Казахское экокино сквозь призму жанров апокалиптики и постапокалиптики

Авторы

  • Бауыржан Абдыкасымов Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова https://orcid.org/0000-0002-8263-0887
  • Аида Машурова Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v6i2.396

Аннотация

Основой данной статьи является рассмотрение игровых и документальных фильмов с элементами жанров апокалиптики и постапокалиптики в казахском кинематографе. Представленная статья крайне актуальна, если принять во внимание, что рассмотрение апокалиптической тематики происходит в рамках локальных экологических и техногенных проблем. Апокалиптика и постапокалиптика непосредственно связаны с экологическими и техногенными катастрофами, которые становятся причиной краха целой экосистемы, человеческой расы или ее огромной части. Это одно из распространённых классических сценарных решений в мировом кино. Серьезнейшая угроза для всего человечества и современного мира – это реальность глобальных экологических проблем окружающей среды. Казахстан так же, как и другие страны, переживает тяжелый экологический кризис, и вопросы его решения находятся в этом ряду всемирной проблемы. Исследование проведено на материалах национального кинематографического искусства Республики Казахстан, американского и советского кинематографа, стран Европы и Азии раннего, а также современного периодов развития. Методологическая основа статьи состоит из теоретико-киноведческого, визуального, фильмического и сравнительно-сопоставительного анализа. Многие регионы Центральной Азии, особенно Казахстан, остаются экологически нестабильными, но на сегодняшний день эти вопросы не стали важной темой для казахского кинематографа. Мировой кинематограф имеет не только большой опыт кинопроизводства в этом направлении, но и на данный момент классифицирует жанр по группам и субжанрам. Классические сюжеты кинематографа на тему конца света: разрушение экологии планеты, мировые и локальные техногенные и природные катастрофы – относятся к элементам жанра апокалипсиса. В отечественном киноведении апокалипсис, или конец света, остается одной из неизученных тем. Поэтому данную тему нужно углублять с точки зрения киноискусства. Рассмотрены казахские фильмы с элементами жанра апокалиптики, но по сравнению с мировыми кинорежиссерами тема отражается только со стороны деградированной экологии.

Ключевые слова:

апокалипсис, постапокалипсис, экокино, голодомор, искусство, экология, элемент, катастрофа, кинематограф

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Бауыржан Абдыкасымов, Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова

Магистрант 1-го курса кафедры истории и теории кино

Аида Машурова, Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова

PhD, старший преподаватель кафедры истории и теории кино

Библиографические ссылки

“Apocalypse.” Oxford Reference, https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/oi/authority.20110803095418920. Accessed 01.04.2021.

Abdiraiymov, S. Golod v Kazakhskoi stepi: Pisma trevogi i boli [Famine in the Kazakh Steppe: Letters of Anxiety and Pain]. Almaty: Qazaq universiteti, 1991. (In Russian)

Abikeyeva, Gulnara O. Kino Central'noj Azii (1990–2001) [Cinema of Central Asia (1990–2001)]. Almaty, 2001. (In Russian)

Abikeyeva, Gulnara. Naciostroitel'stvo v Kazahstane i drugih respublikah Central'noj Azii i kak jetot process otrazhaetsja v kinematografe [Nation-building in Kazakhstan and other republics of Central Asia and how this process is reflected in the cinema]. Almaty: OF CCAK, 2006. (In Russian)

Abylkhozhin, Zhuldyzbek et al. “Kazakhstanskaia tragediia” [“Kazakhstan tragedy”]. Voprosy istorii [Historical issues], vol. 7, 1989, pp. 53–71. (In Russian)

Bandy, Alan, S. “The Layers of the Apocalypse: An Integrative Approach to Revelation’s Macrostructure.” Journal for the Study of the New Testament, vol. 31, no. 4, 2009, pp. 469–499. SAGE, DOI: 10.1177/0142064X09104961.

Berkova, Nadezhda. “Chelovek i priroda v neigrovom kino o Kazahstane (1925-1930)” [“Human and nature in non-fiction films about Kazakhstan (1925-1930)”]. Teatr. Zhivopis'. Kino. Muzyka [Theater. Fine art. Cinema. Music], no. 2, 2018, pp. 153–170. Cyberleninka: cyberleninka.ru/article/n/chelovek-i-priroda-v-neigrovom-kino-o-kazahstane-1925-1930 (In Russian)

Bianco, Lucien. “Comparing the Soviet and Chinese Famines: Their Perpetrators, Actors, and Victims.” East/West: Journal of Ukrainian Studies, vol. 3, no. 2, 2016, pp. 51–74. Ejwus. DOI: 10.21226/T22P4C

Brereton, Pat “Environmental Ethics and Film (1st ed.)”. Routledge, 2015, DOI: 10.4324/9781315797151

Bulfin, Ailise. “Popular culture and the ‘new human condition’: Catastrophe narratives and climate change.” Global and Planetary Change, vol. 156, 2017, pp. 140–146. ScienceDirect, DOI: 10.1016/j.gloplacha.2017.03.002.

Cameron, Sarah “The Hungry Steppe: Famine, Violence, and the Making of Soviet Kazakhstan.” Cornell University Press, 2018. JSTOR, www.jstor.org/stable/10.7591/ j.ctt21h4vb7 (accessed May 20, 2021).

Cameron, Sarah. “The Kazakh Famine of 1930-33: Current Research and New Directions.” East/West: Journal of Ukrainian Studies, vol. 3, no. 2, 2016, pp. 117–132. Ewjus. DOI: 10.21226/T2T59X.

Christman, Sophie and Elizabeth Kaplan. “The Climate of Ecocinema.” Research Paper – University of Oxford, 2017. ResearchGate, DOI: 10.1093/acrefore/9780190228613.013.121.

Chu, Kiu Wai. “Ecocinema” Journal of Chinese Cinemas, vol. 10. no. 1, 2016, pp. 11–14. Tandfonline. DOI: 10.1080/17508061.2016.1142728

Cubitt, Sean, Salma Monani and Stephen Rust. Ecocinema Theory and Practice (1st ed.). Routledge, 2012. DOI: 10.4324/9780203106051.

Engerman, David. Modernization from the Other Shore: American Intellectuals and the Romance of Russian Development. Harvard University Press, 2009.

Fagan, Madeleine. “Who’s Afraid of the Ecological Apocalypse? Climate Change and the Production of the Ethical Subject.” The British Journal of Politics and International Relations, vol. 19, no. 2, 2017, pp. 225–244. SAGE, DOI: 10.1177/1369148116687534.

Sych, Dmirty. “Filmy pro Chernobyl – Tolkovoe kino.” [Films about Chernobyl – Explanatory cinema]. Afisha bigmir, 26 April 2021, afisha.bigmir.net/kino/4879667-filmy-pro-chernobyl-tolkovoe-kino. Accessed 02.05.2021. (In Russian)

Gergan, Mabel. “Earth beyond Repair: Race and Apocalypse in Collective Imagination.” Environment and Planning D: Society and Space, vol. 38, no. 1, 2018, pp. 91–110. SAGE, DOI: 10.1177/0263775818756079.

Holm, Polm and Charles Travis. “The New Human Condition and Climate Change: Humanities and Social Science Perceptions of Threat.” Global and Planetary Change, vol. 156, 2017, pp. 112–114. DOI: 10.1016/j.gloplacha.2017.08.013.

Joyce, Stephen. Transmedia Storytelling and the Apocalypse. Palgrave Macmillan, 2018.

Transnational Ecocinema. Film Culture in an Era of Ecological Transformation. Edited by Pietari Kääpä and Tommy Gustafsson. 2013.

Keller, Catherine. “Why Apocalypse, Now?” Theology Today, vol. 49, no. 2, 1992, pp. 183–195. SAGE, DOI: 10.1177/004057369204900205.

Lee, Harry F. “Internal wars in history: Triggered by natural disasters or socio-ecological catastrophes?” The Holocene, vol. 28, no. 7, 2018, pp. 1071–1081. SAGE, DOI: 10.1177/0959683618761549.

Melnyczuk, Morgan L. ‘Remember the peasantry’: A study of genocide, famine, and the Stalinist Holodomor in Soviet Ukraine, 1932-33, as it was remembered by post-war immigrants in Western Australia who experienced it. 2010. University of Notre Dame, Australia. Doctor of Arts (DA) thesis, researchonline.nd.edu.au/theses/52. researchonline.nd.edu.au/theses/52/

Narine, Anil. Eco-Trauma Cinema (1st ed.). Routledge, 2014.

Nogerbek, Baurzhan. Ekranno-fol'klornye tradicii v kazahskom igrovom kino [Screen-folklore traditions in Kazakh fiction cinema]. Almaty: RUAN, 2008. (In Russian)

Nogerbek, Baurzhan. Kino Kazahstana [Cinema of Kazakhstan]. Almaty: NPC, 1998. (In Russian)

Nogerbek, Baurzhan. Na ekrane 'Kazahfilm' ['Kazakhfilm' on the screen]. Articles, reviews, essays, interviews. Almaty: RUAN, 2007. (In Russian)

Petev, Nikolay. Apokalipsis kak jeticheskaja problema: jetiko-filosofskij analiz

[Apocalypse as an Ethical Problem: Ethical and Philosophical Analysis.]. 2016. Vladimirovsk State University, PhD thesis. (In Russian)

Selden, Mark. “The United States, Japan, and the atomic bomb.” Bulletin of Concerned Asian Scholars, vol. 23, no. 1, 2016, pp. 3–12. Tandfonline. DOI: 10.1080/14672715.1991.10413158.

Tanaka, Motoko. Apocalypticism in postwar Japanese fiction. 2011. The University of British Columbia, PhD thesis.

Загрузки


Количество просмотров: 57

Опубликован

2021-06-29

Как цитировать

Абдыкасымов, Б., & Машурова, А. (2021). Казахское экокино сквозь призму жанров апокалиптики и постапокалиптики . Central Asian Journal of Art Studies, 6(2), 93–106. https://doi.org/10.47940/cajas.v6i2.396

Выпуск

Раздел

Искусствоведение