Песни свадебного обряда юго-запада Жетысу

Авторы

  • Айжан Бердибай Казахская национальная консерватория имени Курмангазы
  • Баглан Бабижан Казахская национальная консерватория имени Курмангазы
  • Мурат Абугазы Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v5i4.307

Аннотация

Предлагаемая статья посвящена исследованию казахских свадебных обрядовых песен юго-запада Жетысу. Среди жанров казахского обрядового фольклора наибольшей сохранностью характеризуется свадебный цикл, который входит в группу семейно-обрядовых песен. Специалистами старших поколений на протяжении прошлого столетия осуществлялась запись музыкального фольклора преимущественно восточных районов Жетысу. Это определяет актуальность выбранной темы. Цель статьи – рассмотреть семантику образов текстов свадебных песен юго-запада Жетысу и их музыкально-стилевые особенности. В освещении вопроса роли обрядового фольклора в традиции и этапов казахского свадебного ритуала в статье был применен компаративный метод. Рассмотрение устойчивых образов в текстах свадебных песен предопределило применение семантического анализа. Изучение музыкально-поэтической структуры, звукорядов и ритмической организации свадебных песен юго-запада Жетысу было осуществлено на основе структурного подхода. Семантика образов зеркала, дерева, порога в западножетысуйских свадебных песнях объединяет их с аналогичными образами других географических регионов Казахстана и некоторых этнических культур ближнего зарубежья. Ладо-мелодические особенности рассмотренных свадебных жанров указывают на их типологическую общность с аналогичными жанрами преимущественно восточной части региона и Восточного Казахстана. При изучении казахских свадебных песен этномузыковеды обращали большое внимание на этапы проведения свадебного ритуала, обуславливавшие исполнение различных жанров. Экспедиционный материал Б. Бабижан показал, что в связи с исчезновением некоторых этапов традиционной казахской свадьбы в настоящее время в памяти респондентов исследуемого региона сохранились только «сыңсу» и женский «жар-жар». В основном, в их текстах сохранился древнетюркский 7-8-сложный размер стихосложения – «жыр». Западножетысуйские свадебные песни сочинены в двух- или четырехстрочной музыкально-поэтической форме. Представленное исследование было проведено на основе материалов фольклорных экспедиций 2018 и 2019 гг., что позволяет составить объективное представление о современном состоянии обрядового фольклора в изучаемом регионе. Разностороннее рассмотрение свадебных жанров показало их типологические связи с фольклором соседних регионов и областей и дальнейшие пути развития. Ключевые слова: фольклор, песни, свадьба, обряд, жанр, сынсу, жар-жар, диалект, семантика, структура.

Биографии авторов

Айжан Бердибай, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

PhD, доцент кафедры музыковедения и композиции

Баглан Бабижан, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Докторант, старший преподаватель кафедры народногопения

Мурат Абугазы, Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова

Доцент кафедры традиционного музыкального искусства

##submission.downloads##

Опубликован

2020-12-25

Как цитировать

Бердибай, А., Бабижан, Б., & Абугазы, М. (2020). Песни свадебного обряда юго-запада Жетысу. Central Asian Journal of Art Studies, 5(4). https://doi.org/10.47940/cajas.v5i4.307