Спектакль Минтая Тлеубаева «Классическая симфония» на музыку Сергея Прокофьева

Авторы

  • Дамир Уразымбетов Казахская национальная академия искуств имени Т.К. Жургенова https://orcid.org/0000-0001-8471-1405

Аннотация

Минтай Тлеубаев (1947–2009) — выдающийся казахстанский режиссер и хореограф. Он работал в ГАТОБ им. Абая с 1975 по 1990 годы. В течение пяти указанных лет — в должности главного балетмейстера, радея о неуклонном развитии балетной труппы. О своих творческих поисках, отношении к профессии и проблемах хореографического искусства Тлеубаев выступал в прессе и на конференциях в конце 1980-х. Он поднимал вопросы о призывном возрасте молодых актеров балета, о сложности одновременного ведения балетного и оперного репертуара одними и теми же исполнителями, о жилищных проблемах для артистов. Балетмейстер также рассуждал о необходимости общения с коллегами из центральных трупп, что советским периферийным театрам важно знакомиться с искусством зарубежных мастеров. Тлеубаев считал, что необходимо более активно обращаться к фольклорным пластам отечественной культуры, что животрепещущей проблемой является создание национальных балетов. Вопросы, поднимавшиеся режиссером 30 лет назад, актуальны и сегодня, несмотря на истекшие четверть века и смену эпох.1970–80-е годы в ГАТОБ им. Абая отмечены творческим подъемом — расширился репертуар, появились яркие артистические имена. Новое время в казахском балете было обозначено сочетанием различных стилевых направлений, осваивались национальная и современная тематики. Безусловно, как главный балетмейстер Тлеубаев был заинтересован в обновлении репертуара и экспериментаторских новациях. В конце 1980-х он поставил «Классическую симфонию» С. Прокофьева (1987), «Прощание с Петербургом» И. Штрауса-сына (1988), «Даму с камелиями» Дж. Верди–В. Милова (1989), отмеченные высокой ясностью музыкального первоисточника, обуславливающего соответствующий строй хореографического языка. Следует подробно остановиться на балете«Классическая симфония», так как на сегодняшний день он остался за рамками балетоведческих изучений и в данной статье впервые восстанавливаются утерянные временем факты.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Прокофьев С. С. Автобиография. Изд. 2-е доп. – М.: Советский композитор, 1982. – 600 с.

Жуйкова Л. А. Фортепианные сонаты Прокофьева // Казахское и венгерское кино и телевидение: самоидентификация, современность и историческое наследие: матер. межд. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию ЮНЕСКО. – Алматы: КазНАИ им. Т. К. Жургенова, 2015. – С. 298.

Алексидзе Г. Д. Балет в меняющемся мире. – СПб.: Композитор, 2008. – 168 с.

Барутчева Э. С. Георгий Алексидзе: хореограф Божьей милостью. – СПб.: Сударыня, 2005. – 208 с.

Тлеубаев М. Краски старинного гобелена // Вечерняя Алма-Ата. – 1987, ноябрь – C. 2.

Уразымбетов Д. Д. Беседа с Б. Г. Аюхановым / Личный архив автора. – Алматы, 2017.

Уразымбетов Д. Д. Беседа с М. О. Тукеевым / Личный архив автора. – Алматы, 2016.

Уразымбетов Д. Д. Беседа с Г. У. Туткибаевой / Личный архив автора. – Алматы, 2017.

Кенигсберг А. К., Михеева Л. В. 111 симфоний. – СПб.: Культ-информ-пресс, 2000. – 669 с.

Спасибо, Мастер! / Под общ. ред. Л. Тихоновой. – Алматы: Полиграфия-сервис К°, 2012. – 243 с.

Уразымбетов Д. Д. Беседа со С. Н. Тищенко / Личный архив автора. – Алматы, 2016.

Загрузки


Number of views: 98

Опубликован

2017-12-26

Как цитировать

Дамир Уразымбетов. «Спектакль Минтая Тлеубаева „Классическая симфония“ на музыку Сергея Прокофьева». Central Asian Journal of Art Studies, т. 2, № 4, 2017 г., https://cajas.kz/journal/article/view/146.
Лицензия Creative Commons