Четвертое направление музыкознания (к проблеме дискуссионного дискурса)
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v5i4.304Аннотация
В статье исследуются различные научные школы, рассматривающие казахскую традиционную музыку в Казахстане и за рубежом. Цель – выявить разные научные направления изучения казахской традиционной музыки, определить их значение в казахстанском и зарубежном этномузыкознании. Из-за нарушения книгообмена в период перестройки произошла вынужденная культурная и научная изоляция каждой страны. В итоге, каждая национальная школа этномузыковедения пошла своим путем. Исследования в данном направлении актуализируют необходимость всеобщего рассмотрения знаний научных школ в единой трактовке. Авторы приводят примеры рассмотрения различных источников в сравнительно-типологическом методе, сравнивают их значимость и выводят общую тенденцию изучения методов казахской традиционной музыки, объединяют эти знания в единую общую школу. Привлечены отечественные и зарубежные источники дореволюционных (кон. XIX – нач. ХХ вв.), советских и современных авторов периода Независимости Республики Казахстан. Дана оценка основным существующим направлениям науки в казахстанском музыкознании, сделаны выводы о зарождении казахской этноорганологии. Основной аспект статьи сосредоточен на проблеме появления в XXI в. нового витка в казахстанской науке, о наличии которого можно предполагать, имея письменные источники о казахской музыкальной культуре на зарубежных языках, и обладая информацией о материалах дальнего и ближнего зарубежья. Авторы, опираясь на концепцию этномузыковеда А. Кунанбаевой, выводят новые положения о противопоставлении русскоязычной и казахоязычной школ, дополняя ее противопоставлением школе знаний на зарубежных языках. В итоге, дана оценка трем основным существующим направлениям науки в казахстанском музыкознании и зарождающейся «Четвертой» школе, имеющей все перспективы для дальнейшего развития не только в Казахстане, но и за рубежом. Показаны примеры исследований источников дореволюционного периода в сравнительном ключе, дана оценка заслуги каждого ученого. Сделан вывод о зарождении казахской этноорганологии в начале XX в. Ключевые слова: казахская традиционная музыка, этномузыкознание, научная школа, устная традиция, зарубежные материалы, четвертая школа, четвертая наука, эмпирический метод, сравнительно-типологический метод, междисциплинарность.Скачивания
Библиографические ссылки
References:
Kunanbayeva, А. On the Phenomenon of the “Third” Science”: [Electronic resource]/ Translated to English/ URL: http://www.silkroadhouse.org/wpcontent/ uploads/2018/05/Alma-Kunanbaeva_Third-Science-2018.pdf (date of reference: 13.10.2020).
Yunusova, V. N. Traditsionnaya musika Azii v zerkale sovremennyh nauchnyh napravleniy // Collection of materials of the International Scientific-Practical Conference “Spiritual Heritage of Abai and Urgent Problems of Modern Art Studies” celebrating the 175th anniversary of Abai Kunanbaev // Ed. by V. Е. Nedlina, А. R. Berdibai, М. Т. Kokishev, А. S. Sabyrova, G. D. Kalymova. –Almaty: Kurmangazy Kazakh National Conservatory, 2020. – 404 p.
Documentary “First audio record in the world of Kazakh music. The road of people.” [Electronic resource] // URL: https://www.youtube.com/ watch?v=J5R0tvV08yI&t=337s (date of reference: 26.11.2020).
Turkestan collection of songs and plays of R. Karutz (1905) / Ed. By S. Utegalieva. – Almaty: Asyl Kitap, 2018. Pp. 15 – 17.
Eichhorn, August. Complete Collection of Musical Instruments of the Central Asian People(former military conductor in Tashkent): Catalogue / [А.Eichhorn]. – Saint Petersburg: publishing house of Y. Schtauf, (I. Fishon), 1885. – 16 p. Karutz, R. Uber Kirgizenund Turkmenenausdem Leben der Steppe / Kapitel: E. Hornbostel. Notizenuber kirgisiche Musik instrumente und Melodien. – Leipzig, 1911. – S. 196-223. (E. M. Hornbostel. Notes on Kyrgyz [Kazakh] Musical Instruments and Melodies/Translation from German, edited and commented by A. Samarkin – Uralsk: RIO ZKGU, 2003. – 42 p.)
Yerzakovich, B. G. At Sources of Kazakh Musicology: (Materials of Russian scientists of XIX c.). – Alma-Ata: Science of the Kazakh SSR, 1987. – 174 p.
Tikhov, P. P. On Music of Turkestan Kyrgyz /Music and Life/Moscow: 1910. с.1–8.
Sipos, Janos. Kazakh folksongs from the two ends of the steppe. – Budapest: Akademiai Kiado, 2001. 302 p.
Tansu, F. New viewpoint on the music of Turkic nations of Eurasia. Istanbul, 2008. – p.130.
Rancier, M. The Musical Instrument as National Archive: A Case Study of the Kazakh Qyl-qobyz // Ethnomusicology // Vol. 58, No. 3. p.379-404.
Boldykov Z., Zhaxylykova M., Khalykov K., Sabirova A. Transformation of ritual and folklore traditions in acting art.// Оpсion (Venezuela) V 35. 2019. ISSN 1012-1587, Scopus, CiteScore 0,06. Vol, 35. Special Issue 21. – P. 513-530.
Sabirova A., Yergaliyeva A. T., Maulet A., Gabdiyev M., Takezhanova R. The phenomenon of spirituality in the kazakh art songs. // Оpсion (Venezuela) V 36. 2020. ISSN 1012-1587, Scopus, CiteScore 0,06. Vol, 36.SpecialIssue 27. – P. 130-149.
Sabirova A. S., Mukanova A. B., Issametova K. I., Sultanova M. E., Yergaliyeva A. T. The effect of ancient totemic beliefs on the Kazakh traditional singing. // Оpсion (Venezuela) V 36. 2020. ISSN 1012-1587, Scopus, CiteScore 0,06. Vol, 36. SpecialIssue 27. – P. 150-168.
Omarova, G.N. (2016). Civilizational paradigm in studying the musical culture of the nomands of the Central Asia (the case of Kazakhs). Evraziyskiy Soyuz Uchenykh, 2-2(23), 2016. Pp. 159-161.