Текст как выразительное средство в современном кинематографе

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v6i2.387

Аннотация

Текст кинематографического произведения рассматривается как многофункциональное выразительное средство киноязыка. Наибольший интерес представляют два современных направления: интимистский закадровый текст от лица киноперсонажа и печатный текст в стиле «скринлайф» («screenlife» – «экранная жизнь»). Исследование этих направлений выявляет основные тенденции в авторском и коммерческом кино и обозначает пути и перспективы развития кинотекста. Искусство кино подарило человечеству новый тип культуры – экранную культуру, текстом которой является не письменность, а экранное письмо, вбирающее в себя визуальные изображения, анимацию, письменные тексты, речь, музыку и т. д. В контексте эволюции онлайн-технологий и новых форм общения в статье проводится сравнительный анализ различных форм текста и его эволюция в кинопроизведениях на примере творчества режиссеров Терренса Малика и Тимура Бекмамбетова с использованием дескриптивного и герменевтического методов исследования. Два современных направления в использовании текста в кинематографе выявляют разные подходы в создании массового кино, с одной стороны, и элитарного кинематографа, с другой стороны. Интимистский закадровый текст от лица персонажей в авторских кинолентах Т. Малика и печатный текст в стиле «screenlife» – «экранная жизнь» в новой форме киноповествования Т. Бекмамбетова анализируются с точки зрения смысловых, символических и эстетических особенностей языка современного кинематографа. Основной проблемой современного кинематографа является противостояние массового кинематографа, рассчитанного на развлечение массового зрителя, основанное на чувственном восприятии, с одной стороны, и элитарного / фестивального кино, рассчитанного на шестой вид сознания – ментальный, основной задачей которого является развитие киноязыка, с другой стороны. Если «скринлайф» Тимура Бекмамбетова несет эмоционально-информационную роль в определенной форме киноповествования, то Терренс Малик использует текст как художественный прием, создающий глубинные смысловые, символические и эстетические особенности в создании кинообраза.

Ключевые слова:

текст, закадровый голос, полифония, скринлайф, сосцети, метафора

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Айбарша Божеева, Университет «Туран»

Доктор философии (искусствоведение), доцент кафедры киноискусства факультета «Академия кино и телевидения»

Алишер Мухтаров, Университет «Туран»

Магистрант 2-го курса кафедры киноискусства факультета «Академия кино и телевидения»

Ильяс Куканов, Университет «Туран»

Магистрант 2-го курса кафедры киноискусства факультета «Академия кино и телевидения»

Библиографические ссылки

Список источников

Аронсон, Олег. «Словарь эпохи пандемии». Синий диван, вып. 24, 2020, с. 11–30.

Божеева, Айбарша. Документальное кино: объект и методология взгляда. Учебное пособие. Алматы: ДАНиЛЕНКО, 2020.

Брудный, Арон. Психологическая герменевтика. Учебное пособие. Москва: Лабиринт, 1998.

Гёльдерлин, Фридрих. Сочинения. Перевод Надежды Гнединой. Москва: Художественная литература, 1969.

Гурганов, Вадим и Владимир Долохов. Курс начинающего волшебника: технология успеха. Санкт-Петербург и др.: Питер, 2000.

Исрапилов, Алихан. «Как снимает Терренс Малик». FILM.RU, www.film.ru/articles/kak-snimaet-terrens-malik. Дата доступа 15 февраля 2021.

Қаржаубаева, Сангуль. «Сценография өнеріндегі шығармашылық мұраны тұжырымнамалау мәселелері». Қазақстанның ғылымы мен өмірі – Наука и жизнь Казахстана – Science and life of Kazakhstan, №4 (31), 2015, с. 152–254.

Мартин Хайдеггер о поэтах и поэзии: Гёльдерлин. Рильке. Тракль. Сост., перевод с немецкого Николая Болдырева. Москва: Водолей, 2017.

Мартонова, Андроника. «Подценената реальност. Пост-Тянанмън в китайско независимо документално кино»: тез. докл. науч.-практ. конф. Добре дошли в Киберия: записки от дигиталния терен. София, 2014, с. 361–380.

Нуржанов, Бекет и Альбина Ержанова. Культурология в новом ключе. Караганда: КарГУ им. Е. А. Букетова, 2011.

Розенталь, Иосиф. Геометрия, динамика, Вселенная. Москва: Наука, 1987.

Слышкин, Геннадий и Марина Ефремова. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа). Москва: Водолей Publishers, 2004. www.window.edu.ru/resource/887/66887/files/slyshkin_efremova_kinotext.pdf. Дата доступа 13 февраля 2021.

Субботина, Галина. Психологизм М. Пруста и Ж.-П. Сартра в «повествованиях о личности»: «В поисках утраченного времени», «Тошнота», «Слова». 2003. Санкт-Петербургский государственный университет, кандидатская диссертация.

Таежная, Алиса. «Америка, Любецки и тлен: из чего состоят фильмы Терренса Малика». Афиша daily, www.daily.afisha.ru/cinema/7383-amerika-lyubecki-i-poeziya-iz-chego-sostoyat-filmy-terrensa-malika. Дата доступа 13 февраля 2021.

Эйзенштейн, Сергей и другие. 1928. Собрание сочинений в 6 томах. Москва: Искусство, 1969, Т. 2.

Ямпольский, Михаил. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. Москва: Культура, 1993.

References

Aronson, Oleg. “Slovar’ epokhi pandemii” [“Pandemic era dictionary”]. Sinii divan, Moscow: Tri kvadrata, 2020. pp. 21–30.

Bozheyeva, Aibarsha and Baubek Nogerbek. “Director’s Methods in the Kazakhstan Auteur Documentary Filmmaking”. American Journal of Applied Sciences, USA, vol. 13 (4, 5, 6), 2016, pp. 804–813. DOI: 10.3844/ajassp.2016.304.813

Bozheyeva, Aibarsha. Dokumental'noe kino: ob'ekt i metodologiya vzglyada. Uchebnoe posobie [Documentary Films: Object and Methodology of View. Textbook], Almaty: DANiLENKO, 2020, pp. 20–21.

Brudnyi, Aron. Psikhologicheskaya germenevtika. Uchebnoe posobie [Psychological hermeneutics. A textbook], Moscow: Labirint, 1998.

Charteris-Black, Jonatan. “Politicians and rhetoric. The persuasive power of metaphor”. Basingstoke & New York: Palgrave MacMillan, 2005. Centers for Disease Control and Prevention (CDC), Charteris-Black, J. United States COVID-19 cases and deaths by state. Available at: covid.cdc.gov/covid-data-tracker/#cases. Accessed 03 March 2020. doi:10.1057/9780230501706.

Crespo-Fernández, Eliecer. “Words as weapons for mass persuasion: dysphemism in Churchill’s wartime speeches”. Text & Talk, vol. 33(3), 2013, pp. 311–330. DOI: 10.1515/2013-0014

Eizenshtein, Sergey et al. Collection of works in 6 volumes. Moscow: Iskusstvo, 1969, vol. 2.

Gel’derlin, Ferdinand. Sochineniya [Works]. Edited by N. Gnedina. – Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1969.

Gurganov, Vadim and Vladimir Dolokhov. Tekhnologiya uspekha [Technology of success]. Saint Petersburg: Piter, 2002.

Israpilov, Alihan. “Kak snimaet Terrens Malik” [“How Terrence Malick Shoots”]. FILM.RU, www.film.ru/articles/kak-snimaet-terrens-malik. Accessed 25 February 2021.

Karzhaubayeva, Sangul. “Stsenografiya onerіndegі shygarmashylyq murany tuzhyrymnamalau maselelerі” ["Problems of descripting the creative heritage in the art of scenography"]. Science and life of Kazakhstan, 2015, vol. 4 (31), pp. 252–254.

Lakoff, George and Mark Johnson. Metaphors we live by. Chicago: University of Chicago Press, 1980.

Levy, Pierre. Becoming Virtual: Reality in the Digital Age. New York: Plenum Trade, 1998.

Martin Heidegger o poetakh i poezii: Hoelderlin. Rilke. Trakl [Martin Heidegger about poets and poetry: Hoelderlin. Rilke. Trakl]. Comp., transl. from German by N. Boldyreva. Moscow: Vodolei, 2017.

Martonova, A. “Podtsenenata real’nost’. Post-Tyananm’n v kitaiskoto nezavisimo dokumentalno kino” [“Reality subcentered. Post-Tiananmen in Chinese independent documentary films”: thesis report from research and practical conference / Dobre doshli v Kiberiya – Zapiski ot digitalniyateren [Dobre have reached Cyberia – Notes from digital teren], Sofiya: BAN – IEFEM, 2017, pp. 361–380.

Nurzhanov, Beket and Albina Erzhanova. Kul'turologiya v novom klyuche [Culturology in a new way]. Karaganda: the E. A. Buketov KarGU, 2011.

Olimat, Samir. “Words as Powerful Weapons: Dysphemism in Trump's Covid-19 Speeches”. The Southeast Asian Journal of English Language Studies, vol. 26 (3)7, 2020, pp. 17–29. (Date 11.02.2021). DOI: 10.17576/3L-2020-2603-02

Rozental', Joseph. Geometriya, Dinamika, Vselennaya [Geometry, Dynamics, Universe]. Moscow: Nauka, 1987, pp. 22–23.

Slyshkin, Gennadyi and Marina Efremova. Kinotekst (opyt lingvokul'turologicheskogo analiza [Film text (experience of linguocultural analysis)]. Moscow: Vodolei Publishers, 2004. Available at: window.edu.ru/resource/887/66887/files/slyshkin_efremova_ kinotext.pdf / Accessed 13 February 2021.

Sorokina, Yulia. “From evolution to growth: Central Asian video art, 1995–2015”. Studies in Russian and Soviet Cinema Journal, vol. 10 (3), 2016, pp. 238–260. DOI: 10.1080/17503132.2016.1221236

Subbotina, Galina “Psikhologizm M. Proust’a i Zh.-P. Sartra v “povestvovaniyakh o lichnosti”: “V poiskakh utrachnog vremeni”, “Toshnota”, “Slova”” [“Psychologism of M. Proust and J.-P. Sartre in narratives of personality: In Search of Lost Time, Nausea, Words”], Abstract of the dissertation of the candidate of philological sciences. Cheboksary, 2003. PhD thesis. (In Russian)

Taezhnaya, Alice. “Amerika, Lyubetski i tlen: iz chego sostoyat fil'my Terrensa Malika” [“America, Lubezki and decay: what Terrence Malick's films are made of”]. Afisha daily, daily.afisha.ru/cinema/7383-amerika-lyubecki-i-poeziya-iz-chego-sostoyat-filmy-terrensa-malika/ Accessed 23 February 2021.

TV show "A president without mask". NEWSMAKER. newsmaker.md/rus/novosti/prezident-bez-maski-pervyy-v-moldove-serial-v-formate-screenlife-epizod-1-video/ Accessed 16 February 2021.

Van den Akker, Robin, et al. “Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth After Postmodernism”, Rowman & Littlefield International, 2017. DOI: 10.16995/c21.1806

Vermeulen, Timoteus and Robin Van den Akker. “Notes on metamodernism.” Journal of Aesthetics & Culture, vol. 2, issue 1, 2010. DOI: 10.3402/jac.v2i0.567.

Yampol'skii, Mikhail. Pamyat’ Tiresiya. Intertekstual’nost’ i kinematograf [Memory of Tiresias. Intertextuality and cinematography]. Moscow: RIK Kul’tura, 1993.

Загрузки


Number of views: 356

Опубликован

2021-06-29

Как цитировать

Айбарша Божеева, Алишер Мухтаров, и Ильяс Куканов. «Текст как выразительное средство в современном кинематографе». Central Asian Journal of Art Studies, т. 6, № 2, 2021 г., с. 107-21, doi:10.47940/cajas.v6i2.387.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons