Четвертое направление музыкознания (к проблеме дискуссионного дискурса)

Авторы

  • Айгерим Барибаева Казахская национальная консерватория имени Курмангазы
  • Алия Сабырова Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v5i4.304

Аннотация

В статье исследуются различные научные школы, рассматривающие казахскую традиционную музыку в Казахстане и за рубежом. Цель – выявить разные научные направления изучения казахской традиционной музыки, определить их значение в казахстанском и зарубежном этномузыкознании. Из-за нарушения книгообмена в период перестройки произошла вынужденная культурная и научная изоляция каждой страны. В итоге, каждая национальная школа этномузыковедения пошла своим путем. Исследования в данном направлении актуализируют необходимость всеобщего рассмотрения знаний научных школ в единой трактовке. Авторы приводят примеры рассмотрения различных источников в сравнительно-типологическом методе, сравнивают их значимость и выводят общую тенденцию изучения методов казахской традиционной музыки, объединяют эти знания в единую общую школу. Привлечены отечественные и зарубежные источники дореволюционных (кон. XIX – нач. ХХ вв.), советских и современных авторов периода Независимости Республики Казахстан. Дана оценка основным существующим направлениям науки в казахстанском музыкознании, сделаны выводы о зарождении казахской этноорганологии. Основной аспект статьи сосредоточен на проблеме появления в XXI в. нового витка в казахстанской науке, о наличии которого можно предполагать, имея письменные источники о казахской музыкальной культуре на зарубежных языках, и обладая информацией о материалах дальнего и ближнего зарубежья. Авторы, опираясь на концепцию этномузыковеда А. Кунанбаевой, выводят новые положения о противопоставлении русскоязычной и казахоязычной школ, дополняя ее противопоставлением школе знаний на зарубежных языках. В итоге, дана оценка трем основным существующим направлениям науки в казахстанском музыкознании и зарождающейся «Четвертой» школе, имеющей все перспективы для дальнейшего развития не только в Казахстане, но и за рубежом. Показаны примеры исследований источников дореволюционного периода в сравнительном ключе, дана оценка заслуги каждого ученого. Сделан вывод о зарождении казахской этноорганологии в начале XX в. Ключевые слова: казахская традиционная музыка, этномузыкознание, научная школа, устная традиция, зарубежные материалы, четвертая школа, четвертая наука, эмпирический метод, сравнительно-типологический метод, междисциплинарность.

Биографии авторов

Айгерим Барибаева, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Докторант кафедры музыковедения и композиции

Алия Сабырова, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Кандидат искусствоведения (PhD), ассоцированный профессор (доцент), доцент кафедры музыковедения и композиции

##submission.downloads##

Опубликован

2020-12-25

Как цитировать

Baribayeva, A., & Sabyrova, A. (2020). Четвертое направление музыкознания (к проблеме дискуссионного дискурса). Central Asian Journal of Art Studies, 5(4). https://doi.org/10.47940/cajas.v5i4.304