Трансформация современных научно-технических инноваций в казахстанской скульптуре (на основе зарубежного опыта)
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v6i3.402Аннотация
В исследовании рассматривается влияние современных научно-технических инноваций на скульптурные произведения в отечественном городском пространстве на основе зарубежного опыта. Анализируются роль и место человечества в искусстве нового столетия, влияние взаимоотношений науки и искусства на духовное развитие современной культуры. Цель исследования – изучить процесс трансформации современных научно-технических инноваций в казахстанской скульптуре на основе мировых тенденций. Задачи исследования: выявить особенности и характеристики художественных процессов в современном искусстве, которые меняются под влиянием зарубежного искусства в начале XXI века. Основное внимание уделяется поиску новых способов общения с аудиторией и развитию смежных направлений в творчестве казахстанских художников. Данная тема актуальна для исследователей культуры и искусства, так как привлечены принципы историчности в теоретическом исследовании для определения общекультурных тенденций, определяющие историческое развитие искусства и культуры в XXI веке. Объект исследования – классическая скульптура в изобразительном искусстве современного Казахстана, объекты нового художественного процесса в архитектурном пространстве и художественные направления в скульптуре. Предметом исследования являются произведения и авторы в области кинетики и стимпанка, арт-объекты в пространстве, современные произведения, социально-художественные и исторические метасистемы культуры. В качестве методов исследования использовались градостроительные подходы трансформации городской среды, структурное проектирование и методы критического анализа для изучения инсталляции арт-объектов и организации фестивалей. Проведен философско-эстетический анализ произведений искусства отечественных и зарубежных скульпторов, представленных в материалах публичной среды. Выявлены категории пространства и времени, особенности взаимоотношения с социумом как новые модели художественного общения в произведениях. Современные научно-технические инновации в скульптурных произведениях характеризуются научными концепциями как средство повышения привлекательности современного города.Ключевые слова:
скульптура, наука и технологии, современное искусство, кинетика,, стимпанк,, фестиваль, городское пространство, метасистемы, гуманитарные науки, критический анализ, авторское творчествоСкачивания
Библиографические ссылки
Atkinson, Jeanette. “Steampunking Heritage: How Steampunk Artists Reinterpret Museum Collections.” A Museum Studies Approach to Heritage, edited by Sheila Watson, et al. Routledge, 2018, pp. 205–220. DOI: 10.4324/9781315668505-17.
Danahay, Martin. “The Arts and Crafts Movement, Steampunk, and Community.” Victorian Review, vol. 41, no. 1, 2015, pp. 40–46, www.jstor.org/stable/24877742. Accessed 20 May 2021.
Isgro, Marina. The Animate Object of Kinetic Art, 1955–1968. 2017. University of Pennsylvania, PhD thesis, repository.upenn.edu/edissertations/2353/. Accessed 17 May 2021.
Khalykov, Kabyl, et al. “Trends in the Formation of the Semantic Image of the Capital City (by the Example of Almaty).” Annales-Anali za Istrske in Mediteranske Studije – Series Historia et Sociologiathis, vol. 25, iss. 3, 2015, pp. 441–450.
King, Edward, and Joanna Page. Posthumanism and the Graphic Novel in Latin America. London, UCL Press, 2017, www.uclpress.co.uk/products/86219. Accessed 20 May 2021.
Kotlomanov, Alexander. “The Crisis of the Genre and the Symptoms of Style: The Problem of Monumentality in the New Russian Art.” Vestnik of Saint Petersburg University. Arts, vol. 9, no. 1, 2019, pp. 110–124, DOI: 10.21638/spbu15.2019.106.
Rodner, Victoria, and Finola Kerrigan, “From Modernism to Populism – art as a discursive mirror of the nation brand.” European Journal of Marketing, vol. 52, no. 3/4, pp. 882–906. DOI: 10.1108/EJM-12-2016-0707.
Thompson, John, and John Day. “Understanding the Impact and Value of Temporary Public Art Sculpture Trails.” Local Economy, vol. 35, no. 3, 2020, pp. 186–208, DOI: 10.1177/0269094220921811.
Williams, Gabriel. “Sculpture as Data in the Nineteenth and Twenty-First Centuries.” Sculpture Journal, vol. 24, iss. 3, 2015, pp. 407–417. DOI: 10.3828/sj.2015.24.3.7.
Yaszek, Lisa. “Democratising the Past to Improve the Future: An Interview with Steampunk Godfather Paul Di Filippo.” Neo-Victorian Studies, Special Issue: Steampunk, Science, and (Neo) Victorian Technologies, no. 3:1, 2010, pp. 189–195, www.neovictorianstudies.com/past_issues/3-1%202010/NVS%203-1-7%20L-Yaszek.pdf. Accessed 17 May 2021.
Yılmaz, Barış. “Art Engineering and Kinetic Art.” Global Journal on Humanites & Social Sciences, no. 1, 2015, pp. 16–21, DOI: 10.18533/journal.v3i12.628.
Ахметова, Эльмира. «Стимпанк в Казахстане». Кастеевские чтения. Материалы научно-практической конференции, Алматы, ГМИ РК им. А. Кастеева, 2016, с. 198–202.
Владимирский, Василий. «Киберпанк мёртв, а он ещё нет. Брюс Стерлинг». Мир Фантастики, т. 103, № 3, 2012, с. 52–54.
Власенко, Ольга. «Казарян – счастливый художник?», ИА Inbusiness.kz, 26 қыркүйек 2019, www.inbusiness.kz/ru/news/kazaryan-schastlivyj-hudozhnik. Қарастырылған мерзімі 19 сәуір 2021.
Гомперц, Уилл. Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси. Москва, Синдбад, 2018.
Гущин, Сергей, и Александр Щуренков. Современное искусство и как перестать его бояться. Москва, АСТ, 2018.
Кобжанова, Светлана. «Музей как код поиска истины. Музей ХХI века. Стратегия развития». Международная научно-практическая конеренция. Сборник статей к 80-летию ГМИ РК им А. Кастеева, Алматы, ГМИ РК им. А. Кастеева, 2015, с. 78–84, 154.
«Код науки и искусства». Каталог эскизов и макетов. Алматы, [б. и.], 2018.
Кулешов, Вадим. «Железные шедевры Хасана Наврози». 2 қазан 2015, www.k-v-n.ru/poleznoe/skulptura/720-jeleznye-shedevry-hasana-navrozi.html. Қарастырылған мерзімі 16 сәуір 2021.
Ли, Камилла. Мүсін өнерінің халықаралық биенналесі. Алматы, Елнұр, 2017.
Липов, Анатолий. «Оптико-кинетическое искусство. Поиски новых типов формообразования». Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Выпуск 2, Москва, ИФ РАН, 2006, с. 144–162.
«Манифесты итальянского футуризма». Собрание манифестов: Маринетти, Боччьони, Карра, Руссоло, Балла, Северини, Прателла, Сен-Пуан. Перевод Вадима Шершеневича, Москва, Типография Русского товарищества, 1914.
Резникова, Екатерина. «Искусство и наука – грани взаимодействия: на примере творчества Сакена Нарынова». Кастеевские чтения. Материалы научно-практической конференции, Алматы, 2016, с. 36–49.
«Скульптуры животных из металлолома в стиле стимпанк». Платформа Камералабс, 20 апреля 2015, www.cameralabs.org/8293-skulptury-zhivotnykhiz-metalloloma-v-stile-stimpank. Қарастырылған мерзімі 16 сәуір 2021.
Шехтер, Татьяна. «Современное искусство и арт-рынок». Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Санкт-Петербург, СПбГУП, 2004.
Юшкова, Ольга. Станция без остановки. Русский Авангард 1910–1920-е. Москва, Галарт, 2008.
References
Akhmetova, Elmira. “Stimpank v Kazakhstane.” [“Steampunk in Kazakhstan.”] Kasteyev readings of the materials of the scientific-practical conference 2016. Almaty, 2016, pp. 198–202. (In Kazakh)
Atkinson, Jeanette. “Steampunking Heritage: How Steampunk Artists Reinterpret Museum Collections.” A Museum Studies Approach to Heritage, edited by Sheila Watson, et al. Routledge, 2018, pp. 205–220. DOI: 10.4324/9781315668505-17.
Danahay, Martin. “The Arts and Crafts Movement, Steampunk, and Community.” Victorian Review, vol. 41, no. 1, 2015, pp. 40–46, www.jstor.org/stable/24877742. Accessed 20 May 2021.
Gompertz, Will. Neponyatnoye Iskusstvo. Ot Mone do Benksi. [Incomprehensible Art. From Monet to Banksy]. Moscow, Sinbad, 2018. (In Russian)
Gushchin, Sergey, and Alexander Shchurenkov. Sovremennoye iskusstvo i kak perestat' yego boyat'sya [Contemporary Art and How to Stop Being Afraid of It.]. Moscow, AST, 2018. (In Russian)
Isgro, Marina. The Animate Object of Kinetic Art, 1955–1968. 2017. University of Pennsylvania, PhD thesis, repository.upenn.edu/edissertations/2353/. Accessed 17 May 2021.
Khalykov, Kabyl, et al. “Trends in the Formation of the Semantic Image of the Capital City (by the Example of Almaty).” Annales-Anali za Istrske in Mediteranske Studije – Series Historia et Sociologiathis, vol. 25, iss. 3, 2015, pp. 441–450.
King, Edward, and Joanna Page. Posthumanism and the Graphic Novel in Latin America. London, UCL Press, 2017, www.uclpress.co.uk/products/86219. Accessed 20 May 2021.
Kobzhanova, Svetlana. “Muzey kak kod poiska istiny. Muzey ХХI veka. Strategiya razvitiya.” [“Museum as a Code for the Search for Truth. Museum of the 21st Century. Development Strategy.”] International scientific and practical conferences devoted to the 80th anniversary of the A. Kasteyev State Museum of Fine Arts, Almaty, 2015, pp. 78–84. (In Russian)
“Kod nauki i iskusstva.” [“Code of Science and Art.”] Katalog eskizov i maketov [Catalog of Sketches and Layouts]. Almaty, 2018. (In Russian)
Kotlomanov, Alexander. “The Crisis of the Genre and the Symptoms of Style: The Problem of Monumentality in the New Russian Art.” Vestnik of Saint Petersburg University. Arts, vol. 9, no. 1, 2019, pp. 110–124, DOI: 10.21638/spbu15.2019.106.
Kuleshov, Vadim. “Zheleznyye shedevry Khasana Navrozi.” [“The Iron Masterpieces of Hasan Navrozi.”] Kuleshov Vadim – sovremennaya sadovaya skul'ptura, dekor sada, landshaftnyi dizain [Kuleshov Vadim – Modern Garden Sculpture, Garden Decor, Landscape Design], www.k-v-n.ru/poleznoe/skulptura/720jeleznye-shedevry-hasana-navrozi. Accessed 16 April 2021. (In Russian)
Li, Camilla. Mүsín onerínín khalykˌaralykˌ binnalesí [International Exhibition of Sculpture.]. Almaty, Elnur, 2017. (In Kazakh)
Lipov, Anatoly. “Optiko-kineticheskoye iskusstvo. Poiski novykh tipov formoobrazovaniya.” [“Optical and Kinetic Art. The Search for New Types of Shaping.”] Estetika: Vchera. Segodnya. Vsegda [Aesthetics: Yesterday. Today. Always], no. 2, 2006, pp. 144–162. (In Russian)
“Manifesty ital'yanskogo futurizma.” [“Manifestos of Italian Futurism.”] Collection of manifestos: Marinetti, Boccioni, Carra, Russolo, Balla, Severini, Pratella, Saint-Poin, translated by Vadim Shershenevich, Russian partnership Publ., 1914. (In Russian)
Reznikova, Ekaterina. “Iskusstvo i nauka – grani vzaimodeystviya: na primere tvorchestva Sakena Narynova.” [“Art and Science – Facets of Interaction: the Case of Saken Narynov’s Creativity.”] Proceedings of the workshop «Kasteyevskiye chteniya». Almaty, 2016, pp. 36–49. (In Russian)
Rodner, Victoria, and Finola Kerrigan, “From Modernism to Populism – art as a discursive mirror of the nation brand.” European Journal of Marketing, vol. 52, no. 3/4, pp. 882–906. DOI: 10.1108/EJM-12-2016-0707.
Rodner, Victoria, and Finola Kerrigan, “From Modernism to Populism – art as a discursive mirror of the nation brand.” European Journal of Marketing, vol. 52, no. 3/4, pp. 882–906. DOI: 10.1108/EJM-12-2016-0707.
Schechter, Tatyana. “Sovremennoye iskusstvo i art rynok. Hudozhestvennyi rynok kak ob’ekt gumanitarnogo znaniya.” [“Contemporary art and art market. The art market as an object of humanitarian knowledge.”] Khudozhestvennyi rynok kak ob"ekt gumanitarnogo znaniya [The Art Market as an Object of Humanitarian Knowledge]. Saint Petersburg, SPbGUP, 2004. (In Russian)
“Skul'ptury zhivotnykh iz metalloloma v stile stimpank”. [“Scrap Metal Animal Sculptures in Steampunk Style”], Cameralabs, 20 April 2015, cameralabs.org/8293-skulptury-zhivotnykh-iz-metalloloma-v-stilestimpank. Accessed 14 April 2021. (In Russian)
Thompson, John, and John Day. “Understanding the Impact and Value of Temporary Public Art Sculpture Trails.” Local Economy, vol. 35, no. 3, 2020, pp. 186–208, DOI: 10.1177/0269094220921811.
Vladimirsky, Vasiliy. “Kiberpank Mortv, a On Yeshcho Net. Bryus Sterling.” [“Cyberpunk is Dead, but He’s Not Yet. Bruce Sterling.”] World of Fantasy, no. 3, vol. 103, 2012, p. 54. (In Russian)
Vlasenko, Olga. “Kazaryan – schastlivyy khudozhnik?” [“Ghazaryan – a happy artist?”] InBusiness.kz, 26 September 2019, www.inbusiness.kz/ru/news/kazaryan-schastlivyj-hudozhnik. Accessed 18 April 2021.
Whitson, Roger. Steampunk and Nineteenth-Century Digital Humanities: Literary Retrofuturisms, Media Archaeologies, Alternate Histories, Londres, Routledge, coll. Routledge Interdisciplinary Perspectives on Literature, 2017. www.routledge.com/Steampunk-and-Nineteenth-Century-DigitalHumanities-Literary-Retrofuturisms/Whitson/p/book/9780367872717 (Accessed 05/20/2021).
Williams, Gabriel. “Sculpture as data in the nineteenth and twenty-first centuries.” Sculpture Journal, vol. 24, iss. 3, 2015, pp. 407–417. DOI: 10.3828/sj.2015.24.3.7.
Yaszek, Lisa. “Democratising the Past to Improve the Future: An Interview with Steampunk Godfather Paul Di Filippo.” Neo-Victorian Studies, Special Issue: Steampunk, Science, and (Neo) Victorian Technologies, no. 3:1, 2010, pp. 189–195, www.neovictorianstudies.com/past_issues/3-1%202010/NVS%203-1-7%20L-Yaszek.pdf. Accessed 17 May 2021.
Yılmaz, Barış. “Art engineering and kinetic art.” Global Journal on Humanites & Social Sciences, no. 1, 2015, pp. 16–21, DOI: 10.18533/journal.v3i12.628.
Yushkova, Ol'ga. Stantsiya bez ostanovki. Russkii Avangard 1910–1920-e [Station without Stopping. Russian Avant-Garde 1910–1920s.]. Moscow, Galart, 2008.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Central Asian Journal of Art Studies
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.