Формирование импрессионизма в живописи Узбекистана ХХ века

Авторы

  • Нигора Ядгарова

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v5i4.301

Аннотация

Вопросы изучения формирования и развития импрессионизма в живописи Узбекистана являются одними из актуальных в отечественном искусствознании. В статье анализируется специфика формирования импрессионизма в живописи Узбекистана ХХ века. Теоретико-методологическим основанием данной статьи служат исследования зарубежных и узбекских учёных, которые предлагают научные подходы, сопряженные с общефилософским осмыслением проблем искусства. Рассматриваются историко-типологические и компаративистские концепции, а также специальные теоретические вопросы формирования и развития живописи Узбекистана ХХ века. Автор исследует генезис узбекского импрессионизма в живописи, а также его связь с французским и русским аналогами. Определяющее значение в изучении формирования импрессионизма имеет творчество П. Бенькова и его последователей. В статье рассматривается творческий путь художника – основателя импрессионизма в Узбекистане, а также его влияние на развитие национальной живописи. Актуальность темы подтверждена публикациями, выставками и конференциями, в которых поднимался вопрос национального варианта импрессионизма, велись полемики над определениями «импрессионистическое мировосприятие и мировоззрение». Проведение выставки «Беньков – Фешин. Место под солнцем» в Музее русского импрессионизма еще раз акцентирует внимание на роли и значении П. Бенькова в формировании узбекского варианта импрессионизма. Импрессионизм как художественное течение французской живописи второй половины XIX века сыграл огромную роль в развитии многих национальных школ ХХ века. В живописи Узбекистана творчество П. Бенькова стало ключевым моментом в формировании и развитии национального импрессионизма. Его творчество и принципы беньковского импрессионизма нашли продолжение в произведениях учеников и последователей. Ключевые слова: творчество П. Бенькова, живопись Узбекистана, пейзаж, портрет, картина, формирование, импрессионизм, реализм, пленэр, ХХ век.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Список источников:

Гаман Р. Импрессионизм в искусстве и жизни. – Москва: Изогиз, 1935. – 179 с.

Леняшин В. Русский импрессионизм: формулы стиля и реальность // Научные труды. Выпуск 44. Санкт-Петербург, январь-март, 2018. – С. 69–81.

Герман М. Импрессионизм: основоположники и последователи. – Москва: Азбука, 2017. – 352 с.

Мартышкина Т. Импрессионистическое мировоззрение в западноевропейской культуре XIX века: истоки, сущность и значение. Автореферат диссертации на получение степени кандидата культурологии.

Нижневартовск, 2008. По специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК.

Ахмедова Н. Очарованный Востоком//San’at, № 3. 2004. С. 37–39.

П. П. Беньков. Воспоминания. Переписка. – Ташкент: Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1981. – 240 с.

Из выступления С. Круковской на стенографическом отчёте Союза общего собрания художников Ташкента. Центральный Государственный Архив Республики Узбекистан. Фонд 2320, опись 1, дело № 305.

Ахмедова Н. Живопись Центральной Азии ХХ века: традиции, самобытность, диалог. Ташкент, 2004. – 224c

Волынский Л. Зеленое дерево жизни. Москва: Детская литература, 1978. – 168 с.

Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы. Ленинград: Искусство, 1969. – 388 с.

Чепелевецкая Г. П. П. Беньков. Москва: Искусство, 1950. – 27 с.

Лаковская В. Л. Послевоенная живопись Узбекистана. Ташкент: Фан, 1991. – 116 с.

Место под солнцем. Беньков / Фешин: каталог выставки – Москва: «Музей русского импрессионизма», 2019. – 136 с.

Филиппов В. Импрессионизм в русской живописи. Москва: Белый город, 2003. – 320 с.

Шостко Л. В. Павел Беньков в Узбекистане//Мир музея. № 11. 2008. – С. 22–28.

Истоки импрессионистической концепции пейзажных серий в живописи середины XIX века//Масютина М. А. Актуальные проблемы теории и истории искусства, № 3. 2013. – С. 458–463.

Восток и Запад. Проблема традиции в творчестве художников Узбекистана 1920–1930-х гг.//Аббасова Г. Э. Актуальные проблемы теории и истории искусства, № 1. 2011. – С. 250–255.

References:

Gaman R. Impressionizm v iskusstve i zhizni [Impressionism in art and life]. Moscow: Izogiz Publ., 1935. – 179 p. (In Russian)

Lenyashin V. Russkii impressionism: formuly stilya i real’nost’ [Russian impressionism: formulas of style and reality]. Nauchnye trudy. Iss. 44. Saint Petersburg, January-march, 2018. –P. 69–81 (In Russian)

German M. Impressionizm: osnovopolozhniki I posledovateli [Impressionism: founders and followers]. Moscow: Azbuka Publ., 2017. – 357 p. (in Russian)

Martyshkina T. Impressionisticheskoe mirovozzrenie v zapadnoi kul’ture XIX veka: istoki, sushchnost’ I znachenie [Impressionistic worldview in Western European culture of the XIX century: origins, essence and meaning]. Abstract of Ph.D. thesis. Nizhnevartovsk, 2008. Po spetsial’nosti “Teoriya I istoriya kul’tury” [specialty “Theory and history of culture”], 24.00.01. (In Russian)

Akhmedova N. Ocharovannyi Vostokom [Enchanted by the East]. San’at. no. 3. 2004. P. 37–39 (In Russian)

P. P. Ben’kov. Vospominaniya. Perepiska [P. P. Benkov. Memories. Correspondence]. Tashkent: Izdatel’stvo literatyri i iskusstva im. Gafura Gulyama Publ., 1981. – 240 p. (In Russian)

Iz vistupleniya S. Krukovskoi na stenograficheskom otchete Soyuza obshchego sobraniya xudozhnikov Tashkenta [From S. Krukovskaya’s speech at the shorthand report of the Union of General meeting of artists of Tashkent]. Tsentral’nyi Gosudarstvennyi Arxiv Respubliki Uzbekistan. Fond 2320, opis’ 1, delo 305. (In Russian)

Akhmedova N. Zhivopis’ Tsentral’noi Azii XX veka: traditsii, samobytnost’, dialog[Painting of Central Asia of the twentieth century: traditions, identity, dialogue].Tashkent, 2004. – 224 p. (In Russian)

Volynskii L. Zelenoe derevo zhizni [Green tree of life]. Moscow: Detskaya literatura Publ., 1978. – 168 p. (In Russian)

Impressionizm. pis’ma khudozhnikov. Vospominaniya Dyuran-Ryuelya. Dokumenty [Impressionism. Letters from artists. Memories of Durand-Ruel. Documents]. Leningrad: Iskusstvo Publ., 1969. – 388 p. (In Russian)

Chepelevetskaya G. P. P. Ben’kov [P. P. Benkov]. Tashkent: Iskusstvo Publ., 1950.– 27 p. (In Russian)

Lakovskaya V. L. Poslevoennaya zhivopis’ Uzbekistana [Post-war painting of Uzbekistan]. Tashkent: Fan Publ., 1991. – 116 p. (In Russian)

Mesto pod solntsem. Ben’kov / Feshin: katalog vystavki [A place in the sun. Benkov / Feshin: exhibition catalog] – Moscow: “Muzei russkogo impressionizma”, 2019. – 136 p. (In Russian)

Filippov V. Impressionizm v russkoi zhivopisi [Impressionism in Russian painting]. Moscow: Belyi gorod Publ., 2003. – 320 p. (In Russian)

Shostko L. V. Pavel Ben’kov v Uzbekistane [Pavel Benkov in Uzbekistan]. Mir muzeya. no. 11. 2008. – P. 22–28 (In Russian)

The origins of the impressionistic concept of landscape series in mid-19th century painting//Masyutina M. A. Actual problems of Theory and History of Art. no. 3. 2013. – P. 458–463 (In Russian)

The East and West. The problem of tradition in the works of artists of Uzbekistan in the 1920s – 1930s.//Abbasova G. E. Actual problems of Theory and History of Art. no. 1. 2011. – P. 250–255 (In Russian)

Загрузки


Number of views: 2081

Опубликован

2020-12-25

Как цитировать

Нигора Ядгарова. «Формирование импрессионизма в живописи Узбекистана ХХ века». Central Asian Journal of Art Studies, т. 5, № 4, 2020 г., с. 114-2, doi:10.47940/cajas.v5i4.301.
Лицензия Creative Commons