Образные составляющие целостности в сценографии и кинодизайне: феномены, понятия, критерии

Авторы

  • Назира Байбекова Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы)
  • Кабыл Халыков Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы) https://orcid.org/0000-0002-2515-6752
  • Сингх Манжит Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы)

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v6i1.375

Аннотация

Среди аудиовизуальных искусств современное кино является самым влиятельным видом искусства, основанным на синтезе театра, литературы, живописи, фотографии, режиссуры, драмы и ряде других искусств. С точки зрения психологии восприятия, большую роль в развитии новейших тенденций в этом направлении, безусловно, играют художники, внося прорыв и в науку, и в новейшие технологии. Смена пространства и времени в кино и в театре – две основные составляющие успеха любого фильма или спектакля, независимо от жанра. Существует интерес к проблеме визуального мышления как предпосылке для понимания различных способов визуальной коммуникации, а проблемы объективного отражения мира вокруг человека в последнее время чрезвычайно расширились. Эти обстоятельства должны были определить предвидение современного человека, но, как показывает практика, все это привело к возникновению некоего хаоса. Решением является тщательный анализ процессов визуального мышления, что предполагает комплексное изучение гуманитарных дисциплин, и в этом ракурсе данная статья ориентирована на рассмотрение не только какого-то одного аспекта этой проблемы, а на осмысление роли визуального мышления в целостном восприятии кино и театра. Целью статьи является теоретико-методологическое исследование новых форм визуальной целостности образа на примере казахстанской сценографии и кинодизайна. Задачи: исследовать теоретические и эмпирические подходы понимания целостности образа; определить сущностные качества визуализации образа в современных аудиовизуальных искусствах и обосновать основные понятийные концепты и категории целостности образа; а также методы воздействия визуализации, связанные с явлениями синестезии. Современные подходы и методы психологии, семиологические подходы (У. Эко, П. Пазолини, К. Метц), структуралистские подходы в кинематографии (Ю. Лотман, Ю. Цивьян, Б. Успенский, Ю. Мартыненко), герменевтические и практико-ориентированные методы исследования. Визуализация воображения проявляется как качество и основа целостности образа произведения. Всё воспринимается первоначально через визуализацию образа, фиксируя окружающие явления с большей яркостью, нежели другие. Визуализация, или мысленное представление, – это способность мозга видеть предметы в образах, мысленно «достраивать» то, что не запомнилось сразу. Это творческий процесс. Если следствия многих творческих актов направлены на познание и преобразование окружающего мира, то активизировать свои замыслы человек может лишь через визуальное воображение, являющееся его фундаментальной способностью. Результатом этого становятся создаваемые индивидуальным сознанием образные структуры, реализуемые в культурном творчестве личности. 

Ключевые слова:

визуальный образ, целостность, категории, сценография, кинематограф, антропология искусства, психология восприятия, нейрофизиология, синестезия

Биографии авторов

Назира Байбекова, Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы)

Магистрант 2-го курса, кафедра сценографии

Кабыл Халыков, Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы)

Доктор философских наук, профессор, член Международной академии Конкорд

Сингх Манжит, Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова (Алматы)

Старший преподаватель, кафедра сценографии

##submission.downloads##

Опубликован

2021-03-31

Как цитировать

Байбекова, Н., Халыков, К., & Манжит, С. (2021). Образные составляющие целостности в сценографии и кинодизайне: феномены, понятия, критерии. Central Asian Journal of Art Studies, 6(1), 85-106. https://doi.org/10.47940/cajas.v6i1.375

Выпуск

Раздел

Искусствоведение