ТРАДИЦИОННЫЙ КАЗАХСКИЙ КОСТЮМ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ МИФОПОЭТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МИРА
Аннотация
АннотацияВ данной статье рассматривается мифопоэтика казахского национального костюма как феномен кочевой культуры. Определены значимые мифологемы и архетипы, нашедшие свое воплощение в костюмном комплексе и его элементах. Раскрыто содержание традиционного костюма кочевников каквыражения модели мира. В частности, в результате семантического анализа выявлена взаимосвязь между архетипическими образами Мирового Древа и Мировой Горы – и художественно-образной и композиционной структурой национального костюма казахов. Установлено, что, согласно концепциитриединства, головной убор, пояс, подол и обувь соотносятся соответственно с Верхним, Нижним и Средним миром в иерархии мироустройства. В семантике казахского костюма на первый план выступают такие бинарные оппозиции, как верх и низ, мужское и женское. Наибольшим сакральнымзвучанием и смысловой наполненностью всех составляющих обладает обрядовый костюм невесты, в частности – головной убор– сәукеле, представляющий собой модель макрокосма. Помимо одежды, большую семантическую нагрузку несут ювелирные изделия и аксессуары, в декорекоторых в стилизованном виде представлены элементы астрального и зооморфного характера. В колористическом решении костюма особое значение имеет первичная цветовая триада «белый – красный – черный», но особой символикой наделены и все прочие цвета. Картина мира, выраженнаяказахскими мастерами в предметах костюмного комплекса, отличается цельностью, глубиной миропонимания, проникновения в суть природных явлений, и попыткой построения гармоничной модели существования человека в окружающем мире.Ключевые слова: традиционный костюм, казахский национальный костюм, декоративно-прикладное искусство, этнография, мифопоэтика, архетип, семантика костюма.Скачивания
Библиографические ссылки
Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М.: Наука, 1985. – 399 с.
Юнг К. Г. Архетип и символ // Хрестоматия по психологии. – М., 2000.–С. 124–167.
Розенсон И. А. Основы теории дизайна. – С-Пб.: Питер, 2007. – 224 с.
Ибраева А. Б. Символика триединства мира в казахском
традиционном костюме // Известия МОН НАН РК. Серия общественных наук. –Алматы, 2002. – №4(239). – С. 74–79.
Алишева А. Символика мира в казахском традиционном костюме //Простор. – Алматы, 2011. – №7. – С. 136–138.43
Каракозова А. Ж., Хасанов А. Ш. Космос казахской культуры. – Алматы: ТОО «Эверо», 2011. – 67 с.
Турсунов Е. Д. Древнетюркский фольклор: истоки и становление. – Алматы: Дайк-Пресс, 2001. – 172 с.
Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (XIX – начало XX вв.). – Алма-Ата: Гылым, 1991. – 214 с.
Захарова И. В., Ходжаева Р. Д. Головные уборы казахов (опыт локальной классификации) // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. – М., 1989. – С. 204–227.
Ибраев Б.А. Космогонические представления наших предков // Декоративное искусство СССР. – М., 1980. – №8. – С.41–44.
Нурланова К. Человек и мир: Казахская национальная идея. – Алматы: Каржы-каражат, 1994. – 48 с.
Шаханова Н. Ж. Мир традиционной культуры казахов. – Алматы: Казахстан, 1998. – 174 с.
Тохтабаева Ш. Ж. Функция казахской традиционной одежды // Известия НАН РК. Серия общественных наук. – Алматы, 1994. – №1. – С.11–20.
Бисенбаев А. Мифы древних тюрков. – Алматы: Ан-Арыс, 2008. – 120 с.
Шакенова Э. Художественное освоение мира // Кочевники. Эстетика. – Алматы: Гылым, 1993. – 356 с.