ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК НОВЫЙ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СЦЕНОГРАФИИ

Авторы

  • К. Халыков

Аннотация

АбстрактСтатья посвящена анализу феномена интенциональности как нового подхода в сценографии на примере спектакля «Тансулу» в Казахском государственном академическом театре драмы им. М. Ауэзова. Мужественность и поступок героини Тансулу рассматривается как культур–философская проблема Центральной Азии. Существует множество междисциплинарных подходов в исследовании сценографии, как–то: театроведческий, искусствоведческий, культур–философский, семантико–семиотический, феноменологический подходы. Последний дает возможность рассмотреть чувственные и духовные составляющие смыслообразующих элементов сознания с помощью феноменологической редукции «выключения», а также различия их значений в конституивном принципе. За основу исследования берется определение интенциональности Ф. Брентано, Э. Гуссерль, М. Мерло–Понти. Тело человека есть главное звено по Мерло–Понти, которое объединяет Мир с нами. Это для театральной практики и сценографии открывает новые горизонты. Тело человеческое, тело предметов, тело декорации (костюм) в привлечении в контекст как живого механизма в действие может играть интенциональную роль в восприятии, созерцании, интуиции в первичном значении, то есть, где все подключено в систему моторных и перцептуальных сил. В то же время тело здесь выступает как выразительное единство в творчестве, а видение подразумевает на позиционность, на телесность, без опыта видения нет опыта телесности. Интенциональность здесь, как конституивный принцип исследования созидательности человека в искусстве. Именно в интенциональном подходе составляющие компоненты сценографии, такие как содержание, форма, образ с помощью сознания конституируют корреляцию тактильного и визуального поля. На основе проведенного исследования автором предлагается новый интенциональный подход к восприятию феноменов культурного текста и их интерпретации. Показана проблема существования человека в контексте приграничного состояния бытия средствами сценографии. Исследуется вопрос слияния сценографии в контекстефеноменологических представлений пространства и времени, как сущностей.Ключевые слова: интенциональность, феноменологическая редукция, конституивный принцип, телесность, сценография, культурные тексты.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки


Number of views: 101

Опубликован

2016-03-10

Как цитировать

К. Халыков. «ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК НОВЫЙ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СЦЕНОГРАФИИ». Central Asian Journal of Art Studies, т. 1, № 1, 2016 г., https://cajas.kz/journal/article/view/37.
Лицензия Creative Commons