Балетный спектакль Дамира Уразымбетова «Странствия Коркыта» в контексте диалога культур

Авторы

  • Людмила Жуйкова Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова https://orcid.org/0000-0001-7627-1518

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v5i4.285

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению многомерного образа Коркыта – первошамана и создателя древнего смычкового инструмента кобыза – впервые ставшего объектом хореографического воплощения в балете Дамира Уразымбетова «Странствия Коркыта». Актуальность исследования состоит в представлении образа Коркыта как знаковой величины традиционной казахской культуры в художественном синтезе прошлого с настоящим. Объединив целительную силу звучания изобретенного им кобыза с мистериально-сакральными действами камланий баксы, Коркыт возвел искусство в ранг духовных ценностей своих соплеменников-тенгрианцев. А в тенгрианском мировидении духовные ценности первостепенны – они выражают главные смыслообразы макро- и микрокосмоса кочевников. Шаман-целитель – посредник между мирами. В народных легендах Коркыт ищет бессмертия, странствуя по четырем частям света. В либретто Д. Уразымбетова герой странствует во времени и пространстве – из Средневековья в XXI в., осуществляя диалог разновременных культур. Автор статьи находит правомерным оценивать спектакль с позиции теории диалогичности М. Бахтина, разработанной в концепции диалога «данного» и «созданного» Н. Коляденко и С. Лысенко. Автор применяет в исследовании следующие методы: историко-хронологический, источниковедческий, аналитический, компаративистский, интервьюирования. «Погружение» Коркыта в иной исторический и культурный контекст дает диалог прошлого с настоящим, позволяя выявить незыблемые этические и эстетические ценности, неподвластные сменам эпох. В таком совмещении архаики и современности категория Времени предстает ключевой и автор статьи рассматривает ее с точки зрения цикличности времяизмерения в тенгрианстве, с позиции космогонического понимания неделимости прошлого и настоящего у кочевников, а также с точки зрения дифференциации понятий физического и художественного времени в искусстве. Выявляются философские смыслообразы традиционной казахской культуры, влияющие на художественную культуру Казахстана XXI в. Эти смыслы раскрываются через взаимодействие синестезийных кодов обеих культур. Итогом исследования является мысль о связи времен, ибо Коркыт – репрезентант сущностных ценностей прошлого, не утративших доныне своей востребованности. Ключевые слова: Коркыт, Коркут, шаман, шаманизм, кобызовая музыка, переосмысление легенды, диалог культур, категория времени, смыслообразы спектакля, национальный балет, казахский балет.

Биография автора

Людмила Жуйкова, Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова

Кандидат искусствоведения, профессор кафедры педагогики хореографии

##submission.downloads##

Опубликован

2020-12-25

Как цитировать

Жуйкова, Л. (2020). Балетный спектакль Дамира Уразымбетова «Странствия Коркыта» в контексте диалога культур. Central Asian Journal of Art Studies, 5(4). https://doi.org/10.47940/cajas.v5i4.285