Творчество Оспана Сулейменова в Аркинской домбровой школе

Авторы

  • Анель Бекенова Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы)
  • Нартай Бекмолдинов Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v6i1.302

Аннотация

Большинство из важнейших традиций в наследии казахского народа, передаваемых от отца к сыну, от учителя к ученику – традиции песни-кюя. Одна из традиций этой музыкальной школы – традиция Арка кюйши. Материалов по исследованию Аркинской домбровой школы немного. В трудах отечественных ученых-исследователей Аркинская домбровая школа ограничилась изучением творчества Таттимбета Казангапулы. Поэтому рассмотрение и анализирование данного вопроса актуально в искусстве домбрового кюя. Хорошо известно, что отсутствуют работы, которые отличают традицию Арка в искусстве домбровой школы. Своеобразная Аркинская домбровая школа развивается. Умение передать и использовать свою мелодию, ритм, стиль исполнения показывает ценность великой традиции. Это отчетливо прослеживается в работе кюйши, в фортепианном сопровождении, в сочинениях для ансамбля, оркестра народных инструментов. Основным источником исследования в этой статье будет творчество Оспана Сулейменова, композитора-кюйши, который много работал над развитием Аркинской домбровой школы и обучением детей, открывал детские музыкальные школы. Благодаря его творчеству мы сможем увидеть этапы развития Аркинской школы. Сегодня, изучая работы автора, мы замечаем неповторимость музыкального наследия Акмолинской области, знакомимся с биографиями и творчеством многих местных кюйши и видим, что Аркинская домбровая школа еще недостаточно изучена. Во время написания статьи мы ознакомились со многими работами о школе Арка, взяли интервью у автора, собрали информацию из газет и журналов и систематизировали ее. Вниманию читателей будет представлена информация о жизни и творчестве Оспана Сулейменова. Проведя эту исследовательскую работу, мы пришли к ряду нововведений и результатов: продолжение традиционных методов обучения в Акмолинской области, формирование Аркинской домбровой школы и популяризация произведений кюйши. Исходя из этого, мы полагаем, что данная информация будет интересной и полезной для читателей, а также для будущих исследователей Аркинской домбровой школы. 

Ключевые слова:

Аркинское домбровое искусство, традиционные методы обучения, традиция шертпе кюя, кюй, учитель, народное искусство, формирование школы домбры, ученик, домбра

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Анель Бекенова, Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы)

Магистрант 1-го курса, кафедра традиционного музыкального искусства

Нартай Бекмолдинов, Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова

Старший преподаватель кафедры традиционного музыкальногоискусства

Библиографические ссылки

Дереккөздер тізімі

Оңғарұлы, А. Қазына. – Нұр-Сұлтан: Ұлттық музей. Т.1 2020. – 215 б.

Жолдасбеков, М. Он ғасырлық музыкалық шежіреміз // Егемен Қазақстан. – 2010. – 26 ақпан. – 8 б.

Мырзалиев, Қ. Көп томдық. – Алматы, Жазушы 2001. 5 том. – 231 б.

Сахарбаева, K. Қазақ күйшілік мектептерінің қалыптасуы // Saryn art and science journal. – 2017. – № 2 (15). – 6 –17 б.

Қоңыратбай, Т. Әлемдік өнертану. Үш томдық / 3-т,: Музыка өнері. – Алматы: Өлке, 2009. – 480 б.

Қоңыратбай, Т. Қазақ музыкасының тарихы. Педагогикалық жоғары оқу орындарының студенттеріне арналған оқулық. – Алматы: Дәуір, 2011. – 204 б.

Арқа күйшілік мектебі. Жаңғали ұстаздың еңбегінен дәм татыңыздар! Мектеп тарихы. URL: https://kzref.org/jafali-stazdi-ebeginen-dem-tatiizdar.html?page=2 (Өтініш берілген күн: 24.12.2020)

Мектеп тарихы – МҚКК «№1 Балалар музыка мектебі». URL: https://dmsh1-astana.kz/o-shkole/9-istoriya-shkoly (Өтініш берілген күн: 23.11.2017).

Сүлейменов, О. Елорданы әлемге паш етеміз // Егемен Қазақстан. – 2013. – 11 шілде. – 8 б.

Түгелбаев, Ж. Қазақ өнерінің тарланбозы // Есіл-Нұра. – 2018. – 2 қараша. – 4 б.

Тоқсанбай, К. Қазақтың күйіне француздар ұйыды // Егемен Қазақстан. – 2009. – 22 июль. – 8 б.

Рахман, Г. Ұстаздардың ұстасы // Астана ақшамы. – №64. – 9 маусым. – 8 б.

Қайратұлы, Б. Үміт жетегіндегі адам // Астана хабары. – 2008. – 8 б.

Жидекова, К. «В моих руках как будто не домбра, сама душа которая поет...» // Вечерняя Астана. – 2001. – 13 қыркүйек. – 8 б.

Қаршыға Сайлаукүл Сламбекқызы. Ұлағатты ұстаз, ақын, сазгер, күйші Оспан Сүлейменұлымен шығармашылық кездеcу // Балалар шығармашылығы. – Астана. – 2011. – № 2. – Б. 3–26.

Санабекқызы, А. «Эйфель» елеңдеген күн // Астана хабары. – 2008. – 29 қаңтар. – 6 б.

References

Ongaruly, A. Kazyna [Treasure], Nur-Sultan Ulttyk Muzei T.1, 2020, 215 p. (In Kazakh)

Joldasbekov, M. On ǵasyrlyq mýzykalyq shejіremіz [A ten-century musical chronicle], Egemen Qazaqstan. 2010, February 26, 8 p. (In Kazakh)

Myrzaliev, Q. Kóp tomdyq [Multi-volume]. Almaty: Qazygurt Publ., 2001, Vol. 5, 231 p. (In Kazakh)

Sakharbaeva, K. Qazaq kúıshіlіk mektepterіnіń qalyptasýy [Formation of Kazakh kuishi schools], Saryn art and science journal. 2017, 2 (15), pp. 6–17. (In Kazakh)

Qońyratbaı, T. Álemdіk ónertaný. Úsh tomdyq / 3-T: Mýzyka ónerі [ World art history. Three volumes. Vol. 3: The art of music.]. Almaty: Olke Publ., 2009, 480 p. (In Kazakh)

Qońyratbaı, T. Qazaq mýzykasynyń tarıhy. Pedagogıkalyq joǵary oqý oryndarynyń stýdentterіne arnalǵan oqýlyq [History of Kazakh music. Textbook for students of pedagogical universities]. – Almaty: Dauir Publ., 2011, 204 p. (In Kazakh)

Arka kүishіlіk mektebi. Zhangali ustazdyn enbegіnen dәm tatynyzdar! Mektep tarikhy [Arkin dombra school of performance. Pay attention to the school of pedagogue Zhangali! School of History]. URL: https://kzref.org/jafali-stazdi-ebeginen-dem-tatiizdar.html?page=2 (date of access: 24.12.2020). (In Kazakh)

Mektep tarikhy – МККК «№1 Balalar muzyka mektebі» [School history - SME "Children's Music School №1"]. URL: https://dmsh1-astana.kz/o-shkole/9-istoriya-shkoly (date of access: 23.11.2017). (In Kazakh)

Súleımenov, O. Elordany álemge pash etemіz [Let the world know the capital]. Egemen Qazaqstan. 2013, July 11, 8 p. (In Kazakh)

Túgelbaev, J. Qazaq ónerіnіń tarlanbozy [Tarlanboz of Kazakh art], Esіl-Nura. 2018, November 2, 4 p. (In Kazakh)

Toqsanbaı, K. Qazaqtyń kúıіne frantsýzdar uıydy [Kazakh folk songs performed by French], Egemen Qazaqstan. 2009, July 22, 8 p. (In Kazakh)

Rahman, G. Ustazdardyń ustasy [Teacher of teachers], Astana aqshamy. No. 64, June 9, 8 p. (In Kazakh)

Qaıratuly, B. Úmіt jetegіndegі adam [A man of hope], Astana habary. 2008, 8 p. (In Kazakh)

Jıdekova, K. V moıh rýkah kak býdto ne dombra, sama dýsha kotoraıa poet... [In my hands is not a dombra but as if the soul itself that sings...], Vechernyaya Astana. 2001, September 13, 8 p. (In Russian)

Karshyga Saylaukul Slambekkyzy. Ulagatty ustaz akyn, sazger, kyuyshi Ospan Suleymenulymen shygarmashylyk kezdecu [Creative meeting with the great teacher, poet, composer, kuishi Ospan Suleimenuly], “Balalar shygarmashylygy” jýrnaly. Astana, 2011, No. 2, pp. 3–26. (In Kazakh)

Sanabekqyzy, A. “Eıfel” eleńdeen kún [The day the “Eiffel” sang], Astana habary. 2008, January 29, 6 p. (In Kazakh)

Загрузки


Number of views: 221

Опубликован

2021-03-31

Как цитировать

Анель Бекенова, и Нартай Бекмолдинов. «Творчество Оспана Сулейменова в Аркинской домбровой школе». Central Asian Journal of Art Studies, т. 6, № 1, 2021 г., с. 107-19, doi:10.47940/cajas.v6i1.302.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons