Рецензия на фильм «Первая в истории аудиозапись казахской музыки. Дорога людей»

Авторы

  • Алия Сабырова Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы)
  • Айгерим Барибаева Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v6i1.347

Аннотация

Как известно, казахская традиционная музыка неоднократно являлась объектом исследования многих ученых из России, Германии, Великобритании, Венгрии, Японии, США и других стран. В XX веке в связи с установлением советской власти территория Казахстана была закрыта для изучения. Между тем такое стечение событий поспособствовало сохранению материалов, собранных до Октябрьской революции. Поэтому сегодня важно рассмотреть неизвестные как мировому, так и казахскому этномузыковедению материалы и научные источники, выявляя общие тенденции этномузыкознания. На данный момент в различных зарубежных архивах хранятся неизвестные казахстанским этномузыковедам материалы о казахской традиционной музыке, собранные экспедициями исследователей-путешественников еще с конца XVIII века. Фонозаписи немецкого этнографа-антрополога Р. Карутца, найденные в 2016 году съемочной группой Межгосударственной телерадиокомпании «Мир», были проанализированы и изданы доктором искусствоведения С. И. Утегалиевой в книге «Туркестанский сборник песен и инструментальных пьес, собранных Р. Карутцем (1905)». Книга доказывает, что существуют источники о казахской традиционной музыке, которые могут изменить мнение об историческом значении казахской культуры в регионе Центральной Азии. Записи были обнаружены известным ученым-тюркологом Ефимом Резваном в Пушкинском музее Санкт-Петербурга. Оказалось, что подлинные цилиндры с аутентичными записями на данный момент хранятся в архиве Берлинского музея визуальной антропологии и этнологии. Данная статья является ревью к фильму «Первая в истории аудиозапись казахской музыки. Дорога людей» и проливает свет на возможные перспективы изучения поставленной проблемы. На сегодня Берлинский архив фонограмм содержит образцы музыки со всего мира, первая запись датируется 1900 годом. Коллекция восковых цилиндров Рихарда Каруца хранится в отделе этномузыкологии, визуальной антропологии и Берлинском архиве фонограмм Этнологического музея в Берлине. Коллекция хорошо сохранилась, и, по словам ее куратора, доктора Рикарды Копал, в ней находится 16 восковых цилиндров из Туркестана (ныне области южного Казахстана), которую Р. Карутц пересек во время своей экспедиции. Съемочная команда фильма привезла цифровые копии записей в Алматы для дальнейшего изучения. Для расшифровки, анализа, описания и оценки музыкально-художественного содержания записей были привлечены казахстанские и международные ученые и исполнители, профессора и доктора наук: С. Утегалиева, Т. Тогжанов, А. Бердибай (Казахстан), И. Саурова (Республика Каракалпакстан), Р. Абдуллаев (Узбекистан) и другие. Весь процесс был задокументирован в фильме, над которым работала целая команда профессионалов-журналистов. Авторами сценария являются Тимур Сандыбаев и Аскар Алимжанов, режиссером – Канат Есенаманов. 

Ключевые слова:

казахская традиционная музыка, Рихард Каруц, первая аудиозапись, документальный фильм, Берлинский архив фонограмм, восковые цилиндры, Туркестан, международная исследовательская группа

Биографии авторов

Алия Сабырова, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы)

Кандидат искусствоведения (PhD), ассоциированный профессор (доцент), кафедра музыковедения и композиции

Айгерим Барибаева, Казахская национальная консерватория имени Курмангазы (Алматы)

Докторант, кафедра музыковедения и композиции

##submission.downloads##

Опубликован

2021-03-31

Как цитировать

Sabyrova, A., & Baribayeva, A. (2021). Рецензия на фильм «Первая в истории аудиозапись казахской музыки. Дорога людей». Central Asian Journal of Art Studies, 6(1), 165-175. https://doi.org/10.47940/cajas.v6i1.347

Выпуск

Раздел

Рецензии