Образные составляющие целостности в сценографии и кинодизайне: феномены, понятия, критерии
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v6i1.375Аннотация
Среди аудиовизуальных искусств современное кино является самым влиятельным видом искусства, основанным на синтезе театра, литературы, живописи, фотографии, режиссуры, драмы и ряде других искусств. С точки зрения психологии восприятия, большую роль в развитии новейших тенденций в этом направлении, безусловно, играют художники, внося прорыв и в науку, и в новейшие технологии. Смена пространства и времени в кино и в театре – две основные составляющие успеха любого фильма или спектакля, независимо от жанра. Существует интерес к проблеме визуального мышления как предпосылке для понимания различных способов визуальной коммуникации, а проблемы объективного отражения мира вокруг человека в последнее время чрезвычайно расширились. Эти обстоятельства должны были определить предвидение современного человека, но, как показывает практика, все это привело к возникновению некоего хаоса. Решением является тщательный анализ процессов визуального мышления, что предполагает комплексное изучение гуманитарных дисциплин, и в этом ракурсе данная статья ориентирована на рассмотрение не только какого-то одного аспекта этой проблемы, а на осмысление роли визуального мышления в целостном восприятии кино и театра. Целью статьи является теоретико-методологическое исследование новых форм визуальной целостности образа на примере казахстанской сценографии и кинодизайна. Задачи: исследовать теоретические и эмпирические подходы понимания целостности образа; определить сущностные качества визуализации образа в современных аудиовизуальных искусствах и обосновать основные понятийные концепты и категории целостности образа; а также методы воздействия визуализации, связанные с явлениями синестезии. Современные подходы и методы психологии, семиологические подходы (У. Эко, П. Пазолини, К. Метц), структуралистские подходы в кинематографии (Ю. Лотман, Ю. Цивьян, Б. Успенский, Ю. Мартыненко), герменевтические и практико-ориентированные методы исследования. Визуализация воображения проявляется как качество и основа целостности образа произведения. Всё воспринимается первоначально через визуализацию образа, фиксируя окружающие явления с большей яркостью, нежели другие. Визуализация, или мысленное представление, – это способность мозга видеть предметы в образах, мысленно «достраивать» то, что не запомнилось сразу. Это творческий процесс. Если следствия многих творческих актов направлены на познание и преобразование окружающего мира, то активизировать свои замыслы человек может лишь через визуальное воображение, являющееся его фундаментальной способностью. Результатом этого становятся создаваемые индивидуальным сознанием образные структуры, реализуемые в культурном творчестве личности.Ключевые слова:
визуальный образ, целостность, категории, сценография, кинематограф, антропология искусства, психология восприятия, нейрофизиология, синестезияСкачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Пазолини, П. Поэтическое кино // Строение фильма. Сост. К. Э. Разлогов. – Москва: Радуга, 1985. – С. 45 – 66.
Метц, К. Проблема денотации в художественном фильме // Строение фильма. Сост. К. Э.Разлогов. – Москва: Радуга, 1985. – 158 с.
Лотман, Ю., Цивьян, Ю. Диалог с экраном. – Таллин: Александра, 1994. – 215 с.
Лосев, А. Ф. История античной эстетики (Софисты. Сократ. Платон). – Москва: Искусство, 1969. – 850 с.
Валгина, Л. С. Теория текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. – М.: Логос. 2003 – // Янко Слава (Библиотека Fort/Da). – URL: https://www.hi-edu.ru/e-books/xbook029/01/part-006.htm/ (Дата обращения: 06.02.2012).
Яхиббаева, Л. М. Категории цельности, целостности и связности как основные признаки текста. – С. 209–214. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategorii-tselnosti-tselostnosti-i-svyaznosti-kak-osnovnye-priznaki-teksta/ (Дата обращения: 09.12.2020).
Pantouvaki, Sofia. Visualising Theatre: Scenography from Concept to Design to Realisation // Edited by Monika Raesch. An At the Interface research and Publications project. Norwegian University of Science and Technology. Trondheim, 2016. – 192 р. – URL: https://www.inter-disciplinary.net/at-the-interface/ (Retrived: 12.11. 2018).
Леонтьев, А. А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста: мат-лы науч. конф. – Москва, 1974. – Ч. 1. – С. 159 – 168.
Sauter, Wilmar. Eventness: A Concept of the Theatrical Event. 2nd ed.Stockholm: STUTS, 2008. – 149 p.
Fischer-Lichte, Erika. The Semiotics of Theatre. Indiana: Indiana University Press,1992. – 336 р.
Восприятие и его основные свойства. Психология. Azps.ru – URL: https://azps.ru/articles/cmmn/vospriyatie_i_ego_osnovnye_svoystva.html/ (Дата обращения: 15.08.2020).
Байбекова, Н. Классификация цветовой визуализации кинопроизведения на примере обзорного анализа кинофильмов. – URL: https://sozvuchie.by/mustaj-karym-4/klassifikatsiya-tsvetovoj-vizualizatsii-kinoproizvedeniya-na-primere-obzornogo-analiza-kinofilmov.html / (Дата обращения: 04.01.2020).
Блок, Брюс. Визуальное повествование. Создание визуальной структуры фильма, ТВ и цифровых медиа. – Москва: ГИТР, 2012. – 320 с., илл.
Иттен, Иоханнес. Искусство цвета. – Москва: Д. Аронов, 2001. – 96 с.
Волков, Н. Н. Цвет в живописи. – Москва: Искусство, 1985. – 143 с.
Гёте, И. В. Учение о цвете = ZurFarbenlehre: Теория познания = ZurFarbenlehre / Пер. с нем. В. О. Лихтенштадта. – Изд. 4-е. – Москва: URSS, 2012. – 195 с.
Данашев, М. Х. Цветовой круг между наукой и живописью // Вестник Карачаево-Черкесского государственного педагогического yниверситета. – 2000. – № 3. – С. 153–163.
Железняков, В. Н. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор: учебное пособие. – Москва: ВГИК, 2001. – 286 с.
Ивенс, Р. М. Введение в теорию цвета. – Москва: Мир, 1964. – 442 с., илл.
Марусенков, В. В. Интерпретация сюжетно-образного ряда литературного произведения средствами киноискусства: Каталог / Искусствоведение / Киноискусство. Телевидение средствами киноискусства: дис. канд. 17.00.03 / Марусенков. – Москва, 2015. – 182 с.
Ковин, А. Е., Исаева, Н. А. Правила цветового контраста в отделке интерьеров и экстерьеров. eLIBRARY ID: 39150812. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39150812/ (Дата обращения: 10.09.2020).
Классификация цветовой визуализации кинопроизведения на примере обзорного анализа кинофильмов. – URL: https://sozvuchie.by/mustaj-karym-4/klassifikatsiya-tsvetovoj-vizualizatsii-kinoproizvedeniya-na-primere-obzornogo-analiza-kinofilmov.html/ (Дата обращения: 04.01.2020).
Дмитриева, В. А., Одинцова, В. В. Психология кино. – СПб: СПбГУ, 1995. – 215 с.
Кракауэр, Зигфрид. Природа фильма. Реабилитация физической реальности / Сокр. пер. с англ. Д. Ф. Соколовой. – Москва: Искусство, 1974. – 238 с.
Интенциональность. Гуманитарный портал. П. П. Гайденко, С. С. Неретина, Е. В. Вострикова, Н. В. Мотрошилова. – URL: https://gtmarket.ru/concepts/7348/ (Дата обращения: 22.03.2021).
Зайцева, М. Л. Феномен синестезии в европейском музыкальном искусстве эпохи романтизма // Международный электронный научный журнал. Раздел Искусствоведение. 3. 1. – 2016. – Т. 2. – № 11. – С. 1–13.
Михайлова, А. А. Образный мир сцены: заметки о современной сценографии. – Москва: Советский художник, 1979. – 245 с.
Михайлова, А. А. Сценография: теория и опыт (очерки). – Москва: Советский художник, 1989. – 336 с.
Философский энциклопедический словарь. – Москва: ИНФРА-М, 2003. – 576 с.
Сними фильм. Целостность сцены, фокус. – URL: http://snimifilm.com/almanakh/semki/tselostnost-stseny-fokus/ (Дата обращения: 09.08.2020).
Alfred, Gell. Art and Agency. An Anthropological Theory. United States, Oxford University Press Inc., New York. – 1998. – 293 p.
Абыкеева, Г. О. Создающие новые миры, или художники-постановщики казахского кино. – URL: https://www.academia.edu/ttps://mail.google.com/mail/u/0/#search/художники+кино/FMfcgxwKkRPFjnmNmkVzlTJTTndcngCT/ (Дата обращения: 16.01.2020).
References
Pasolini, P. Poeticheskoe kino // Stroenie fil'ma. [Poetic cinema // The structure of the film] Compiled by K. E. Razlogov. Moscow: Raduga Publ., 1985, pp. 45–66. (In Russian)
Metz, C. Problema denotatsii v khudozhestvennom fil'me // Stroenie fil'ma. [The problem of denotation in a feature film // Film structure]. Compiled by K. E. Razlogov. Moscow, Raduga Publ., 1985, 158 p. (In Russian)
Lotman, Yuri, Tsivian, Yuri. Dialog s ekranom [Dialogue with the screen]. "Aleksandra" Publ., Tallin, "Yukhiselu" Print., 1994, 215 p. (In Russian)
Losev, A. F. Istoriya antichnoi estetiki (sofisty, Sokrat, Platon) [History of ancient aesthetics (sophists, Socrates, Plato)]. Moscow, s/n, 1968, 850 p.(In Russian)
Valgina, L. S. "Teoriya teksta. Tselostnost' i svyaznost' kak konstruktivnye priznaki teksta"[Text theory. Integrity and coherence as constructive features of the text]. Moscow, Logos Publ., 2003, Yanko Slava (Biblioteka Fort/Da). URL: [https://www.hi-edu.ru/e-books/xbook029/01/part-006.htm] (date of access: 06.02.2012)
Yakhibbayeva, L. M. "Kategorii tsel'nosti, tselostnosti i svyaznosti kak osnovnye priznaki teksta" [Categories of unity, integrity and coherence as the main features of the text], pp. 209–214. URL: [https://cyberleninka.ru/article/n/kategorii-tselnosti-tselostnosti-i-svyaznosti-kak-osnovnye-priznaki-teksta] (date of access: 09.12.2020)
Pantouvaki, Sofia. "Visualising Theatre: Scenography from Concept to Design to Realisation", Edited by Monika Raesch. An At the Interface research and Publications project. Norwegian University of Science and Technology. Trondheim, 2016, 192 р. URL: [http://www.inter-disciplinary.net/at-the-interface/] (date of access: 12.11.2018)
Leont'ev, A. A. "Priznaki svyaznosti i tsel'nosti teksta" [Signs of coherence and integrity of the text], Text linguistics: proceedings of scientific conference. Moscow, s/n, 1974, Part 1, pp. 159–168. (In Russian)
Sauter, Wilmar. Eventness: A Concept of the Theatrical Event. 2nd ed., Stockholm, STUTS Publ., 2008, 149 p.
Fischer-Lichte, Erika. The Semiotics of Theatre. Indiana, Indiana University Press Publ., 1992, 336 р.
"Vospriyatie i ego osnovnye svoistva" [Perception and its main properties] Psikhologiya. Azps.ru URL: [http://azps.ru/articles/cmmn/vospriyatie_i_ego_osnovnye_svoystva.html] (date of access: 15.08.2020)
Baibekova, N. "Klassifikatsiya tsvetovoi vizualizatsii kinoproizvedeniya na primere obzornogo analiza kinofil'mov" [Classification of color visualization of a film on the example of a review analysis of films]. URL: [http://sozvuchie.by/mustaj-karym-4/klassifikatsiya-tsvetovoj-vizualizatsii-kinoproizvedeniya-na-primere-obzornogo-analiza-kinofilmov.html] (date of access: 04 .12. 2020)
Block, Bruce. Vizual'noe povestvovanie. Sozdanie vizual'noi struktury fil'ma, tv I tsifrovykh media. [Visual storytelling. Creation of the visual structure of film, TV and digital media]. Moscow: GITR Publ., 2012, 320 p. (In Russian)
Itten Johannes. Iskusstvo tsveta [The art of color]. Moscow, D. Aronov Publ., 2001, 96 p. (In Russian)
Volkov, N. N. Tsvet v zhivopisi [Color in painting]. Moscow, "Iskusstvo" Publ., 1985, 143 p. (In Russian)
Goethe, J. W. Uchenie o tsvete = Zur Farbenlehre: Teoriya poznaniya = Zur Farbenlehre [Theory of colours = Zur Farbenlehre: Theory of knowledge] / transl. from German by V. O. Lichtenstadt, 4th ed. Moscow, URSS Publ., 2012, 195 p. (In Russian)
Danashev, M. Kh. "Tsvetovoi krug mezhdu naukoi i zhivopis'yu" [The color wheel between science and painting], Bulletin of the Karachay-Cherkess University of Education, 2000, No. 3, pp. 153–163.(In Russian)
Zheleznyakov, V. N. Tsvet i kontrast. Tekhnologiya i tvorcheskii vybor [Color and contrast. Technology and creative choice]. Textbook. Moscow, VGIK Publ., 286 p. (In Russian)
Ivens, R. M. Vvedenie v teoriyu tsveta [Introduction to color theory]. Moscow, "Mir" Publ., 1964, 442 p. (In Russian)
Marusenkov, V. V. "Interpretatsiya syuzhetno-obraznogo ryada literaturnogo proizvedeniya sredstvami kinoiskusstva" [Interpretation of the plot-shaped series of a literary work by means of cinematography], Katalog / Iskusstvovedenie / Kinoiskusstvo. Televidenie sredstvami kinoiskusstva [Cinematography. Television by means of cinematography]: candidate's thesis: 17.00.03 / Marusenkov. Moscow, s/n, 2015, 182 p. (In Russian)
Kovin, A. E., Isaeva, N. A. "Pravila tsvetovogo kontrasta v otdelke inter'erov i ekster'erov" [Rules for color contrast in interior and exterior decoration]. eLIBRARY ID: 39150812 URL: [https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39150812] (date of access: 01 .09. 2020)
"Klassifikatsiya tsvetovoi vizualizatsii kinoproizvedeniya na primere obzornogo analiza kinofil'mov" [Classification of color visualization of a film by the example of a review analysis of films]. URL: [http://sozvuchie.by/mustaj-karym-4/klassifikatsiya-tsvetovoj-vizualizatsii-kinoproizvedeniya-na-primere-obzornogo-analiza-kinofilmov.html] (date of access: 04.01.2020)
Dmitrieva, V. A., Odintsova, V. V. Psikhologiya kino [Psychology of cinema]. Saint-Petersburg, SpbGU Publ., 1995, 215 p. (In Russian)
Kracauer, Siegfried. Priroda fil'ma. Reabilitatsiya fizicheskoi real'nosti [The nature of the film. Rehabilitation of physical reality]. Abridged transl. from English by D. F. Sokolova. Moscow, "Iskusstvo" Publ., 1974, 238 p. (In Russian)
"Intentsional'nost'" [Intentionality]. Humanities web portal. Gaidenko, P. P., Neretina, S. S., Vostrikova, E. V., Motroshilova, N. V. URL: [https://gtmarket.ru/concepts/7348] (date of access: 22.03.2021)
Zaitseva, M. L. "Fenomen sinestezii v evropeiskom muzykal'nom iskusstve epokhi romantizma" [The Phenomenon of Synesthesia in European Music Art of the Romantic Era], Mezhdunarodnyi elektronnyi nauchnyi zhurnal [International electronic scientific journal], 2016. Vol. 2, No. 11. Section "Iskusstvovedenie" ["Art History"] 3.1, pp. 1–13.(In Russian)
Mikhailova, A. Obraznyi mir stseny: ( Zametki o sovrem. stsenografii ) [The imaginative world of stage: (Notes on modern set design)]. Moscow, "Sovetskii khudozhnik" Publ., 1979, 245 p.(In Russian)
Mikhailova, A. A. Stsenografiya: teoriya i opyt (ocherki) [Scenography: theory and experience (essays)]. Moscow, "Sovetskii khudozhnik" Publ., 1989, 336 p. (In Russian)
Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, INFRA-M Publ., 2003, 576 p.(In Russian)
Snimi fil'm. Tselostnost' stseny, fokus [Shoot the movie. The integrity of the scene, focus]. URL: [http://snimifilm.com/almanakh/semki/tselostnost-stseny-fokus] (date of access: 09.08.2020)
Alfred, Gell. Art and Agency. An Anthropological Theory. United States, Oxford University Press Inc., New York, 1998, 293 p.
Abykeeva, G. O. "Sozdayushchie novye miry, ili khudozhniki-postanovshchiki kazakhskogo kino" [Those who create new worlds or production designers of Kazakh cinema], Academia.edu URL: [https://www.academia.edu/ttps://mail.google.com/mail/u/0/#search/khudozhniki+kino/FMfcgxwKkRPFjnmNmkVzlTJTTndcngCT] (date of access: 16.01.2020)