Текст как выразительное средство в современном кинематографе

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v6i2.387

Аннотация

Текст кинематографического произведения рассматривается как многофункциональное выразительное средство киноязыка. Наибольший интерес представляют два современных направления: интимистский закадровый текст от лица киноперсонажа и печатный текст в стиле «скринлайф» («screenlife» – «экранная жизнь»). Исследование этих направлений выявляет основные тенденции в авторском и коммерческом кино и обозначает пути и перспективы развития кинотекста. Искусство кино подарило человечеству новый тип культуры – экранную культуру, текстом которой является не письменность, а экранное письмо, вбирающее в себя визуальные изображения, анимацию, письменные тексты, речь, музыку и т. д. В контексте эволюции онлайн-технологий и новых форм общения в статье проводится сравнительный анализ различных форм текста и его эволюция в кинопроизведениях на примере творчества режиссеров Терренса Малика и Тимура Бекмамбетова с использованием дескриптивного и герменевтического методов исследования. Два современных направления в использовании текста в кинематографе выявляют разные подходы в создании массового кино, с одной стороны, и элитарного кинематографа, с другой стороны. Интимистский закадровый текст от лица персонажей в авторских кинолентах Т. Малика и печатный текст в стиле «screenlife» – «экранная жизнь» в новой форме киноповествования Т. Бекмамбетова анализируются с точки зрения смысловых, символических и эстетических особенностей языка современного кинематографа. Основной проблемой современного кинематографа является противостояние массового кинематографа, рассчитанного на развлечение массового зрителя, основанное на чувственном восприятии, с одной стороны, и элитарного / фестивального кино, рассчитанного на шестой вид сознания – ментальный, основной задачей которого является развитие киноязыка, с другой стороны. Если «скринлайф» Тимура Бекмамбетова несет эмоционально-информационную роль в определенной форме киноповествования, то Терренс Малик использует текст как художественный прием, создающий глубинные смысловые, символические и эстетические особенности в создании кинообраза.

Ключевые слова:

текст, закадровый голос, полифония, скринлайф, сосцети, метафора

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Айбарша Божеева, Университет «Туран»

Доктор философии (искусствоведение), доцент кафедры киноискусства факультета «Академия кино и телевидения»

Алишер Мухтаров, Университет «Туран»

Магистрант 2-го курса кафедры киноискусства факультета «Академия кино и телевидения»

Ильяс Куканов, Университет «Туран»

Магистрант 2-го курса кафедры киноискусства факультета «Академия кино и телевидения»

##submission.downloads##


Количество просмотров: 33

Опубликован

2021-06-29

Для цитирования:

Айбарша Божеева, Алишер Мухтаров, & Ильяс Куканов. (2021). Текст как выразительное средство в современном кинематографе. Central Asian Journal of Art Studies, 6(2), 107-121. https://doi.org/10.47940/cajas.v6i2.387

Выпуск

Раздел

Искусствоведение