Обзор ретроспективы сценографических решений образа Абая Кунанбаева

Авторы

  • Айдана Жылкаманова Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы)
  • Mеруерт Жангужинова Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы) https://orcid.org/0000-0002-9124-4099

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v6i1.325

Аннотация

В данной статье рассматривается теоретический обзор сценографических решений образа Абая Кунанбаева в ретроспективе театральных постановок. В исследовании создания образа Абая Кунанбаева раскрываются литературное наследие, литературный образ, изобразительный образ, театральный образ. Приведен анализ создания костюмного образа на основе исследования театральных постановок в театрах Казахстана: Государственном театре оперы и балета «Астана Опера» (г. Нур-Султан), Казахском государственном академическом театре драмы имени М. О. Ауэзова (г. Алматы), Казахском государственном академическом театре оперы и балета имени Абая (г. Алматы), Государственном академическом казахском музыкально-драматическом театре имени К. Куанышбаева (Нур-Султан), Казахском драматическом театре имени С. Сейфуллина (г. Караганда). Проанализирован, обоснован и составлен семиотический образ персонажа Абая Кунанбаева в театральных постановках Казахстана. Статья посвящена обращению к культурному наследию А. Кунанбаева в связи с празднованием 175-летия со дня рождения. Статья раскрывает методические подходы создания образного решения костюмного оформления Абая Кунанбаева в театральных постановках. Проблемой исследования является формирование образа Абая Кунанбаева в сценографии театрального костюма. Актуальность темы связана с обращением к культурному наследию А. Кунанбаева в связи с празднованием 175-летия со дня рождения и привлечением пристального внимания Президента РК в его ежегодном Послании народу Казахстана (от 1 сентября 2020 г.) в рамках Государственной программы «Рухани Жанғыру». Целью исследования является проведение ретроспективного анализа образных решений А. Кунанбаева в театральных постановках. Задача исследования – выявить характерные особенности образного решения Абая в сценографии театра через методологические приемы и интерпретацию сценографии в костюмированном оформлении образа Абая Кунанбаева в театре. Новизна исследования заключается в систематизации методических подходов создания образа Абая средствами костюмного оформления в театре. 

Ключевые слова:

Абай Кунанбаев, сценография, образ Абая, театральные постановки, 175-летие Абая, костюмное оформление образа Абая Кунанбаева

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Айдана Жылкаманова, Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы)

Магистрант 2-го курса, кафедра сценографии

Mеруерт Жангужинова, Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы)

Доктор педагогических наук, доцент кафедры сценографии

Библиографические ссылки

Осминская, Н. А. Математика и метафизика в «Диссертации о комбинаторном искусстве» Г. В. Лейбница // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 153–154.

Кононов, А. Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках // Тюркологический сборник. – М.: Наука, 1975. – С. 145–153.

Артемьев, Т. М. Биоэстетическая и идеалистическая теории красоты // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – Том 7. – 2018. – С. 12–18.

Кононов, А. Н. О семантике слов «ақ» и «қара» в тюркской географической терминологии // Известия АН Таджикской ССР. Отд. общ. наук. – Вып. V. – 1954. – С. 81–86.

Жанабаева, Е. Символика и семантика цвета в казахской культуре // Вестник. – 2012. – Июль–август. – С. 60–67.

Осокина, П. Что такое масштабирование? // Chip. – URL: https://ichip.ru/sovety/chto–delat–esli–antivirus–ne–daet–otkryt–veb–kameru–270912. Дата публикации: 02.07.2018. – Текст: электронный.

Крюкова, Е. Контраст // Jotto. – URL: https://jotto8.ru/hudozhestvennye–terminy/kontrast. Дата публикации: 17.12.2018. – Текст: электронный.

Хайдаров, А. Т. Умирбеков, Б. Ахтамбердиева, З. Т. Цвета, полные тайн. – Алматы: Казахстан, 1986. – 95 с.

Любимов, М. Искусство Древнего мира. – Издание 2-е, доп. – М.: Мысль, 2014. – 553 с.

Кайдар, А. Актуальные вопросы казахского языка. – Алматы: Ана тілі, 1998. – 304 с.

Минакова, А. В. Детализация художественного оформления спектаклей театра анимации // Jotto. – URL: https://jotto8.ru/hudozhestvennye–terminy/kontrast. Дата публикации: 7.10.2017. – Текст: электронный.

Лауланбекова, Р. Т. Цветовое обозначение в сложных номинациях (на примере имен прилагательных и существительных): автореф. канд. дис. – Алматы, 2010. – 29 с.

Кульпина, В. Г. Теоретические аспекты лингвистики цвета как научного направления сопоставительного языкознания: автореф. дис. д. филол. наук. – М., 2002. – 49 с.

Гессен, С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – Москва: Юрайт, 1995. – 135 с.

Ушаков, Е. В. Философия и методология науки: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – Москва: Юрайт, 2017. – 392 с.

Михайлов, Ф. Т., Керимов, Т. X. Диалектика. Гуманитарная энциклопедия: Концепты. – Центр гуманитарных технологий. – 2019. – 89 с.

Комарова, З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учебное пособие. – Екатеринбург: УрФУ, 2012. – 818 с.

Кукьян, В. Н., Краузе, А. А. Гуманитарные и общественные науки // Вестник. – 2014. – 5 марта. – С. 103.

Рузавин, Г. А. Методология научного исследования: учебное пособие для вузов. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 226 с.

Бредихина, Н. В. Семиотический метод исследования исторической реальности // Вестник. – 2008. – 17 августа. – С. 2.

Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра. Том 1. От истоков до середины XX века. – Москва: ЛКИ, 2011.– 285 с.

References

Osminskaya, N. A. "Matematika i metafizika v "Dissertatsii o kombinatornom iskusstve" G. V. Leybnitsa" [Mathematics and Metaphysics in "Thesis on the Combinatorial Art" by G. W. Leibniz], Voprosy filosofii [Issues of Philosophy] magazine, 2011, No. 2, pp. 153–154.

Kononov, A. N. "O semantike slov "ak" i "kara" v tyurkskoy geograficheskoy terminologii" [On the semantics of the words "ak" and "kara" in the Turkic geographical terminology], Proceedings of the Tajik SSR Academy of Science, General Science Department, No. 5, 1954, pp. 81–86; Semantika tsvetooboznacheniy v tyurkskikh yazykakh [Semantics of color designations in Turkic languages] // Turkological collection. Moscow, 1975, pp. 145–153.

Artem'yev, T. M. "Bioesteticheskaya i idealisticheskaya teorii krasoty" [Bioaesthetic and idealistic theories of beauty], Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke [Context and reflection: philosophy about the world and human]. Vol. 7, 2018, pp. 12–18.

Kononov, A. N. "O semantike slov "ak" i "kara" v tyurkskoy geograficheskoy terminologii" [On the semantics of the words "ak" and "kara" in the Turkic geographical terminology], Proceedings of the Tajik SSR Academy of Science, General Science Department, No. 5, 1954, pp. 81–86

Zhanabayeva, Ye. "Simvolika i semantika tsveta v kazakhskoy kul'ture" [Symbolism and semantics of color in Kazakh culture], Vestnik, 2012, July–August, pp. 60–67.

Osokina, P. "Chto takoye masshtabirovaniye?" [What is scaling?], Chip. URL: https:// https://ichip.ru/sovety/chto-takoe-masshtabirovanie-276372 (date of publication: 02.07.2018).

Kryukova, Ye. "Kontrast" [Contrast], Jotto. URL: https://jotto8.ru/hudozhestvennye–terminy/kontrast (date of publication: 17.12.2018).

Khaydarov, A. T. Umirbekov, B., Akhtamberdiyeva, Z. T. Tsveta, polnyye tayn [Colors full of secrets]. Almaty: Kazakhstan Publ., 1986, 95 p.

Lyubimov, M. Iskusstvo Drevnego mira. Izdaniye 2-ye, dopolnennoye [Art of the Ancient World. 2nd Edition, Revised]. Moskow: Mysl' Publ., 2014, 553 p.

Kaydar, A. Aktual'nyye voprosy kazakhskogo yazyka [Topical issues of the Kazakh language]. Almaty, 1998, 304 p.

Minakova, A. V. "Detalizatsiya khudozhestvennogo oformleniya spektakley teatra animatsii" [Specification of performance setting of animation theatre]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detalizatsiya-hudozhestvennogo-oformleniya-spektakley-teatra-animatsii

Laulanbekova, R. T. "Tsvetovoye oboznacheniye v slozhnykh nominatsiyakh (na primere imen prilagatel'nykh i sushchestvitel'nykh)" [Color coding in complex nominations (using the example of adjectives and nouns]: Abstract from candidate thesis. Almaty, 2010, 29 p.

Kul'pina, V. G. "Teoreticheskiye aspekty lingvistiki tsveta kak nauchnogo napravleniya sopostavitel'nogo yazykoznaniya" [Theoretical aspects of color linguistics as a scientific direction of comparative linguistics]: Abstract from thesis on philology. Moscow, 2002, 49 p.

Gessen, S. I. Osnovy pedagogiki: Vvedeniye v prikladnuyu filosofiyu [Foundations of Pedagogy: An Introduction to Applied Philosophy]. Moscow: Urait Publ., 1995, 135 p.

Ushakov, Ye. V. Filosofiya i metodologiya nauki: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury [Philosophy and Methodology of Science: Textbook and Practicum for undergraduates and graduates]. Moscow: Urait Publ., 2017, 392 p.

Mikhaylov, F. T., Kerimov, T. Kh. Dialektika. Gumanitarnaya entsiklopediya: Kontsepty [Dialectics. Humanitarian encyclopedia: Concepts] – Tsentr gumanitarnykh tekhnologiy [Center for Humanitarian Technologies]. 2019, 89 p.

Komarova, Z. I. Metodologiya, metod, metodika i tekhnologiya nauchnykh issledovaniy v lingvistike: uchebnoye posobiye [Methodology, method, technique and technology of scientific research in linguistics: textbook]. Yekaterinburg: Ural Federal University Publ., 2012, 818 p.

Kuk'yan, V. N., Krauze, A. A. "Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki" [Humanities and social sciences], Vestnik. – March 5, 2014, 103 p.

Ruzavin, G. A. Metodologiya nauchnogo issledovaniya: uchebnoye. posobiye dlya vuzov [Research methodology: textbook for universities]. Moscow: UNITY-DANA Publ., 1999, 226 p.

Bredikhina, N. V. "Semioticheskiy metod issledovaniya istoricheskoy real'nosti" [Semiotic method for the study of historical reality], Vestnik, August 17, 2008, p. 2.

Berezkin, V. I. Iskusstvo stsenografii mirovogo teatra. Tom 1. Ot istokov do serediny XX veka [The art of scenography of the world theater. Volume 1. From the beginnings to the middle of the 20th century]. Moscow: LKI Publ., 2011, 285 p.

Загрузки


Number of views: 261

Опубликован

2021-03-31

Как цитировать

Айдана Жылкаманова, и Mеруерт Жангужинова. «Обзор ретроспективы сценографических решений образа Абая Кунанбаева». Central Asian Journal of Art Studies, т. 6, № 1, 2021 г., с. 69-84, doi:10.47940/cajas.v6i1.325.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons