Балетный спектакль Дамира Уразымбетова «Странствия Коркыта» в контексте диалога культур
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v5i4.285Аннотация
Статья посвящена рассмотрению многомерного образа Коркыта – первошамана и создателя древнего смычкового инструмента кобыза – впервые ставшего объектом хореографического воплощения в балете Дамира Уразымбетова «Странствия Коркыта». Актуальность исследования состоит в представлении образа Коркыта как знаковой величины традиционной казахской культуры в художественном синтезе прошлого с настоящим. Объединив целительную силу звучания изобретенного им кобыза с мистериально-сакральными действами камланий баксы, Коркыт возвел искусство в ранг духовных ценностей своих соплеменников-тенгрианцев. А в тенгрианском мировидении духовные ценности первостепенны – они выражают главные смыслообразы макро- и микрокосмоса кочевников. Шаман-целитель – посредник между мирами. В народных легендах Коркыт ищет бессмертия, странствуя по четырем частям света. В либретто Д. Уразымбетова герой странствует во времени и пространстве – из Средневековья в XXI в., осуществляя диалог разновременных культур. Автор статьи находит правомерным оценивать спектакль с позиции теории диалогичности М. Бахтина, разработанной в концепции диалога «данного» и «созданного» Н. Коляденко и С. Лысенко. Автор применяет в исследовании следующие методы: историко-хронологический, источниковедческий, аналитический, компаративистский, интервьюирования. «Погружение» Коркыта в иной исторический и культурный контекст дает диалог прошлого с настоящим, позволяя выявить незыблемые этические и эстетические ценности, неподвластные сменам эпох. В таком совмещении архаики и современности категория Времени предстает ключевой и автор статьи рассматривает ее с точки зрения цикличности времяизмерения в тенгрианстве, с позиции космогонического понимания неделимости прошлого и настоящего у кочевников, а также с точки зрения дифференциации понятий физического и художественного времени в искусстве. Выявляются философские смыслообразы традиционной казахской культуры, влияющие на художественную культуру Казахстана XXI в. Эти смыслы раскрываются через взаимодействие синестезийных кодов обеих культур. Итогом исследования является мысль о связи времен, ибо Коркыт – репрезентант сущностных ценностей прошлого, не утративших доныне своей востребованности. Ключевые слова: Коркыт, Коркут, шаман, шаманизм, кобызовая музыка, переосмысление легенды, диалог культур, категория времени, смыслообразы спектакля, национальный балет, казахский балет.Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников:
Жирмунский В. Огузский героический эпос и «Книга Коркута» // Коркут Ата. Энциклопедический сборник / Сост. А. Нысанбаев и др. – Алматы:Казахская энциклопедия, 1999. – С. 476–572.
Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. –Москва: Правда, 1990. – 624 с.
Махлина С. Т. Семиотика сакрально-религиозных представлений. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2008. – 172 с.
Шулембаева Р. В поисках бессмертия // Казахстанская правда. – 2019. – №120 (28997). – 26 июня. – С.10
Ауэзов М., Соболев Л. Эпос и фольклор казахского народа // Литературный критик. – 1939. – №10–11. – С. 228.
Мухамбетова А. И. Кобызовые кюи // Аманов Б. Ж., Мухамбетова А. И. Казахская традиционная музыка и XX век. – Алматы: Дайк-Пресс, 2002. –С. 187–216.
Мухамбетова А. И. В поисках предков скрипки//Аманов Б. Ж., Мухамбетова А. И. Казахская традиционная музыка и XX век. – Алматы: Дайк-Пресс, 2002. – С. 513–519.
Ряпосов А. Ю. Спектакль В. Э. Мейерхольда «Электра» (Мариинский театр, 1913) // Музыкальный театр: спектакль, роль, образ. Выпуск 1 /Российский институт истории искусств; отв. ред. А. Ю. Ряпосов. –
Санкт-Петербург: Астерион, 2019. – С. 15–23.
Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. – Москва: Искусство, 1979. – С. 361–373.
Коляденко Н. П., Лысенко С. Ю. А. Пушкин – П. Чайковский – Р. Пети: диалог «данного» и «созданного» в балете «Пиковая дама» // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – №5 (42). – С. 346–350.
Галеев Б. М. Человек, искусство, техника. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1987. – 262 с.
Кодар А. Легенда о Коркуте в перекрестье историологии и герменевтики //Культурные контексты Казахстана: история и современность: материалы международного семинара, посвященного 100-летию М. О. Ауэзова / Сост. А. Кодар, З. Кодар. – Алматы: Ниса, 1998. – С. 66–71.
Наурзбаева З. Вечное небо казахов. – Алматы: KazHeritage, 2020. – 720 с.
Мустафина М. Возвращение Коркыта // Литер. – 2019. – №101 (3569). – 29 июля. – С. 8.
Турсунов Е. Возникновение баксы, сери и жырау. – Астана: Фолиант, 1999. – 265 с.
Ибраев Б. А. Кто такой Хор-Хут // Великий шелковый путь – нити прошлого и перспективы будущего: материалы международной научно-практической конференции / Под науч. ред. Ш. А. Курманбаевой. – Алматы: [б. и.], 2018. – С. 21–30.
Буркхард Т. Сакральное искусство Востока и Запада. – Москва: Алетейя, 1999. – 213 с.
Турсунов Е. Древнетюркский фольклор: истоки и становление. – Алматы: Дайк-Пресс, 2001. – 172 с.
Жуйкова Л. А. Беседа с Д. Д. Уразымбетовым. – Алматы, 2019. – 4 октября.
References:
Zhirmunskii V. (1999). Oguzskii geroicheskii epos i “Kniga Korkuta” [Oguz Heroic Epic and the Book of Korkut]. In Korkut Ata. Entsiklopedicheskii sbornik / compiled by A. Nysanbaev and others. Almaty: Kazakhskaya entsiklopediya, pp. 476–572.
Klyuchevskii V. O. (1990). Istoricheskie portrety. Deyateli istoricheskoi mysli [Historical portraits. Figures of historical thought]. Moscow: Pravda. 624 pp.
Makhlina S. T. (2008). Semiotika sakral’no-religioznykh predstavlenii [The Semiotics of Sacred Religious Representations]. Saint-Petersburg: Aleteiya. 172 pp.
Shulembaeva R. (2019). V poiskakh bessmertiya [In search of immortality]. In Kazakhstanskaya pravda. No. 120 (28997), p. 10.
Auezov, M., Sobolev, L. (1939). Epos i fol’klor kazakhskogo naroda [Epos and folklore of the Kazakh people], In Literaturnyi kritik. No. 10–11, p. 228.
Mukhambetova A. I. (2002). Kobyzovye kyui [Kobyz kuis/plays], Amanov B. Zh., Mukhambetova A. I. Kazakhskaya traditsionnaya muzyka i XX vek. Almaty: Daik-Press, pp. 187–216.
Mukhambetova A. I. (2002). V poiskakh predkov skripki [Finding the ancestors of the violin]. In Amanov B. Zh., Mukhambetova A. I. Kazakhskaya traditsionnaya muzyka i XX vek. Almaty: Daik-Press, pp. 513–519.
Ryaposov A. Yu. (2019). Spektakl’ V. E. Meierkhol’da “Elektra” (Mariinskii teatr, 1913) [Meyerhold’s Performance Elektra (Mariinskii Opera House, 1913)]. In Muzykal’nyi teatr: spektakl’, rol’, obraz. Vol. 1. Ed. by A. Yu. Ryaposov. Saint-Petersburg: Asterion, pp. 15–23.
Bakhtin, M. M. (1979). K metodologii gumanitarnykh nauk [To the methodology of the humanities]. In Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva / compiled by S. G. Bocharov. Moscow: Iskusstvo, 1979, pp. 361–373.
Kolyadenko N. P., Lysenko S. Yu. (2013). A. Pushkin – P. Chaikovskii – R. Petit: dialog “dannogo” i “sozdannogo” v balete “Pikovaya dama” [A. Pushkin – P. Tchaikovsky – R. Petit: a dialogue of “given” and “created” in the ballet The Queen of Spades]. In Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. No. 5 (42), pp. 346–350.
Galeev, B. M. (1987). Chelovek, iskusstvo, tekhnika [Man, art, technology]. Kazan: Kazan. Univ. 262 pp.
Kodar A. (1998). Legenda o Korkute v perekrest’e istoriologii i germenevtiki [The legend of Korkut at the crossroads of historiology and hermeneutics], Kul’turnye konteksty Kazakhstana: istoriya i sovremennost’. Proceedings of the international seminar dedicated to 100 anniversary of M. O. Auezov. Almaty: Nisa, pp. 66–71.
Naurzbaeva Z. (2020). Vechnoe nebo kazakhov [The eternal sky of the Kazakhs]. Almaty: KazHeritage. 720 pp.
Mustafina M. (2019). Vozvrashchenie Korkyta [The Return of Korkyt]. In Liter. No. 101 (3569), p. 8.
Tursunov E. (1999). Vozniknovenie baksy, seri i zhyrau [Genesis of shamans, sery and zhyrau]. Astana: Foliant. 265 pp.
Ibraev B. A. (2018). Kto takoi Khor-Khut [Who is Kork-Kut]. In Velikii shelkovyi put’ – niti proshlogo i perspektivy budushchego. Proceedings of the international scientific-practical conference (Almaty, Kazakhstan, 30 November 2017) / ed. by Sh. A. Kurmanbaeva. Almaty: Alma Print, pp. 21–30.
Burckhardt, T. (1999). Sakral’noe iskusstvo Vostoka i Zapada [Sacred Art of East and West]. Moscow: Aleteiya. 213 pp.
Tursunov E. (2001). Drevnetyurkskii fol’klor: istoki i stanovlenie [Ancient Turkic folklore: origins and formation]. Almaty: Daik-Press. 172 pp.
Zhuikova L. A. (2019). Conversation with D. D. Urazymbetov. Almaty. 4 October.