СТИЛЕВЫЕ КОНСТАНТЫ РАННИХ ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЙ ИВАНА КАРАБИЦА

Авторы

  • О. Kopeliuk Т.Қ. Жүргенов атындағы Қазақ ұлттық өнер академиясы, Алматы, Қазақстан

Аннотация

АннотацияСтатья посвящена выявлению влияний национальной композиторской школы на становление стиля мышления выдающегося представителя генерации «семидесятников». Иван Карабиц (1945–2002) – автор трех симфоний, трех концертов для оркестра, хорового концерта «Сад божественных песен» на поэзию Г. Сковороды, принесших ему заслуженную славу. Фортепианное творчество И. Карабица пока не получило должной научной оценки в аспекте стиля мышления и «звукового образа инструмента». Материалом статьи послужили ранние фортепианные произведения. В музыкальной культуре второй половины ХХ века проблема «художник и социум» ощущаласьчрезвычайно остро. Вследствие тоталитарной политики творцы новаторских по духу произведений, нарушающих идеологические клише, подвергались преследованиям. Представлена периодизацияфортепианного творчества Мастера. Отмечена роль социокультурного континуума, в котором шло формирование молодого И. Карабица.На основе интонационно-драматургического и жанрово-стилевого методов выполнен функционально- структурный анализ Сонаты и Сонатины. С одной стороны, композиторский стиль раннегоИ. Карабица отличают черты, типичные для украинской национальной школы: философский масштаб авторских концепций, принципы развития музыкального тематизма (вариантность,полифоничность, разработочность), фактурное и оркестральное богатство; классичность формы соотносится с романтическим мировосприятием. С другой – обнаруживается личностный взгляд нажанровые модели: в частности, симфонизм мышления в музыкальной драматургии малых форм, ярко представленный гармонический колорит, усложненность метро-ритмической организации,красочность тембрики фортепианного письма, близкого к оркестровому. В выводах резюмируется, что раннее фортепианное творчество И. Карабица обнаруживает атрибуты зрелого стиля,репрезентируя лирическое мирочувствование, наряду с концертно-игровым началом, типичным для виртуозной трактовки фортепиано.Ключевые слова: И. Карабиц, ранний фортепианный стиль, национальные традиции, стиль мышления, атрибутика зрелого стиля.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

О. Kopeliuk, Т.Қ. Жүргенов атындағы Қазақ ұлттық өнер академиясы, Алматы, Қазақстан

Копелюк Олег Алексеевич – Аспирант кафедры«Интерпретологии и анализа музыки», старший преподаватель кафедры «Специального фортепиано» ХНУИ им. И. П. Котляревского. г.Харьков, Украина.

Библиографические ссылки

Ермакова Г. Іван Карабиць [Текст] / Г. Ермакова // Творчі портрети українських композиторів. – Музична Україна, 1983. 48 с. – Библиогр.: с. 48.

«Viverememento» (Пам’ятай про життя) [Текст] / «Vivere memento» /упор. М. Д. Копиця // Науковий вісник НМАУ імені П.І. Чайковського, 2003. 232 с.

Кияновська Л. Сад пісень Івана Карабиця [Текст] / Л. Кияновская. – К.: Дух і літера, 2017. – 288 с. .– ISBN 978-966-378-544-8.

Харченко Е. Ще раз про «невідомі шістдесяті». Іван Карабиць [Текст] / Е. Харченко // Українське музикознавство: науково-методичний збірник. – Київ, 2005. – Вип. 34. – С. 245–258.

Загрузки


Number of views: 268

Опубликован

2018-03-15

Как цитировать

О. Kopeliuk. «СТИЛЕВЫЕ КОНСТАНТЫ РАННИХ ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЙ ИВАНА КАРАБИЦА». Central Asian Journal of Art Studies, т. 3, № 1, 2018 г., https://cajas.kz/journal/article/view/27.
Лицензия Creative Commons