025. (In Russian).

References

Benjamin, Walter. Proizvedenie iskusstva v epokhu ego tekhnicheskoj vosproizvodimosti

[The Work of Art in the Age of Mechanical Reproduction]. Transl. from German by S. N.

Zenkin, forlit.philol.msu.ru/lib-ru/benjamin1-ru. Accessed 17 June 2025. (In Russian)

Baudrillard, Jean. Simuljakry i simulyacija [Simulacra and Simulation]. Transl. from French

by V. Puzyrev. Moscow, Dobrosvet, 1995. (In Russian)

«Budet otkryta immersivnaya multimediynaya installyatsiya Kati Shkolnik “Manifest o

Vremeni.”» Gosudarstvennyy muzey iskusstv Respubliki Kazakhstan imeni A. Kasteyeva, 11

June 2025, www.gmirk.kz/ru/sobytiya/487-budet. Accessed 01 Sept. 2025. (In Russian)

«Vystavka dizayna i sovremennogo iskusstva “Chuvstvo ritma.”» Gosudarstvennyy muzey

iskusstv Respubliki Kazakhstan imeni A. Kasteyeva, 12 Oct. 2021, www.gmirk.kz/ru/

sobytiya/129-vystavka-dizajna-i-sovremennogo-iskusstva-chuvstvo-ritma. Accessed 01

Sept. 2025 (In Russian)

«Vystavka razmyshleniya Mezhdunarodnogo nezavisimogo zhenskogo fonda

khudozhnikov «Tan SholpaN» Gosudarstvennyy muzey iskusstv Respubliki Kazakhstan

imeni A. Kasteyeva,08 Aug. 2022, www.gmirk.kz/ru/sobytiya/200-vystavkarazmyshleniya-mezhdunarodnogo-nezavisimogo-zhenskogo-fonda-khudozhnikov-tansholpan. Accessed 01 Sept. 2025 (In Russian)

“Dematerializatsiya art-obekta kontseptual’nogo iskusstva v svidetel’stvakh Lyusi Lippard.”

Artikult, no. 2 (10), 2013, pp. 40–57. (In Russian)

Erofeeva, Mariya. “Aktorno-setevaja teorija i problema social’nogo dejstvija.” Sociologija

vlasti, no. 1 (35), 2015, pp. 71–81, cyberleninka.ru/article/n/aktorno-setevaya-teoriya-iproblema-sotsialnogo-deystviya. Accessed 17 June 2025. (In Russian)

“Kontseptualizm.” Iskusstvo khudozhestvennogo zhesta. Arthive Encyclopedia, 20 Jan.

, www.artchive.ru/encyclopedia/4312~Conceptualism. Accessed 7 Sept. 2025. (In

Russian)

Rybasova, Yuliya, Novgorodova Yelena, and Krepkogorskaya, Yevgeniya. “Vnedreniye

tsifrovykh tekhnologiy v sovremennoye iskusstvo.” Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo

universiteta kultury i iskusstv, no. 1, 2024, pp. 15–19. (In Russian).

«Sostoitsya otkrytiye personalnoy vystavki «evigilatio» Nargis Rakhmanovoy.»

Gosudarstvennyy muzey iskusstv Respubliki Kazakhstan imeni A. Kasteyeva, 3 Aug. 2024,

www.gmirk.kz/ru/sobytiya/408-costoitsya-otkrytie-personalnoj-vystavki-evigilationargis-rakhmanovoj. Accessed 01 Sept. 2025 (In Russian)

Turljun, Ljubov’. “Kontseptualizm v komp’juternom iskusstve.” Izvestija Altajskogo

gosudarstvennogo universiteta, no. 2-2, 2011, pp. 258–261. (In Russian)

“Ya smotru v okno i vizhu more.” Tsentr sovremennogo iskusstva ‘Tselinnyj,’ 26 March – 29

April 2021, www.tselinny.org/ru/event/i-look-out-the-window-and-see-the-sea. Accessed

Sept. 2025. (In Russian)

Tsurkan, Еvgenii. “Tsifrovye tekhnologii i formy ‘neautentichnoj zhizni.’” Social’nye i

gumanitarnye nauki: teorija i praktika, no. 1 (3), 2019, pp. 184–194. (In Russian)

Shuvalova, Аnna Stanislavovna. “Dematerializatsiya art-obekta kontseptual’nogo iskusstva

v svidetel’stvakh Lyusi Lippard.” Artikult, no. 2 (10), 2013, pp. 40–57.

LeWitt, Sol. “Sentences on Conceptual Art.” 1969, Tufts University, Department of

the History of Art and Architecture, https://mma.pages.tufts.edu/fah188/sol_lewitt/

Sentences%20on%20Conceptual%20Art.htm Accessed 7 Sept. 2025.

Wei, Wenhui. “The Evolution of Digital Art: From Early Experiments to Contemporary

Practices.” International Journal of Literature and Art Innovation, vol. 1, no. 1, 2024, pp.

–49. doi:10.70088/kqba1d92.

Hudson, Susanna. Kartina o kartine. Iskusstvo, Ad Marginem, iskusstvo-info.ru. Accessed

Sept. 2025. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 0

Опубликован

2025-09-20

Как цитировать

Марьяна Айдарова, и Сангуль Каржаубаева. «ОТ ИДЕИ К АЛГОРИТМУ: ДЕМАТЕРИАЛИЗАЦИЯ В КОНЦЕПТУАЛЬНОМ И ЦИФРОВОМ ИСКУССТВЕ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 10, № 3, 2025 г., с. 287-04, doi:10.47940/cajas.v10i3.1107.
Лицензия Creative Commons