Мета-релятивизм в современной теории и практике изобразительного искусства

Авторы

  • Марат Хасанов Казахский национальный университет им. аль-Фараби https://orcid.org/0000-0003-1220-2745
  • Вера Петрова Казахский национальный университет им. аль-Фараби https://orcid.org/0000-0002-9339-3389
  • Асия Хасанова Казахский национальный университет им. аль-Фараби https://orcid.org/0000-0003-1220-2745

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v6i1.349

Аннотация

Эмпирические и теоретические границы изобразительного искусства рубежа ХХ–ХХI веков чрезвычайно расширяются, как и повестка современной философии искусства. Является ли беспрецедентная полифония дискурсов методологической проблемой или это эвристическая возможность, которая поможет расширить наши знания о сущности искусства и понятии произведения искусства? Что такое изобразительное искусство и что такое произведение искусства на языке XXI века? В исследовании рассматриваются текущие тенденции и инновации в области изобразительного искусства и способы их интерпретации. Авторы делают вывод, что времена нормативных или негативистских подходов прошли. Тотальность происходящих преобразований является самостоятельной ценностью и может рассматриваться как закономерная методологическая ситуация, а именно как мета-релятивистский поворот. Примеры, представленные в статье, относятся к различным сторонам «формулы произведения искусства»: диапазон дискурса, художник, аудитория, арт-пространство, арт-рынок, новые технологии и т. д. Эти примеры подразумевают двойственность нынешних практик изобразительного искусства, их можно интерпретировать как полное отрицание предшествующих стандартов или как принципиальную равнозначность новых и старых дискурсов. Мета-релятивистский подход рассматривает все существующие дискурсы и практики как равноправные и, таким образом, представляет собой метод расширения нашего понимания сущности искусства и дефиниции произведения искусства. Выводом проведенного исследования является предположение, что это современный инструмент для дальнейшего внутри- и междисциплинарного диалога. 

Ключевые слова:

философия искусства, художественное произведение, изобразительное искусство, мета-релятивизм, уровни дискурса

Биографии авторов

Марат Хасанов, Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Доктор философских наук, профессор кафедры философии

Вера Петрова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Доктор философских наук, профессор кафедры философии

Асия Хасанова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Докторант кафедры философии

##submission.downloads##

Опубликован

2021-03-31

Как цитировать

Khassanov, M., Petrova, V., & Khassanova, A. (2021). Мета-релятивизм в современной теории и практике изобразительного искусства. Central Asian Journal of Art Studies, 6(1), 39-53. https://doi.org/10.47940/cajas.v6i1.349

Выпуск

Раздел

Философия искусства