ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v10i3.1121Аннотация
В условиях коренных социальных изменений, происходящих в современном мире в целом, идёт переосмысление ценностей во всех сферах общественной жизни, в том числе и в музыкальном искусстве. Так как понятия «ценности» и «художественно-ценностные ориентации» представляют основополагающее значение для настоящего исследования. Важно проследить процесс трансформации данных понятий с тем, чтобы чётко определить, какой смысл целесообразно вкладывать в эту категорию на протяжении всего исследования. Обращение к теоретико-методологической проблематике является характерной особенностью современного научного знания в том числе и музыкального искусства, где общая потребность роста научного самосознания ощущается довольно остро и разработка подобных методологических проблем свидетельствует о достижении необходимого уровня их осмысления. Таким образом, обогащается набор методов исследования, находя свое место в панораме новых возникающих теорий и всевозможных подходов в качестве вспомогательных приемов. Методы исследования включают сущностно-содержательную характеристику понятий «ценности», «художественные ценности» в системе знаний, взглядов, навыков, мировоззренческой и творческой личности музыканта-исполнителя. Предпринятый подробный анализ данных понятий ориентирован на процесс личностного развития и профессионального роста, обусловленного общей направленностью на цели и средства её формирования. В результате изученных материалов выявлен функциональный анализ ценностных ориентаций музыкального исполнительства, составляющий определенный аспект теоретического обоснования их сущностной и содержательной характеристики. Таким образом, исследование теоретико-методологических аспектов ценностных ориентиров показало функциональность и многоуровневость, обеспечивающие целостное видение музыкально – исполнительского процесса, где составной частью выступает деятельность специалиста – профессионала, в ходе которой и происходит реализация его художественно – ценностных ориентаций.Ключевые слова:
методология, теория, исследование, музыка, искусство, ценности, ориентиры, наука, творчество мастеров прикладного искусства, культураСкачивания
Библиографические ссылки
Асафьев Борис. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. – Л.: Музыка, 1973. – 144 с.
Батищев Генрих. Целостность культуры и бесконечное мировоззренческое становление человека // Мировоззрение: опыт теоретического анализа. – М., 1984.
Богоявленская Диана. К вопросу о музыкальном творчестве / Педагогика и психология музыкального образования: Прошлое. Настоящее. Будущее: Материалы IX международной научно – практической конференции. – М.: Граф – Пресс, 2010. – с. 321-237.
Дао дэ Цзин. Книга о Пути и Добродетели. – АСТ, Астрель, 2011.
Дубровина Ирина. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся // Ценностные ориентации и интересы школьников. – М.: Изд. АПН, 1983. – 146 с.
Затямина Татьяна. Становление гуманитарного мировосприятия педагога – музыканта в процессе курсовой подготовки: дис. … канд. пед. наук. – Волгоград: ВГПУ, 2002. – 137 с.
Каган Моисей. Морфология искусства. – Л., 1972. – 440 с.
Канке Виктор. История, философия и методология психологии и педагогики. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2015, 496 с.
Касьян Андрей. Контекст образования: Наука и мировоззрение. – Н. Новгород, 1996.–184 с.
Крылова Ната. Формирование культуры будущего специалиста. – М.: Высшая школа, 1990.
Медушевский Вячеслав. Интонационная форма музыки: Исследование. – М.: Музыка, 1993. – 262 с.
Назайкинский Евгений. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972.
Нысамбаева Найля. Ценностная ориентация казахской молодежи на индустриальный труд: дис. … канд. соц. Наук. – Алматы, 2000. – 135 с.
Рыбин Сергей. Формирование ориентаций студентов музыкально – педагогических факультетов в условиях профессиональной подготовки: дис. … к.п.н. – Одесса: ОГПИ им. Константина Ушинского, 1990. – 142 с.
Салеев Вадим, Кирпиченок Елена. Основы эстетики: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2012. – 250 с.
Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. Лев Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 308 с.
Словарь по этике / ред. Игорь Кон. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1983.
Советский энциклопедический словарь / ред. Александр Прохоров. 2-е изд. – М.,1983.–1600 с.
Сохор Арнольд. Музыкальная культура общества // Вопросы социологии и эстетики музыки. – Л., 1980. – Т.1.
Сохор Арнольд. Музыка как вид искусства. – М.: Музыка, 1970. – 192 с.
Столович Леонид. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. – М.: Республика, 1994, 464 с.
Троицкий Константин. Переоценка ценностей в аксиологической мысли М. Вебера //
Вопросы философии №4, 2013, 154-162 с.Тугаринов Василий. О ценностях жизни и культуры. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-
та, 1960. – 155 с.
Философия. Учебник для ВУЗов / ред. Владимир Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1998,365 с.
Философский словарь / ред. Марк Розенталь и Павел Юдин. – М.: Политическая литература, 1963. – 496 с.
Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Леонид Ильичев. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 839 с.
Цыпин Геннадий. Человек. Талант. Труд: музыкант в современном мире. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.
Чайковский Петр. О композиторском творчестве и путях его исследования. – М.: АПН СССР, 1958.
Швайко Алевтина. Педагогические условия формирования коммуникативных качеств у студентов в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед.наук. – М.,1997.–144 с.
Щербакова Анна. Аксиология музыкально – педагогического образования. – М.: Прометей, 2001. – 424 с.
Щербакова Анна. Формирование систем ценностных ориентаций у студентов педагогических вузов в процессе освоения фортепианной музыки XX века: дис. …к.п.н. – М., 1999. – 224 с.
References
Asafiev Boris. Selected Articles on Musical Education and Training. 2nd ed. – Leningrad: Muzyka, 1973. – 144 p.
Batishchev Genrikh. The Integrity of Culture and the Endless Philosophical Development of Man // Worldview: An Attempt at Theoretical Analysis. – Moscow, 1984.
Bogoyavlenskaya Diana. On the Question of Musical Creativity / Pedagogy and Psychology of Musical Education: The Past. Present. The Future: Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference. Moscow: Graf – Press, 2010. – pp. 321-237.
The Tao te Ching. A book about the Path and Virtue. – AST, Astrel, 2011.
Irina Dubrovina. Psychological Aspects of the Formation of Students’ Value Orientations and Interests // Value Orientations and Interests of Schoolchildren. – Moscow: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences, 1983. – 146 p.
Zatyamina Tatyana. Formation of the Humanitarian Worldview of a Music Teacher in the Course of Training: Dissertation. … Candidate of Pedagogical Sciences. – Volgograd: VSPU, 2002. – 137 p.
Kagan Moisei. Morphology of Art. – Leningrad, 1972. – 440 p.
Kanke Viktor. History, Philosophy, and Methodology of Psychology and Pedagogy. Textbook. – Moscow: Yurayt, 2015. – 496 p.
Kasyan, Andrey. The Context of Education: Science and Worldview. – Nizhny Novgorod, 1996. – 184 p.
Krylova Nata. Formation of the Future Specialist’s Culture. – Moscow: Vysshaya Shkola, 1990.
Medushevsky Vyacheslav. Intonational Form of Music: A Study. – Moscow: Muzyka, 1993. – 262 p.
Nazaykinsky Evgeny. On the Psychology of Musical Perception. – Moscow: Muzyka, 1972.
Nysambayeva Naylya. Value Orientation of Kazakh Youth towards Industrial Labor: Diss. … Candidate of Social Sciences. – Almaty, 2000. – 135 p.
Rybin Sergey. Formation of orientations of students of musical and pedagogical faculties in the conditions of professional training: dis. … k.p.n. – Odessa: OGPU named after K.D. Ushinsky, 1990. – 142 p.
Saleev Vadim, Kirpichenok Elena. Fundamentals of aesthetics: Textbook. – M.: Higher school, 2012. – 250 p.
Dictionary of Social Pedagogy: Textbook for students of higher educational institutions / comp. Lev Mardakhaev, Moscow: Akademiya Publ., 2002. – 308 p.
Dictionary of Ethics / ed. Igor Kon. – 5th ed. – M.: Politizdat, 1983.
Soviet Encyclopedic Dictionary / ed. Alexander Prokhorov. 2nd ed., Moscow, 1983. – 1600 p.
Sokhor Arnold. Musical Culture of Society // Questions of Sociology and Aesthetics of Music. – L., 1980. – Vol. 1.
Sokhor Arnold. Music as a Kind of Art. – M.: Music, 1970. – 192 p.
Stolovich Leonid. Beauty. Good. Truth. An Essay on the History of Aesthetic Axiology. – M.: Republic, 1994. – 464 p.
Troitsky Konstantin. Reevaluation of Values in M. Weber’s Axiological Thought // Voprosy Filosofii No. 4, 2013, pp. 154-162.
Tugarinov Vasily. On the Values of Life and Culture. Leningrad: Leningrad University Press, 1960. – 155 p.
Philosophy. Textbook for Higher Education Institutions / Edited by Vladimir Lavrinenko. Moscow: UNITI, 1998, 365 p.
Philosophical Dictionary / edited by Mark Rosenthal and Pavel Yudin. Moscow: Political Literature, 1963. – 496 p.
Shvayko Alevtina. Pedagogical Conditions for the Formation of Communicative Skills in Students during Professional Training: Dissertation. ... Candidate of Pedagogical Sciences. – Moscow, 1997. – 144 p.
Shcherbakova Anna. Axiology of Music and Pedagogical Education. – Moscow: Prometheus, 2001. – 424 p.
Shcherbakova Anna. Formation of Value Orientations Systems in Students of Pedagogical Universities in the Process of Mastering 20th-Century Piano Music: PhD Thesis. Moscow, 1999. – 224 p.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Central Asian Journal of Art Studies

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.











