ТВОРЧЕСКИЕ ПОИСКИ И КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БЕКСЕИТА ТЮЛЬКИЕВА В КАЗАХСКОЙ ЖИВОПИСИ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.1113Аннотация
Творческое наследие Бексеита Тюлькиева представляет собой синтез национальных традиций и международных художественных направлений (сюрреализм и символизм). Проводя комплексный анализ его произведений, исследование позволяет глубже раскрыть процесс взаимодействия глобализации и национального бытия в казахском искусстве ХХ века, а также выявить пути формирования собственного изобразительного языка художника. В статье всесторонне анализируется вклад мастера в национальную живопись, подробно рассматриваются философские мысли и социальные проблемы в его искусстве. Актуальность исследования обусловлена необходимостью более глубокого-искусствоведческого и философского изучения уникального метода-подхода художника, давшего новое направление казахской живописи ХХ века. Целью является выявление и анализ основных характеристик художественного метода и философского содержания творчества Бексеита Тюлькиева. Для реализации этой цели автор сначала определил основные темы и сюжеты в произведениях художника. Затем он провел семиотический анализ таких произведений, как «Ұлы көш», «Қонақ», «Суретші түсі», «Көкпар», «Дала тынысы». В результате исследования в произведениях художника была раскрыта взаимосвязь национально-культурной самобытности и универсальных философских проблем. В статье автор провел комплексное искусствоведческое исследование на основе методов стилистического и семиотического анализа. Эти методы использовались для изучения важных особенностей живописи, ее символического языка и культурно-исторического контекста произведений. С помощью метода семиотического анализа раскрывается сложная система репрезентаций в произведениях художника, а также культурно-историческое значение в нем символов, знаков и мифолого-фольклорных мотивов. В результате исследования установлено, что творческое наследие Б. Тюлькиева ориентировано на такие темы, как личность человека, социальный статус личности и психоэмоциональные состояния. В картинах художника выявлен и описан уникальный художественный прием, синтезировавший сюрреализм и символизм. Анализ произведений выявил их глубокое философское и историко-культурное содержание. Кроме того, было обнаружено, как национальный образ формировался в глобальном контексте и как отражался взгляд автора на жизнь и человеческую природу.Ключевые слова:
Бексеит Тюлькиев, казахская живопись, XX век, искусство, философия, символизм, сюрреализм, национальный образ, глобализацияСкачивания
Библиографические ссылки
Аскарова, Галия, и др. «Интерпретация образа лошади в изобразительном искусстве».
Керуен, №79(2), 2023, с. 293–306. DOI: 10.53871/2078-8134.2023.2-23
Бейсенбаев, Садыбек. «Современная живопись Казахстана и национальная знаковая
символика». Культурология, спорт и история искусств, №1, 2013, с. 25–27.
Бретон, Андре. Манифест сюрреализма. Париже, октябрь 1924.
Бурдель, Татьяна. Памяти Бексеита Тулькиева. ЮК информ [Туркестан], 14 апреля
, с. 7.
Еспенова, Айгерим, и др. «Философское значение символико-образных решений
в искусстве живописи Казахстана». Международный журнал гуманитарных и
естественных наук, № 2-2 (77), 2023, с.273–278.
Қос өнердің жұлдызы. Атақты суретші, спорт саңлағы Бексейіт Әбдезұлы Түлкиев
туралы толғаулар. Алматы, Қазығұрт, 2005.
Мартынова, Лариса. «Символ “КА”» (Размышления о картине Бексеита Тюлькиева
“Гость”)». Мысль [Алматы], 28 мая 2020, с. 4.
Пашаев, Абу, и др. «Сюрреализм и искусство». Искусство – диалог культур, сборник
материалов VI Международной научно-практической конференции. 29 сентября
, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, типография
Алеф, 2020, с. 370–380
Askarova, Galiya, i dr. «Interpretatsiya obraza loshadi v izobrazitelnom iskusstve»
[Interpretation of the image of a horse in the visual arts]. Keruyen, №79(2), 2023, pp.
–306. (In Russian)
Beysenbayev, Sadybek. «Sovremennaya zhivopis Kazakhstana i natsionalnaya znakovaya
simvolikA» [Modern painting of Kazakhstan and national iconic symbols]. Kulturologiya,
sport i istoriya iskusstv, №1, 2013, pp. 25–27. (In Russian)
Breton, Andre. Manifest syurrealizma. Parizhe, oktyabr 1924. (in French)
Burdel, Tatyana. Pamyati Bekseita Tulkiyeva [In memory of Bexeit Tulkiev]. YUK inform
[Turkestan], 14 aprelya 2023. (In Russian)
Yespenova, Aygerim, i dr. «Filosofskoye znacheniye simvoliko-obraznykh resheniy
v iskusstve zhivopisi Kazakhstana» [The philosophical significance of symbolic and
figurative solutions in the art of painting in Kazakhstan]. Mezhdunarodnyy zhurnal
gumanitarnykh i yestestvennykh nauk, № 2-2 (77), 2023, pp. 273–278. (In Russian)
Қos өnerdің zhұldyzy. Ataқty suretshі, sport saңlaғy Bekseyіt Әbdezұly Tүlkiyev turaly tolғaular [Reflections on the famous artist and athlete Bexeit Abdezovich Tyulkiev]. Almaty, Қazyғұrt, 2005. (In Kazakh)
Martynova, Larisa. «Simvol “KA”» (Razmyshleniya o kartine Bekseita Tyulkiyeva “Gost”)» [The “KA” Symbol (Reflections on Bexeit Tulkiev’s painting “The Guest”)]. Mysl [Almaty], 28 maya 2020, р.4. (In Russian)
Pashayev, Abu, i dr. «Syurrealizm i iskusstvo» [Surrealism and art]. Iskusstvo – dialog
kultur, sbornik materialov VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 29 sentyabrya 2020, Chechenskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, Groznyy,
tipografiya Alef, 2020, рр. 370–380. (In Russian)
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.











