Мета-релятивизм в современной теории и практике изобразительного искусства

Авторы

  • Марат Хасанов Казахский национальный университет им. аль-Фараби https://orcid.org/0000-0003-1220-2745
  • Вера Петрова Казахский национальный университет им. аль-Фараби https://orcid.org/0000-0002-9339-3389
  • Асия Хасанова Казахский национальный университет им. аль-Фараби https://orcid.org/0000-0003-1220-2745

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v6i1.349

Аннотация

Эмпирические и теоретические границы изобразительного искусства рубежа ХХ–ХХI веков чрезвычайно расширяются, как и повестка современной философии искусства. Является ли беспрецедентная полифония дискурсов методологической проблемой или это эвристическая возможность, которая поможет расширить наши знания о сущности искусства и понятии произведения искусства? Что такое изобразительное искусство и что такое произведение искусства на языке XXI века? В исследовании рассматриваются текущие тенденции и инновации в области изобразительного искусства и способы их интерпретации. Авторы делают вывод, что времена нормативных или негативистских подходов прошли. Тотальность происходящих преобразований является самостоятельной ценностью и может рассматриваться как закономерная методологическая ситуация, а именно как мета-релятивистский поворот. Примеры, представленные в статье, относятся к различным сторонам «формулы произведения искусства»: диапазон дискурса, художник, аудитория, арт-пространство, арт-рынок, новые технологии и т. д. Эти примеры подразумевают двойственность нынешних практик изобразительного искусства, их можно интерпретировать как полное отрицание предшествующих стандартов или как принципиальную равнозначность новых и старых дискурсов. Мета-релятивистский подход рассматривает все существующие дискурсы и практики как равноправные и, таким образом, представляет собой метод расширения нашего понимания сущности искусства и дефиниции произведения искусства. Выводом проведенного исследования является предположение, что это современный инструмент для дальнейшего внутри- и междисциплинарного диалога. 

Ключевые слова:

философия искусства, художественное произведение, изобразительное искусство, мета-релятивизм, уровни дискурса

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Марат Хасанов, Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Доктор философских наук, профессор кафедры философии

Вера Петрова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Доктор философских наук, профессор кафедры философии

Асия Хасанова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Докторант кафедры философии

Библиографические ссылки

Lubbe, G. V Nogu So Vremenem: Sokrashchennoye Prebyvaniye V Nastoyashchem” [In Step with the Time: The Abridged Presence in the Present]. [http://ruthenia.ru/logos/personalia/plotnikov/transitions/01_zugzeit.htm, accessed on 11.12.2020].

Lemke, T. Materialism Without Matter: The Recurrence of Subjectivism in Object-Oriented Ontology. Distinktion: Journal of Social Theory, 2017, Vol. 18, No. 2, pp. 133–152.

Blazhnov, A. Iskusstvo v Strukture Tzennostei: Ontologicheskii I Gnoseologicheskii Aspekty [Art in the Structure of Values: Ontological and Gnoseological Aspects]. 2010. dissercat.com. [https://www.dissercat.com/content/iskusstvo-v-strukture-tsennostei-ontologicheskii-i-gnoseologicheskii-aspekty, accessed on 12.12.2020]. (In Russian)

Sarrot, N. Tropizmy. Era Podozreniya [Tropisms. Era of Suspicion]. Moscow: Polinform Taburi, 2000. 448 pp. (In Russian)

Krivtzun, O. Estetika [Aesthetics]. [https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Krivcyn/_35.php, accessed on 03.12.2020]. (In Russian)

McMahon, J. The Ancient Quarrel Between Art and Philosophy in Contemporary Exhibitions of Visual Art. Curator: The Museum Journal, 2019, Vol. 6, No. 1, pp. 7–17.

Roose, H. et al. Trends in Contemporary Art Discourse: Using Topic Models to analyze 25 years of Professional Art Criticism. Cultural Sociology, 2018, Vol. 12, No. 3, pp. 303–324.

Peters, J., Roose H. From Starving Artist to Entrepreneur. Justificatory Pluralism in Visual artists’ Grant Proposals. The British Journal of Sociology. 2020, Vol. 71, No. 5, pp. 952–969.

Khalykov, K. (2020). «Өner filosofiyasyna kіrіspe»: R. Eldridzh zhәne avtorlar өner syny men teoriyalary turaly [An Introduction to the Philosophy of Art: R. Eldridge and Other Authors about Theory and Criticism of Art]. Central Asian Journal of Art Studies, 2020, 5(4). (In Kazakh) https://doi.org/10.47940/cajas.v5i4.286

Spaid, S. Revisiting Ventzislavov’s Thesis: Curating Should be Understood as a Fine Art. The Journal of Aesthetics and Art Criticism, 2016, Vol. 74, No. 1, pp. 87–91.

Luke, M. B. Okwui Enwezor on making sense of a global landscape that again lies shattered and in disarray archive. The Art Newspaper. [https://www.theartnewspaper.com/interview/okwui-enwezor-on-making-sense-of-a-global-landscape-that-again-lies-shattered-and-in-disarray/, accessed on 15.03.2019].

Hein, H. The Authority of Objects: From Regime Change to Paradigm Shift. Curator: The Museum Journal, 2007, Vol. 50 (1), pp. 77–85, doi.org/10.1111/j.2151-6952.2007.tb00251.x.

Heidenreich, S. Freeportism as Style and Ideology: Post-Internet and Speculative Realism. e-flux.com, 2016, Vol. 71. [https://www.e-flux.com/journal/71/60521/freeportism-as-style-and-ideology-post-internet-and-speculative-realism-part-i/, accessed on 02.02.2021].

Shepard, W. Why China Has Hundreds of Empty ‘Ghost’ Museums. Forbes, Jun 20, 2019. [https://www.forbes.com/sites/wadeshepard/2019/06/20/why-china-has-hundreds-of-empty-ghost-museums/?sh=6f8f24ec6f39/, accessed on 12.12.2020].

Schneider, T. Who Survived the Zombie Formalism Apocalypse? We Surveyed the Wreckage of the Last Great Art-Market Fad. Artnet magazine. – October 31, 2019. [https://news.artnet.com/market/survivors-of-the-zombie-apocalypse-1383025/, accessed on 15.01.2021].

Wiley, C. The Toxic Legacy of Zombie Formalism, Part 2: How the Art System’s Entropy Is Raising the Political Stakes for Culture. Artnet. 30.07.2018. [https://news.artnet.com/opinion/the-toxic-legacy-of-zombie-formalism-part-2-1318355/, accessed on 15.01.2021].

Yemelyanova, M. Strategiya Iskusstva po Bodriyaru [Strategy of Art According to Baudrillard]. cyberleninka.ru. [https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-iskusstva-po-bodriyyaru, accessed on 09.11.2020]. (In Russian)

Nair, S. Blockchain and crypto art for dummies. 04.20.21. stirworld.com, 2021. [https://www.stirworld.com/think-opinions-blockchain-and-crypto-art-for-dummies/, accessed on 12.02.2021].

Barthes, R. The Death of the Author, 1977. [https://sites.tufts.edu/english292b/files/2012/01/Barthes-The-Death-of-the-Author.pdf, accessed on 04.01.2021].

Collingwood, R. G. The Principles of Art. Oxford: Clarendon Press. 1945. 324 p.

Naukkarinen, O. Contemporary Aesthetics: Perspectives on Time, Space, and Content. Contemporary Aesthetics, 2014, Vol. 12. 11 p.

Carrol, N. Philosophy of Art: A Contemporary Introduction. Routledge, 1999. 273 p.

Stecker, R. Aesthetics and the Philosophy of Art. Rowman & Littlefield Publishers, 2005. 329 p.

Kudryashov, A. E lucevan le stelle. Kratkoe vvedeniye v Estetiky [Brief Introduction to Aesthetics]. syg.ma. [https://syg.ma/@insolarance-cult/e-lucevan-le-stelle-kratkoie-vviedieniie-v-estietiku/, accessed on 18.11.2020].

Weitz M. The Role of Theory in Aesthetics. The Journal of Aesthetics and Art Criticism, 1956, Vol. 15, No. 1, pp. 27–35.

Zahradka, P. A Critique of Aesthetic Hierarchism and its Consequences for the Theory of Art, Art Criticism and Aesthetic Axiology. F. Dorsch D. Raitu (eds): 5th Proceedings of European Society for Aesthetics, 2013, pp. 576–595.

Karabayeva, A. Formirovanie innovazionnoi kultury kak faktor modernizazii sovremennogo obshestva [Formation of Innovation Culture as a Factor of Modernization of Contemporary Society]. Vestnik KazNU, 2018. No. 1-63, pp. 29–38 (In Russian).

Vermeulen, T., Akker, R. Notes on Metamodernism. Journal of Aesthetics and Culture, 2010, Vol. 2, pp. 1–13.

Golazewska, M. Artistic and Aesthetic Values in the Axiological Situation. Philosophica, 1985, Vol. 36, No. 2, pp. 25–42.

Ventzislavov, R. The Curator as Artist. Reply to Sue Spaid. The Journal of Aesthetics and Art Criticism, 2016, Vol. 74, pp. 91–101.

Frey, B. Arts & Economics: Analysis and Cultural Policy. Berlin: Springer-Verlag Berlin Heidelberg Gmbh, 2002, p. 141.

Zombie Formalism or How Financial Values Pervade the Arts. Aesthetics for Birds. [https://aestheticsforbirds.com/2019/07/31/zombie-formalism-or-how-financial-values-pervade-the-arts/, accessed on 30.11.2020].

Medvedev, A. Estetizatsiya bezobraznogo v art-praktikakh postmoderna [Aesthetisation of the Ugliness in Art Practices of Postmodern]. dissercart.com. [https://www.dissercat.com/content/estetizatsiya-bezobraznogo-v-art-praktikakh-postmoderna/, accessed on 23.10.2020]. (In Russian)

Bohme, G., Thibaud, J.-T. The Aesthetics of Atmospheres. London: Routledge, 2018. 230 p.

Ikea: Former Coventry store to become arts venue. BBC NEWS. Coventry & Warwickshire. [https://www.bbc.com/news/uk-england-coventry-warwickshire-56181683/, accessed on 25.02.2020].

Загрузки


Number of views: 264

Опубликован

2021-03-31

Как цитировать

Марат Хасанов, Вера Петрова, и Асия Хасанова. «Мета-релятивизм в современной теории и практике изобразительного искусства». Central Asian Journal of Art Studies, т. 6, № 1, 2021 г., с. 39-53, doi:10.47940/cajas.v6i1.349.

Выпуск

Раздел

Философия искусства
Лицензия Creative Commons