Песни свадебного обряда юго-запада Жетысу
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v5i4.307Аннотация
Предлагаемая статья посвящена исследованию казахских свадебных обрядовых песен юго-запада Жетысу. Среди жанров казахского обрядового фольклора наибольшей сохранностью характеризуется свадебный цикл, который входит в группу семейно-обрядовых песен. Специалистами старших поколений на протяжении прошлого столетия осуществлялась запись музыкального фольклора преимущественно восточных районов Жетысу. Это определяет актуальность выбранной темы. Цель статьи – рассмотреть семантику образов текстов свадебных песен юго-запада Жетысу и их музыкально-стилевые особенности. В освещении вопроса роли обрядового фольклора в традиции и этапов казахского свадебного ритуала в статье был применен компаративный метод. Рассмотрение устойчивых образов в текстах свадебных песен предопределило применение семантического анализа. Изучение музыкально-поэтической структуры, звукорядов и ритмической организации свадебных песен юго-запада Жетысу было осуществлено на основе структурного подхода. Семантика образов зеркала, дерева, порога в западножетысуйских свадебных песнях объединяет их с аналогичными образами других географических регионов Казахстана и некоторых этнических культур ближнего зарубежья. Ладо-мелодические особенности рассмотренных свадебных жанров указывают на их типологическую общность с аналогичными жанрами преимущественно восточной части региона и Восточного Казахстана. При изучении казахских свадебных песен этномузыковеды обращали большое внимание на этапы проведения свадебного ритуала, обуславливавшие исполнение различных жанров. Экспедиционный материал Б. Бабижан показал, что в связи с исчезновением некоторых этапов традиционной казахской свадьбы в настоящее время в памяти респондентов исследуемого региона сохранились только «сыңсу» и женский «жар-жар». В основном, в их текстах сохранился древнетюркский 7-8-сложный размер стихосложения – «жыр». Западножетысуйские свадебные песни сочинены в двух- или четырехстрочной музыкально-поэтической форме. Представленное исследование было проведено на основе материалов фольклорных экспедиций 2018 и 2019 гг., что позволяет составить объективное представление о современном состоянии обрядового фольклора в изучаемом регионе. Разностороннее рассмотрение свадебных жанров показало их типологические связи с фольклором соседних регионов и областей и дальнейшие пути развития. Ключевые слова: фольклор, песни, свадьба, обряд, жанр, сынсу, жар-жар, диалект, семантика, структура.Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников:
Путилов Б. Теоретические проблемы современной фольклористики. Курс лекций для студентов Музыкально-этнографического отделения Санкт- Петербургской консерватории (1995-1996 годы). Научн. редактор, автор предисловия и примечаний к тексту канд. иск. А. Ф. Некрылова. – Спб.: ИПЦ СПБУТД, 2006. – 315 с.
Земцовский И. К проблеме взаимосвязи календарной и свадебной обрядности славян // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Ленинград: Наука, 1974.– 276 с.
Глазунова Н.Н. Межэтническое взаимодействие в фольклоре: механизмы передачи традиции (на примере музыкальной традиции народов Центральной Азии. 99-115 с.с./ Межэтнические связи в фольклоре,
материалы V Международной школы молодых фольклористов/Сост. Н. Н. Глазунова. РИИИ. СПб., 2016, –238с.
Казахстан. Национальная энциклопедия. 2 т. Гл. редактор А. Нысанбаев. − Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. − 560с. https://ru.wikisource. org/wiki/Казахстан._Национальная_энциклопедия Режим доступа: 2.22-3 августа 2020
Абдуллаев Р. Обряд и музыка в контексте культуры Узбекистана и Центральной Азии. Научн.ред. – доктор искусствоведения, профессор Н. С. Янов-Яновская. Ташкент, 2006. – 336с.
Елеманова С. Казахское традиционное песенное искусство. Алматы: Дайк-Пресс, 2000. – 186с.
Кокумбаева Б. Семейно-обрядовые плачи казахов и лирические песни темы утраты (некоторые аспекты взаимодействия). Автореферат диссертации. Ташкент, 1989.
Гордлевский В. Из наблюдений над турецкой песнью // Этнографическое обозрение. − 1908. – №4. − С. 15–25
Кузбакова Г. Казахская обрядовая песня. Ритмическая структура и семантика. Монография. – Астана: МастерПО, 2012. – 183с.
Бәбіжан Б. Меркі өңірінің ән фольклоры.– Алматы, 2018. – 100 б.
Қазақ музыкасы. Антология. Бестомдық, 1-том. Көне музыкалық фольклор.– Алматы. Қазакпарат,2005.– 516 б.
Гольцова А. Д. Семиотика зеркала в китайской и славянскойкультуре 56-62 . [Электронный ресурс]. http://elar.urfu.ru/bitstre am/10995/61157/1/978-5-7996-2423-1_09.pdf (дата обращения
08.20).
Кусаева З. Семиотика зеркала в фольклорно-этнографической традиции осетин. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение». [Электронный ресурс]. //https://cyberleninka.ru/
article/n/semiotika-zerkala-v-folklorno-etnograficheskoy-traditsii-osetin (дата обращения 03.08.20.)
Байгаскина А. Ритмика казахской традиционной песни. Алма-Ата, 1991.– 203 с.
Тұрмағамбетова Б. Қазақтың батыс аймағының ән мәдениеті. – Алматы, 2009. – 320 б.
Байбек А. Песенный стиль Арки в контексте этносольфеджио (вузовский курс). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. − Алматы, 2009. – 30 с.
Maigaziev S., Sabyrova. A. The art of Mozart ensemble in Kazakhstan variety art// Opciуn, Aсo 34, Especial No.17 (2018). P.p. 984 – 1019.
References:
Putilov, B. Teoreticheskie problemy sovremennoj folkloristiki [Theoretical problems of modern folklore]. Kurs lekcij dlya studentov Muzykalnoetnograficheskogo otdeleniya Sankt-Peterburgskoj konservatorii (1995-1996 gody). Nauchnyi redaktor, avtor predisloviya i primechanij k tekstu kand.isk. A.F.Nekrylova.Spb.: IPC SPBUTD, 2006, 315 p. (In Russian)
Zemtsovsky, I. K probleme vzaimosvyazi kalendarnoj i svadebnoj obryadnosti slavyan [To the problem of the relationship between calendar and wedding rituals of the Slavs]// Folklor i etnografiya. Obryady i obryadovyj folklor.Leningrad: Nauka, 1974, 276 p. (In Russian)
Glazunova, N. N. Mezhetnicheskoe vzaimodejstvie v folklore: mekhanizmy peredachi tradicii (na primere muzykalnoj tradicii narodov Central’noj Azii [Interethnic interaction in folklore: mechanisms of transmission of tradition (onCentral Asian Journal of Art Studies Volume 5.Issue 4. 2020 the example of the musical tradition of the peoples of Central Asia.]. P.p. 99– 115 / Mezhetnicheskie svyazi v folklore, materialy V Mezhdunarodnoj shkoly
molodyh folkloristov/Sost. N.N. Glazunova. RIII. SPb., 2016, 238 p. (in Russian)
Kazahstan. Nacionalnaya enciklopediya [Kazakhstan. National Encyclopedia]. 2 t. Gl.redaktor A. Nysanbaev. Almaty: Kazakh enciklopediyasy, 2005, 560p. [https://ru.wikisource.org/wiki/Казахстан._Национальная_энциклопедия date of access 03.08.20]. (in Russian)
Abdullaev, R. Obryad i muzyka v kontekste kultury Uzbekistana i Centralnoj Azii [Ritual and music in the context of the culture of Uzbekistan and Central Asia]. Nauchn.red. doktor iskusstvovedeniya, professor N.S. Yanov-Yanovskaya. Tashkent,2006,336 p. (in Russian)
Elemanova, S. Kazahskoe tradicionnoe pesennoe iskusstvo [Kazakh traditional song art]. Almaty: Daik-Press, 2000, 186 p. (in Russian)
Kokumbaeva, B. Semejno-obryadovye plachi kazahov i liricheskie pesni temy utraty (nekotorye aspekty vzaimodejstviya) [Family-ritual laments of Kazakhs and lyric songs of the theme of loss (some aspects of interaction)]. Avtoreferat dissertacii. Tashkent,1989. (in Russian)
Gordlevsky, V. Iz nablyudenij nad tureckoj pesnyu [From observations of the Turkish song] // Etnograficheskoe obozrenie. 1908, №4, P.p.15–25 (in Russian)
Kuzbakova, G. Kazahskaya obryadovaya pesnya. Ritmicheskaya strukturai semantika [Kazakh ritual song. Rhythmic structure and semantics]. Monografiya. Astana: Master PO, 2012, 183 p. (in Russian)
Babizhan, B. Merkі onіrіnіng an folklory [Song folklore of the Merke region]. – Almaty, 2018, 100 p. (in Kazakh)
Kazakh muzykasy. Antologiya. [Kazakh music. Anthology]. Bestomdyk. Konemuzykalyk folklor 1-tom. Almaty. Kazakparat, 2005, 516 p. (in Kazakh)
Goltsova, A. D. Semiotika zerkala v kitajskoj i slavyanskoj kulture [Semiotics of the mirror in Chinese and Slavic culture]. [5662 http://elar.urfu.ru/bit stream/10995/61157/1/978-5-7996-2423-1_09.pdf – date of access 03.08.20]. (in Russian)
Kusaeva, Z. Semiotika zerkala v folklorno-etnograficheskoj tradicii osetin [Semiotics of the mirror in the folklore and ethnographic tradition of the Ossetians]. Tekst nauchnoj statii po specialnosti «Yazykoznanie i
literaturovedenie» [//https://cyberleninka.ru/article/n/semiotika-zerkala-vfolklorno- etnograficheskoy-traditsii-osetin. date of access 03.08.20]. (in Russian)
Baigaskina, A. Ritmika kazahskoj tradicionnoj pesni [The rhythm of the Kazakh traditional song]. Alma-Ata, 199, 203 p. (in Russian)
Turmagambetova, B. Kazaktyng batys aymagynyng an mәdenietі [Song culture of the western region of Kazakhstan ]. Monografiya. Almaty, 2009, 320 p. (in Kazakh).
Baibek, A. Pesennyj stil’ Arki v kontekste etnosolfedzhio (vuzovskij kurs) [Song style of the Arka in the context of ethnosolfeggio (university course)] Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata iskusstvovedeniya. Almaty, 2009, 30 p. (in Russian)
Maigaziev, S., Sabyrova, A. The art of Mozart ensemble in Kazakhstan variety art. Opciуn, Aсo 34, Especial No.17 (2018). P.p. 984 – 1019.