Образ женщины в традиционном казахском мировоззрении
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v5i4.290Аннотация
Статья посвящена образу женщины в традиционном мировоззрении казахского народа. Традиционные мировоззрения делятся на исторические типы, изучается эволюция представлений и тенденций, связанных с проблемой женщин, которая имела место на этих этапах. Важно рассматривать проблему женщин в контексте традиционного мировоззрения. Это связано с тем, что тенденции и стереотипы о социальной роли пола формируются на основе глубоко укоренившихся представлений, которые традиционно передаются из поколения в поколение. Эти концепции развиваются на протяжении долгой истории общества и имеют разные аспекты: исторический, социальный, экономический, политический, культурный, религиозный. Поскольку центральным стержнем всего этого является мировоззрение людей, важно проанализировать образ женщины в традиционном мировоззрении. Это позволяет нам понять эволюционный путь понимания обществом проблем женщин и его основы. Чтобы сохранить свою идентичность в условиях сегодняшней глобализации, необходимо изучить традиционную систему ценностей казахского народа, эволюцию системы представлений о месте и роли мужчин и женщин в обществе, исторический опыт народа применительно к гендерным отношениям. В современном мире глобализация культуры и национальный ренессанс идут рука об руку. В культуре XXI века, с одной стороны, формируется общая мировая культура всей планеты, с другой стороны, растет интерес к культурному разнообразию каждой нации и ее развитию. Взаимосвязь традиций и современности в образе сегодняшней казахской женщины ярко отражается во взаимосвязи культурного наследия и современной культуры. Ни одна культура не создается силой за короткое время, факторы, регулирующие культуру народа, формируются веками. Поэтому важно систематизировать образ казахской женщины в современной культуре, начиная с анализа образа матери в казахской мифологии, материнства в казахской генеалогии, образов женщин в эпосах про батыров, а также образов женщин в произведениях поэтов-импровизаторов. Ключевые слова: образ женщины, традиционное казахское мировоззрение, сущность женщины, «концепция казахской женщины», фольклор.Скачивания
Библиографические ссылки
References:
Mayemirov A., Khalykov K., Nurpeis B. “Ethnic and cultural aspects in thedevelopment of Kazakh theatres during the independence period: the problems of human existence”// Folklore-electronic journal of folklore,2015, 201-225 р.
Esenberlin, I. “Sokrovennoe: Mysli. Izrecheniya. Vospominaniya”
[Innermost: Thoughts. Notabilia. Memories], Almaty. Retrieved from http://pushkinlibrary.kz/exhibitions/esenberlin/ ya_napisal.html, 2001
Moldabekov Zh. The abode of nobility is the support of personality. Almaty:Sanat, 1998, 208 p. (in Kazakh)
Gumilev L. Ancient Turks. – Almaty: Bilim, 1994. 478 p. (in Kazakh)
Thinkers of the Kazakh steppe in the XVIII-XIX centuries. / Nurmuratov S.,Akhmetov M., Alzhan K., Barlybaeva G., Almaty: Institute of Philosophy and
Political Science, 2004, 310 p. (in Kazakh)
Sabol, S. “The Sioux and the Kazakhs”, In the Touch of Civilization:Comparing American and Russian Internal Colonization, 2017, (pp. 33-68),Boulder, Colorado: University Press of Colorado.
Nurysheva G., Amrebayeva Z., Amrebayev A. The Kazakh Ethical Traditionand Anti-nuclear Ethics. In: Bombaerts G., Jenkins K., Sanusi Y., Guoyu W.(eds) Energy Justice Across Borders. Springer, Cham. 2019, p. 69-87.
Abdikadyrova Zh., Kadyrov Zh., Talaspayeva Zh., Sharypkazy N. The role of women in kazakh nomadic society// The Turkish Online Journal of Design,
Art and Communication – TOJDAC, September 2018 Special Edition,p. 2404-2419.
Musine Galima. Turan’in Alp Kizlari. Sato Turkiyat matb. – Istanbul, 2001(in Turkish).
Gabitov T., Аdaeva G., Shamahay S. Woman Image of in Modern Kazakh culture // International Conference on Identity, Culture and Communication,Paris, France, 27-28 June, 2013.
Alimzhanova A. Feminism and symbolic-mental description of Kazakhwomen. Central Asian Journal of Art Studies. Vol. 4. №1, 2019. p. 7-18.