Образные составляющие целостности в сценографии и кинодизайне: феномены, понятия, критерии

Авторы

  • Назира Байбекова Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы)
  • Кабыл Халыков Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы) https://orcid.org/0000-0002-2515-6752
  • Сингх Манжит Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v6i1.375

Аннотация

Среди аудиовизуальных искусств современное кино является самым влиятельным видом искусства, основанным на синтезе театра, литературы, живописи, фотографии, режиссуры, драмы и ряде других искусств. С точки зрения психологии восприятия, большую роль в развитии новейших тенденций в этом направлении, безусловно, играют художники, внося прорыв и в науку, и в новейшие технологии. Смена пространства и времени в кино и в театре – две основные составляющие успеха любого фильма или спектакля, независимо от жанра. Существует интерес к проблеме визуального мышления как предпосылке для понимания различных способов визуальной коммуникации, а проблемы объективного отражения мира вокруг человека в последнее время чрезвычайно расширились. Эти обстоятельства должны были определить предвидение современного человека, но, как показывает практика, все это привело к возникновению некоего хаоса. Решением является тщательный анализ процессов визуального мышления, что предполагает комплексное изучение гуманитарных дисциплин, и в этом ракурсе данная статья ориентирована на рассмотрение не только какого-то одного аспекта этой проблемы, а на осмысление роли визуального мышления в целостном восприятии кино и театра. Целью статьи является теоретико-методологическое исследование новых форм визуальной целостности образа на примере казахстанской сценографии и кинодизайна. Задачи: исследовать теоретические и эмпирические подходы понимания целостности образа; определить сущностные качества визуализации образа в современных аудиовизуальных искусствах и обосновать основные понятийные концепты и категории целостности образа; а также методы воздействия визуализации, связанные с явлениями синестезии. Современные подходы и методы психологии, семиологические подходы (У. Эко, П. Пазолини, К. Метц), структуралистские подходы в кинематографии (Ю. Лотман, Ю. Цивьян, Б. Успенский, Ю. Мартыненко), герменевтические и практико-ориентированные методы исследования. Визуализация воображения проявляется как качество и основа целостности образа произведения. Всё воспринимается первоначально через визуализацию образа, фиксируя окружающие явления с большей яркостью, нежели другие. Визуализация, или мысленное представление, – это способность мозга видеть предметы в образах, мысленно «достраивать» то, что не запомнилось сразу. Это творческий процесс. Если следствия многих творческих актов направлены на познание и преобразование окружающего мира, то активизировать свои замыслы человек может лишь через визуальное воображение, являющееся его фундаментальной способностью. Результатом этого становятся создаваемые индивидуальным сознанием образные структуры, реализуемые в культурном творчестве личности. 

Ключевые слова:

визуальный образ, целостность, категории, сценография, кинематограф, антропология искусства, психология восприятия, нейрофизиология, синестезия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Назира Байбекова, Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы)

Магистрант 2-го курса, кафедра сценографии

Кабыл Халыков, Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы)

Доктор философских наук, профессор, член Международной академии Конкорд

Сингх Манжит, Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы)

Старший преподаватель, кафедра сценографии

Библиографические ссылки

Список источников

Пазолини, П. Поэтическое кино // Строение фильма. Сост. К. Э. Разлогов. – Москва: Радуга, 1985. – С. 45 – 66.

Метц, К. Проблема денотации в художественном фильме // Строение фильма. Сост. К. Э.Разлогов. – Москва: Радуга, 1985. – 158 с.

Лотман, Ю., Цивьян, Ю. Диалог с экраном. – Таллин: Александра, 1994. – 215 с.

Лосев, А. Ф. История античной эстетики (Софисты. Сократ. Платон). – Москва: Искусство, 1969. – 850 с.

Валгина, Л. С. Теория текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. – М.: Логос. 2003 – // Янко Слава (Библиотека Fort/Da). – URL: https://www.hi-edu.ru/e-books/xbook029/01/part-006.htm/ (Дата обращения: 06.02.2012).

Яхиббаева, Л. М. Категории цельности, целостности и связности как основные признаки текста. – С. 209–214. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategorii-tselnosti-tselostnosti-i-svyaznosti-kak-osnovnye-priznaki-teksta/ (Дата обращения: 09.12.2020).

Pantouvaki, Sofia. Visualising Theatre: Scenography from Concept to Design to Realisation // Edited by Monika Raesch. An At the Interface research and Publications project. Norwegian University of Science and Technology. Trondheim, 2016. – 192 р. – URL: https://www.inter-disciplinary.net/at-the-interface/ (Retrived: 12.11. 2018).

Леонтьев, А. А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста: мат-лы науч. конф. – Москва, 1974. – Ч. 1. – С. 159 – 168.

Sauter, Wilmar. Eventness: A Concept of the Theatrical Event. 2nd ed.Stockholm: STUTS, 2008. – 149 p.

Fischer-Lichte, Erika. The Semiotics of Theatre. Indiana: Indiana University Press,1992. – 336 р.

Восприятие и его основные свойства. Психология. Azps.ru – URL: https://azps.ru/articles/cmmn/vospriyatie_i_ego_osnovnye_svoystva.html/ (Дата обращения: 15.08.2020).

Байбекова, Н. Классификация цветовой визуализации кинопроизведения на примере обзорного анализа кинофильмов. – URL: https://sozvuchie.by/mustaj-karym-4/klassifikatsiya-tsvetovoj-vizualizatsii-kinoproizvedeniya-na-primere-obzornogo-analiza-kinofilmov.html / (Дата обращения: 04.01.2020).

Блок, Брюс. Визуальное повествование. Создание визуальной структуры фильма, ТВ и цифровых медиа. – Москва: ГИТР, 2012. – 320 с., илл.

Иттен, Иоханнес. Искусство цвета. – Москва: Д. Аронов, 2001. – 96 с.

Волков, Н. Н. Цвет в живописи. – Москва: Искусство, 1985. – 143 с.

Гёте, И. В. Учение о цвете = ZurFarbenlehre: Теория познания = ZurFarbenlehre / Пер. с нем. В. О. Лихтенштадта. – Изд. 4-е. – Москва: URSS, 2012. – 195 с.

Данашев, М. Х. Цветовой круг между наукой и живописью // Вестник Карачаево-Черкесского государственного педагогического yниверситета. – 2000. – № 3. – С. 153–163.

Железняков, В. Н. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор: учебное пособие. – Москва: ВГИК, 2001. – 286 с.

Ивенс, Р. М. Введение в теорию цвета. – Москва: Мир, 1964. – 442 с., илл.

Марусенков, В. В. Интерпретация сюжетно-образного ряда литературного произведения средствами киноискусства: Каталог / Искусствоведение / Киноискусство. Телевидение средствами киноискусства: дис. канд. 17.00.03 / Марусенков. – Москва, 2015. – 182 с.

Ковин, А. Е., Исаева, Н. А. Правила цветового контраста в отделке интерьеров и экстерьеров. eLIBRARY ID: 39150812. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39150812/ (Дата обращения: 10.09.2020).

Классификация цветовой визуализации кинопроизведения на примере обзорного анализа кинофильмов. – URL: https://sozvuchie.by/mustaj-karym-4/klassifikatsiya-tsvetovoj-vizualizatsii-kinoproizvedeniya-na-primere-obzornogo-analiza-kinofilmov.html/ (Дата обращения: 04.01.2020).

Дмитриева, В. А., Одинцова, В. В. Психология кино. – СПб: СПбГУ, 1995. – 215 с.

Кракауэр, Зигфрид. Природа фильма. Реабилитация физической реальности / Сокр. пер. с англ. Д. Ф. Соколовой. – Москва: Искусство, 1974. – 238 с.

Интенциональность. Гуманитарный портал. П. П. Гайденко, С. С. Неретина, Е. В. Вострикова, Н. В. Мотрошилова. – URL: https://gtmarket.ru/concepts/7348/ (Дата обращения: 22.03.2021).

Зайцева, М. Л. Феномен синестезии в европейском музыкальном искусстве эпохи романтизма // Международный электронный научный журнал. Раздел Искусствоведение. 3. 1. – 2016. – Т. 2. – № 11. – С. 1–13.

Михайлова, А. А. Образный мир сцены: заметки о современной сценографии. – Москва: Советский художник, 1979. – 245 с.

Михайлова, А. А. Сценография: теория и опыт (очерки). – Москва: Советский художник, 1989. – 336 с.

Философский энциклопедический словарь. – Москва: ИНФРА-М, 2003. – 576 с.

Сними фильм. Целостность сцены, фокус. – URL: http://snimifilm.com/almanakh/semki/tselostnost-stseny-fokus/ (Дата обращения: 09.08.2020).

Alfred, Gell. Art and Agency. An Anthropological Theory. United States, Oxford University Press Inc., New York. – 1998. – 293 p.

Абыкеева, Г. О. Создающие новые миры, или художники-постановщики казахского кино. – URL: https://www.academia.edu/ttps://mail.google.com/mail/u/0/#search/художники+кино/FMfcgxwKkRPFjnmNmkVzlTJTTndcngCT/ (Дата обращения: 16.01.2020).

References

Pasolini, P. Poeticheskoe kino // Stroenie fil'ma. [Poetic cinema // The structure of the film] Compiled by K. E. Razlogov. Moscow: Raduga Publ., 1985, pp. 45–66. (In Russian)

Metz, C. Problema denotatsii v khudozhestvennom fil'me // Stroenie fil'ma. [The problem of denotation in a feature film // Film structure]. Compiled by K. E. Razlogov. Moscow, Raduga Publ., 1985, 158 p. (In Russian)

Lotman, Yuri, Tsivian, Yuri. Dialog s ekranom [Dialogue with the screen]. "Aleksandra" Publ., Tallin, "Yukhiselu" Print., 1994, 215 p. (In Russian)

Losev, A. F. Istoriya antichnoi estetiki (sofisty, Sokrat, Platon) [History of ancient aesthetics (sophists, Socrates, Plato)]. Moscow, s/n, 1968, 850 p.(In Russian)

Valgina, L. S. "Teoriya teksta. Tselostnost' i svyaznost' kak konstruktivnye priznaki teksta"[Text theory. Integrity and coherence as constructive features of the text]. Moscow, Logos Publ., 2003, Yanko Slava (Biblioteka Fort/Da). URL: [https://www.hi-edu.ru/e-books/xbook029/01/part-006.htm] (date of access: 06.02.2012)

Yakhibbayeva, L. M. "Kategorii tsel'nosti, tselostnosti i svyaznosti kak osnovnye priznaki teksta" [Categories of unity, integrity and coherence as the main features of the text], pp. 209–214. URL: [https://cyberleninka.ru/article/n/kategorii-tselnosti-tselostnosti-i-svyaznosti-kak-osnovnye-priznaki-teksta] (date of access: 09.12.2020)

Pantouvaki, Sofia. "Visualising Theatre: Scenography from Concept to Design to Realisation", Edited by Monika Raesch. An At the Interface research and Publications project. Norwegian University of Science and Technology. Trondheim, 2016, 192 р. URL: [http://www.inter-disciplinary.net/at-the-interface/] (date of access: 12.11.2018)

Leont'ev, A. A. "Priznaki svyaznosti i tsel'nosti teksta" [Signs of coherence and integrity of the text], Text linguistics: proceedings of scientific conference. Moscow, s/n, 1974, Part 1, pp. 159–168. (In Russian)

Sauter, Wilmar. Eventness: A Concept of the Theatrical Event. 2nd ed., Stockholm, STUTS Publ., 2008, 149 p.

Fischer-Lichte, Erika. The Semiotics of Theatre. Indiana, Indiana University Press Publ., 1992, 336 р.

"Vospriyatie i ego osnovnye svoistva" [Perception and its main properties] Psikhologiya. Azps.ru URL: [http://azps.ru/articles/cmmn/vospriyatie_i_ego_osnovnye_svoystva.html] (date of access: 15.08.2020)

Baibekova, N. "Klassifikatsiya tsvetovoi vizualizatsii kinoproizvedeniya na primere obzornogo analiza kinofil'mov" [Classification of color visualization of a film on the example of a review analysis of films]. URL: [http://sozvuchie.by/mustaj-karym-4/klassifikatsiya-tsvetovoj-vizualizatsii-kinoproizvedeniya-na-primere-obzornogo-analiza-kinofilmov.html] (date of access: 04 .12. 2020)

Block, Bruce. Vizual'noe povestvovanie. Sozdanie vizual'noi struktury fil'ma, tv I tsifrovykh media. [Visual storytelling. Creation of the visual structure of film, TV and digital media]. Moscow: GITR Publ., 2012, 320 p. (In Russian)

Itten Johannes. Iskusstvo tsveta [The art of color]. Moscow, D. Aronov Publ., 2001, 96 p. (In Russian)

Volkov, N. N. Tsvet v zhivopisi [Color in painting]. Moscow, "Iskusstvo" Publ., 1985, 143 p. (In Russian)

Goethe, J. W. Uchenie o tsvete = Zur Farbenlehre: Teoriya poznaniya = Zur Farbenlehre [Theory of colours = Zur Farbenlehre: Theory of knowledge] / transl. from German by V. O. Lichtenstadt, 4th ed. Moscow, URSS Publ., 2012, 195 p. (In Russian)

Danashev, M. Kh. "Tsvetovoi krug mezhdu naukoi i zhivopis'yu" [The color wheel between science and painting], Bulletin of the Karachay-Cherkess University of Education, 2000, No. 3, pp. 153–163.(In Russian)

Zheleznyakov, V. N. Tsvet i kontrast. Tekhnologiya i tvorcheskii vybor [Color and contrast. Technology and creative choice]. Textbook. Moscow, VGIK Publ., 286 p. (In Russian)

Ivens, R. M. Vvedenie v teoriyu tsveta [Introduction to color theory]. Moscow, "Mir" Publ., 1964, 442 p. (In Russian)

Marusenkov, V. V. "Interpretatsiya syuzhetno-obraznogo ryada literaturnogo proizvedeniya sredstvami kinoiskusstva" [Interpretation of the plot-shaped series of a literary work by means of cinematography], Katalog / Iskusstvovedenie / Kinoiskusstvo. Televidenie sredstvami kinoiskusstva [Cinematography. Television by means of cinematography]: candidate's thesis: 17.00.03 / Marusenkov. Moscow, s/n, 2015, 182 p. (In Russian)

Kovin, A. E., Isaeva, N. A. "Pravila tsvetovogo kontrasta v otdelke inter'erov i ekster'erov" [Rules for color contrast in interior and exterior decoration]. eLIBRARY ID: 39150812 URL: [https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39150812] (date of access: 01 .09. 2020)

"Klassifikatsiya tsvetovoi vizualizatsii kinoproizvedeniya na primere obzornogo analiza kinofil'mov" [Classification of color visualization of a film by the example of a review analysis of films]. URL: [http://sozvuchie.by/mustaj-karym-4/klassifikatsiya-tsvetovoj-vizualizatsii-kinoproizvedeniya-na-primere-obzornogo-analiza-kinofilmov.html] (date of access: 04.01.2020)

Dmitrieva, V. A., Odintsova, V. V. Psikhologiya kino [Psychology of cinema]. Saint-Petersburg, SpbGU Publ., 1995, 215 p. (In Russian)

Kracauer, Siegfried. Priroda fil'ma. Reabilitatsiya fizicheskoi real'nosti [The nature of the film. Rehabilitation of physical reality]. Abridged transl. from English by D. F. Sokolova. Moscow, "Iskusstvo" Publ., 1974, 238 p. (In Russian)

"Intentsional'nost'" [Intentionality]. Humanities web portal. Gaidenko, P. P., Neretina, S. S., Vostrikova, E. V., Motroshilova, N. V. URL: [https://gtmarket.ru/concepts/7348] (date of access: 22.03.2021)

Zaitseva, M. L. "Fenomen sinestezii v evropeiskom muzykal'nom iskusstve epokhi romantizma" [The Phenomenon of Synesthesia in European Music Art of the Romantic Era], Mezhdunarodnyi elektronnyi nauchnyi zhurnal [International electronic scientific journal], 2016. Vol. 2, No. 11. Section "Iskusstvovedenie" ["Art History"] 3.1, pp. 1–13.(In Russian)

Mikhailova, A. Obraznyi mir stseny: ( Zametki o sovrem. stsenografii ) [The imaginative world of stage: (Notes on modern set design)]. Moscow, "Sovetskii khudozhnik" Publ., 1979, 245 p.(In Russian)

Mikhailova, A. A. Stsenografiya: teoriya i opyt (ocherki) [Scenography: theory and experience (essays)]. Moscow, "Sovetskii khudozhnik" Publ., 1989, 336 p. (In Russian)

Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, INFRA-M Publ., 2003, 576 p.(In Russian)

Snimi fil'm. Tselostnost' stseny, fokus [Shoot the movie. The integrity of the scene, focus]. URL: [http://snimifilm.com/almanakh/semki/tselostnost-stseny-fokus] (date of access: 09.08.2020)

Alfred, Gell. Art and Agency. An Anthropological Theory. United States, Oxford University Press Inc., New York, 1998, 293 p.

Abykeeva, G. O. "Sozdayushchie novye miry, ili khudozhniki-postanovshchiki kazakhskogo kino" [Those who create new worlds or production designers of Kazakh cinema], Academia.edu URL: [https://www.academia.edu/ttps://mail.google.com/mail/u/0/#search/khudozhniki+kino/FMfcgxwKkRPFjnmNmkVzlTJTTndcngCT] (date of access: 16.01.2020)

Загрузки


Number of views: 350

Опубликован

2021-03-31

Как цитировать

Назира Байбекова, Кабыл Халыков, и Сингх Манжит. «Образные составляющие целостности в сценографии и кинодизайне: феномены, понятия, критерии». Central Asian Journal of Art Studies, т. 6, № 1, 2021 г., с. 85-106, doi:10.47940/cajas.v6i1.375.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons