ЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА В ТРИЛОГИИ «СИТУАЦИИ» АСКАРА СУЛЕЙМЕНОВА
Аннотация
Аннотация.В статье рассматривается трилогия А. Сулейменова «Ситуации» как уникальный опыт трагикомедии в казахском театре. Внутри трилогии определяются сатирический, мелодраматический и трагифарсовыйподжанры, допустимые в таком сложном жанре, как трагикомедия. Анализируются традиции мировой драматургии, к которым эти жанровые подвиды восходят. Особое внимание уделяется трагикомическим моделям Б. Брехта и Ф. Дюрренматта, традициям сатиры и комедии характеров, игровой модели комедии дель арте, которые оказали влияние на драматургию А. Сулейменова. В качествеклассификационных признаков для поджанров трагикомедии, выделяемых в трилогии «Ситуации», рассматривается тип героя, тип и разрешимость конфликта. На материале трилогии А. Сулейменоваисследуется взаимодействие механизмов эмпатии и очуждения, создающих в трагикомедии сложный, кумулятивный эффект, влияющий на читательское и зрительское восприятие пьесы. Персонажи-маски, персонажи-марионетки в драматическом произведении изучаются как частный случай приeма гротеска, который наряду с «монтажом аттракционов» анализируется как проявление приема очуждения. Выдвигается предположение, что традиции комедии дель арте и концепция «монтажа аттракционов» С. Эйзенштейна были восприняты А. Сулейменовым через драматургию Б. Брехта.Ключевые слова: трагикомедия, гротеск, катарсис, эмпатия, эффект очуждения, марионетка, монтаж аттракционов.Скачивания
Библиографические ссылки
Nurgali R. N. The Art of Drama/R. N. Nurgali. Collected works. — Astana: Foliant, 2013. — 320 pp.
Nurpeis B. К., Zhaksylykova М. B. The Role of S. Balgabayev’s Plays in Kazakh Dramaturgy//Science and Life of Kazakhstan. — 2017. — №5(49). — 22-24 pp.
Mayemirov A., Khalykov K., Nurpeis B. Ethnic and Cultural Aspects in the Development of Kazakh Theatres during the Independence Period: The Problems of Human Existence. [Electronic resource]. — 2015. — URL.:http://folklore.ee/folklore/vol62/kazakh.pdf (access date: 25.03.2018)
Veselovsky А. N. Historical Poetics. — Moscow: Vysshaya Shkola, 1989. — 406 pp.
Zhirmunsky V. М. Comparative Literature Studies. The East and the West. — Leningrad: Nauka, 1979. — 494 pp.
Freidenberg О. М. Poetics of Plot and Genre. — Moscow: Labyrinth, 1997. — 448 pp.
Szondi P. Theorie des modernen Dramas. 1880 – 1950. — Frankfurt am Main: Surhkamp Verlag, 1970. —168 S.
Pesochinsky N. V. Methods and Schools of Theatre Studies /Introduction into Theatre Studies. Ed. Yu. M. Barboi. — Saint Petersburg: Saint
Petersburg Theatre Academy Press, 2011. — 366 pp.
Foster V.A. The Name and Nature of Tragicomedy. ‒ Vermont: Ashgate, 2004. — 218 pp.
Guthke K. Die moderne Tragikomödie: Theorie und Gestalt. ‒ Göttingen: Vandenhöck und Ruprecht, 1966. —192 S.
Orr. J. Tragicomedy and Contemporary Culture. Play and Performance from Beckett to Shepard. — London: Macmillan Academic and Professional Ltd., 1991. —170 pp.
Fadeyeva N.I. Tragicomedy. Theory of Genre. Extended Abstract of Dissertation for the Degree of Doctor of Philology. Specialty 10.01.08.
“Theory of Literature”. Manuscript Copyright. Moscow, 1996.—34 pp.
Kipnis. М.Sh. Tragicomedy as a Dramatic Genre. Genesis and Features of Development. Extended Abstract of Dissertation for the Degree of Candidate of Philology. Specialty 10.01.08. “Theory of Literature”. Manuscript Copyright. Kiev, 1990. — 23 pp.
Suleimenov А. Tort Takta — Zhainamaz/The Complete Works. V. 2. — Almaty: Kazygurt, 2006. —336 pp.
Hegel. G.W. F. Aesthetics: in 4 Volumes. V. 3. Moscow: Iskusstvo, 1971. — 623 с.
Remshardt R. Staging the Savage God. The Grotesque in Performance. — Carbondale: Southern Illinois University Press, 2016. — 304 pp.
Jestrovic S. Theatre of Estrangement: Theatre, Practice, Ideology. – Toronto: University of Toronto Press Incorporated, 2006. – 142 pp.
Brecht B. Notes on Folk Drama/B. Brecht. Theatre: Plays, Articles, Observations in 5 Volumes. V.1. — Мoscow: Iskusstvo, 1965. — 527 pp.
Dürrenmatt F. Theater problems/ In K.J. Northcott (Ed.), Friedrich Dürrenmatt. Selected writings. V. 3. Essays. — Chicago: The University of Chicago Press, 2017. — 184 pp.
Eisenstein S. М. Montage of Attractions/Selected Works in 6 Volumes. V. 2. — Мoscow: Iskusstvo, 1964. — 566 pp.