СТИЛЕВЫЕ КОНСТАНТЫ РАННИХ ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЙ ИВАНА КАРАБИЦА
Аннотация
АннотацияСтатья посвящена выявлению влияний национальной композиторской школы на становление стиля мышления выдающегося представителя генерации «семидесятников». Иван Карабиц (1945–2002) – автор трех симфоний, трех концертов для оркестра, хорового концерта «Сад божественных песен» на поэзию Г. Сковороды, принесших ему заслуженную славу. Фортепианное творчество И. Карабица пока не получило должной научной оценки в аспекте стиля мышления и «звукового образа инструмента». Материалом статьи послужили ранние фортепианные произведения. В музыкальной культуре второй половины ХХ века проблема «художник и социум» ощущаласьчрезвычайно остро. Вследствие тоталитарной политики творцы новаторских по духу произведений, нарушающих идеологические клише, подвергались преследованиям. Представлена периодизацияфортепианного творчества Мастера. Отмечена роль социокультурного континуума, в котором шло формирование молодого И. Карабица.На основе интонационно-драматургического и жанрово-стилевого методов выполнен функционально- структурный анализ Сонаты и Сонатины. С одной стороны, композиторский стиль раннегоИ. Карабица отличают черты, типичные для украинской национальной школы: философский масштаб авторских концепций, принципы развития музыкального тематизма (вариантность,полифоничность, разработочность), фактурное и оркестральное богатство; классичность формы соотносится с романтическим мировосприятием. С другой – обнаруживается личностный взгляд нажанровые модели: в частности, симфонизм мышления в музыкальной драматургии малых форм, ярко представленный гармонический колорит, усложненность метро-ритмической организации,красочность тембрики фортепианного письма, близкого к оркестровому. В выводах резюмируется, что раннее фортепианное творчество И. Карабица обнаруживает атрибуты зрелого стиля,репрезентируя лирическое мирочувствование, наряду с концертно-игровым началом, типичным для виртуозной трактовки фортепиано.Ключевые слова: И. Карабиц, ранний фортепианный стиль, национальные традиции, стиль мышления, атрибутика зрелого стиля.Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Библиографические ссылки
Ермакова Г. Іван Карабиць [Текст] / Г. Ермакова // Творчі портрети українських композиторів. – Музична Україна, 1983. 48 с. – Библиогр.: с. 48.
«Viverememento» (Пам’ятай про життя) [Текст] / «Vivere memento» /упор. М. Д. Копиця // Науковий вісник НМАУ імені П.І. Чайковського, 2003. 232 с.
Кияновська Л. Сад пісень Івана Карабиця [Текст] / Л. Кияновская. – К.: Дух і літера, 2017. – 288 с. .– ISBN 978-966-378-544-8.
Харченко Е. Ще раз про «невідомі шістдесяті». Іван Карабиць [Текст] / Е. Харченко // Українське музикознавство: науково-методичний збірник. – Київ, 2005. – Вип. 34. – С. 245–258.