Перформативность «пластического языка»: историко-культурный контекст

Авторы

  • Анна Цой Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова https://orcid.org/0000-0002-4151-4441

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v6i3.423

Аннотация

Современный перформанс оперирует визуальными аспектами, используя тело как инструмент для передачи перформативных формулировок. Целью настоящего исследования является анализ отношения к телу и его пластическому языку в зависимости от мировоззрений культурно-исторических эпох и его утверждению в русле перформативных событий. Актуальность данной статьи заключается в попытке автора обратить внимание на перформативный аспект пластического языка, представляющего особый интерес для исследования современного искусства.Через призму культурно-исторического дискурса исследуется сущность и природапластического языка, его формирование через тело и телесные практики. Сравнительный анализ по определению дифферентности понятий «перформативность» пластического языка и «перформанс» будет способствовать более глубокому пониманию возрастающего интересак феномену тела. Исследование сущности и природы пластического языка в разрезе мировой истории культуры и искусства способствует определению его роли в развитии визуальной структуры перформанса.Пластический язык является одним из качеств телесных проявлений и формирует особый текстперформанса, а признаки перформативности помогают этому тексту быть действенными воплощаться.Переосмысление пластического языка через культурные эпохи имеет определяющеезначение в формировании течения перформанса, представляющего собой общий процесссо множеством смыслов, где происходит неразделенность события на производство и процесс.Перформативность пластического языка обуславливает развитие современных перформативных событий в Казахстане в воспитании зрителя нового времени.Современная форма общения перформера со зрителем предполагает работу визуально-кинестической энергии, осуществляемой через перформатив пластического языка исполнителя.Благодаря перформативности выразительные символы, знаки и жесты обретают статусдейственных. Результаты данного исследования могут быть применимы на практике театрального, хореографического искусств, всех видов перформативных событий, где пластический язык исполнителя играет основополагающую роль.

Ключевые слова:

перформативность , перформанс , пластический язык , телесные практики, тело

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Анна Цой, Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова

Магистр искусств, докторант 2-го курса кафедры балетмейстерского искусства

Библиографические ссылки

Anttila, Eeva, et al. “Performing difference in through dance: The significance of dialogical, or third spaces in creating conditions for learning and living together?” Thinking Skills and Creativity, vol. 31, 2019, pp. 209–216. DOI: 10.1016/j.tsc.2018.12.006.

Butler, Judith. “Performative Acts and Gender Constitution: An Essay in Phenomenology and Feminist Theory.” Theatre Journal, vol. 40, no. 4, Johns Hopkins University Press, 1988, pp. 519–531, DOI: 10.2307/3207893.

Colin, Noyale. “Choreographic presence: Time, memory and affects”. The materials of conference proceeding “How performance thinks”. London, The Psi performance and philosophy group, 2012, pp. 24–31.

Deriu, Fabrizio. “Performance Studies Floating Free of Theatre. Richard Schechner and the Rise of an Open Interdisciplinary Field.” Alicante Journal of English Studies, vol. 26, 2013, pp. 13–25. DOI: 10.14198/raei.2013.26.02.

Leach, James and Catherine J. Stevens. “Relational creativity and improvisation in contemporary dance”. Interdisciplinary Science Reviews, vol. 45 (1), 2020, pp. 95–116. DOI: 10.1080/03080188.2020.1712541.

Potter, Caroline. “Beauty in Motion: Collective Creativity in Contemporary Dance.” In Anthropology and Beauty: From Aesthetics to Creativity. London, Routledge, 2018, pp. 248–261. DOI: 10.1080/03080188.2020.1712541

Shepherd, Simon and Mick Wallis. Drama/Theatre/Performance. The New Critical Idiom. Oxfordshire, Routledge, 2004.

Vatakis, Argiro, et. al. “Time to Act: New Perspectives on Embodiment and Timing.” Procedia social and behavioral sciences, vol. 26, 2014, pp. 16–22. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.02.302.

Абалакова, Наталья. «Между субъектом и телом. Перформанс. Попытка определения жанра». Человек. RU, № 6, 2010, с. 108–116.

Айламазьян, Аида. «Роль пластического образа в формировании идентичности личности: исторический аспект». National Psychological Journal, № 4 (20), 2015, с. 37–48.

Артимович, Татьяна. «Искусство перформанса и новые теории искусства». Европейское кафе. www.eurocafe.by/lecture/2012/06/15/lektsiya_mishko_shuvakovicha/. Дата доступа 29 марта 2021.

Баженова, Екатерина. «Тело человека как территория столкновения природы и культуры». Человек в мире культуры, № 3, 2012, с. 3–8.

Брандт, Галина. «Тело»: культурные метаморфозы». Петербургский театральный журнал, №3 (77), 2014. www.ptj.spb.ru/archive/77/telo-v-delo/telo-kulturnye-metamorfozy/. Дата доступа 13 февраля 2021.

Бударина, Ксения. «Тело: опыт историко-культурной экспозиции». Основы экономики, управления и права, №1 (13), 2014, с. 84–88.

Виляева, Софья. «Историческое развитие понимания телесной красоты». Аналитика культурологии, № 29, 2014, с. 185–201.

Волошин, Максимилиан. «Лицо, маска и нагота». LiveLib, www.livelib.ru/book/139932/read-litso-maska-i-nagota-maksimilian-voloshin/. Дата доступа 13 февраля 2021.

Гоббс, Томас. Основы философии. Сочинения в 2 т. Т. 1.Часть 1. О теле. Москва, Мысль, 1989.

Голдберг, Роузли. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. Москва, Ад Маргинем Пресс, 2020.

Делёз, Жиль. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. Перевод с французского. Москва, ПЕРСЭ, 2001.

Костюк, Екатерина. «Телесность как характеристика музыкальной культуры XX – начала XXI века». Вопросы культурологии, № 12, 2012, с. 62–66.

Купцова, Ольга. «Театральный жест в русской практике конца XVIII– первой трети XIX веков». Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2015, eusp.org/news/kouptsova-gesture. Дата доступа 21 марта 2021.

Лессинг, Готхольд. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. Избранные произведения. Перевод с немецкого. Москва, Художественная литература, 1953.

Мироненко, Светлана. «Определение понятий «Перформативность» и «Перформанс» в научно-исследовательском дискурсе». Вестник Адыгейского государственного университета, № 1 (134), 2014, с. 69–74.

Остин, Джонс. Избранное. Перевод с английского. Москва, Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.

Остин, Джонс. Три способа пролить чернила. Санкт-Петербург, Алетейя, 2006.

Петров, Владислав. «Исторические истоки современного перформанса». Культура и искусство, №2 (26), 2015, с. 198–208. DOI: 10.7256/2222-1956.2015.2.13983.

Сорокин, Питирим. О русской общественной мысли: Сочинения. Санкт-Петербург, Алетейя, 2000.

Тимошенко, Мария. «Культурно-историческая ретроспекция проблемы человеческого тела». Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, № 3, 2008, с. 113–120.

Топорова, Анастасия. «Конструирование перформативной телесности в современном искусстве». Манускрипт, № 10 (84), 2017, с. 170–172.

Труспекова, Халима. «Постмодернистские тенденции в искусстве Казахстана». Вестник КазНУ, № 1 (34), 2010, c. 201–204.

Уваров, Виктор и Людмила Новикова. «Перформанс и костюмная таписсерия как формы художественного выражения в современном мире». Бизнес и дизайн ревю, № 2 (6), 2017, с. 14‒22.

Цветус-Сальхова, Татьяна. «Дистинкция понятий «тело» и «телесность» в культурологических исследованиях». Вестник Кемеровского государственного института культуры и искусств, № 13, 2010, с. 70–73.

Шюц, Альфред. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. Москва, Общественное мнение, 2003.

References

Abalakova, Natal'ya. “Mezhdu sub’ektom i telom. Performans. Popytka opredeleniya zhanra.” [“Between the subject and the body. Performance. An attempt to define the genre.”] Chelovek.RU, no. 6, 2010, pp. 108–116. (In Russian)

Ailamaz'yan, Aida. “Rol' plasticheskogo obraza v formirovanii identichnostil ichnosti: istoricheskii aspect.” [“The role of the plastic image in the formation of personality identity: the historical aspect.”] National Psychological Journal, no. 4(20), 2015, pp. 37–48. (In Russian)

Anttila, Eeva, et al. “Performing difference in through dance: The significance of dialogical, or third spaces in creating conditions for learning and living together?” Thinking Skills and Creativity, vol. 31, 2019, pp. 209–216. DOI: 10.1016/j.tsc.2018.12.006.

Artimovich, Tat'yana. “Iskusstvo performansa I novye teorii iskusstva”. [“Performance art and new art theories”]. Evropeiskoe kafe, eurocafe.by/lecture/2012/06/15/lektsiya_mishko_shuvakovicha. Accessed 29 March 2021. (In Russian)

Austin, John L. Selected works. Moscow, Idea-Press, Dom intellektual'noi knigi, 1999. (In Russian)

Austin, John Langshaw. Tri sposoba prolit' chernila. [Three ways of spilling ink]. Saint Petersburg, Aletheia, 2006. (In Russian)

Bazhenova, Ekaterina. “Telo cheloveka, kak territoriya stolknoveniya prirody I kul'tury.” [“The human body as the territory of the collision of nature and culture.”] Chelovek v mire kul'tury [Man in the world of culture]. Yekaterinburg, Ural State Pedagogical University, 2012, pp. 3–8. (In Russian)

Brandt, Galina. “‘Telo’: kul'turnye metamorfozy.” [“‘Body’: Cultural Metamorphoses.”] Peterburgskii teatral'nyi zhurnal [Petersburg theater magazine], no. 3(77), 2014. www.ptj.spb.ru/archive/77/telo-v-delo/telo-kulturnye-metamorfozy. Accessed: February 13, 2021. (In Russian)

Budarina, Kseniya. “Telo: opyt istoriko-kul'turnoi ekspozitsii”. [“The body: the experience of historical and cultural exposition”]. Osnovy ekonomiki, upravleniya I prava [Fundamentals of Economics, Management and Law], no. 1(13), 2014, pp. 84–88. (In Russian)

Butler, Judith. “Performative Acts and Gender Constitution: An Essay in Phenomenology and Feminist Theory.” Theatre Journal, vol. 40, no. 4, Johns Hopkins University Press, 1988, pp. 519–531, DOI: 10.2307/3207893.

Colin, Noyale. “Choreographic presence: Time, memory and affects”. The materials of conference proceeding “How performance thinks”. London, The Psi performance and philosophy group, 2012, pp. 24–31.

Deleuze, Gilles. Empirizm I sub"ektivnost': opyt o chelovecheskoi prirode po Yumu. Kriticheskaya filosofiya Kanta: uchenie o sposobnostyakh. Bergsonizm. Spinoza. [Empiricism and Subjectivity: Hume's Experience of Human Nature. Kant's Critical Philosophy: The Study of Ability. Bergsonism. Spinoza]. Moscow, Perse, 2001. (In Russian)

Deriu, Fabrizio. “Performance Studies Floating Free of Theatre. Richard Schechner and the Rise of an Open Interdisciplinary Field.” Alicante Journal of English Studies, vol. 26, 2013, pp. 13–25. DOI: 10.14198/raei.2013.26.02.

Goldberg, RoseLee. Iskusstvo performansa. Ot futurizma do nashikh dnei. [Performance art.From futurism to the present]. Moscow, Ad Marginem Press, 2020. (In Russian)

Hobbes, Thomas. Osnovy filosofii. Sochineniya v 2 t. T.1. Chast' 1. O tele. [Fundamentals of Philosophy.Compositions in 2 volumes. Vol. 1. Part 1. About the body]. Moscow, Mysl', 1989. (In Russian)

Judith, Butler. “Performative Acts and Gender Constitution: An Essay in Phenomenology and Feminist Theory”. Theatre Journal, vol. 40(4), 1988, pp. 519–531. (In Russian)

Kostyuk, Ekaterina. “Telesnost' kak kharakteristika muzykal'noi kul'tury XX — nachala XXI veka”. [“Physicality as a characteristic of the musical culture of the 20th– early21stcenturies”]. Voprosy kul'turologii [Cultural issues]. Moscow, Panorama, no. 12, 2012, pp. 62–66. (In Russian)

Kuptsova, Ol'ga. “Teatral'nyi zhest v russkoi praktike kontsa XVIII– pervoi treti XIX vekov”. [“Theatrical gesture in the Russian practice of the late 18th– first third of the 19th centuries”]. European University at Saint Petersburg, 2015, eusp.org/news/kouptsova-gesture. Accessed 21 March 2021. (In Russian)

Leach, James and Catherine J. Stevens. “Relational creativity and improvisation in contemporary dance”. Interdisciplinary Science Reviews, vol. 45 (1), 2020, pp. 95–116. DOI: 10.1080/03080188.2020.1712541.

Lessing, Gotthold. Laokoon, ili o granitsakh zhivopisi I poezii. Izbrannye proizvedeniya. [Laocoon, or on the boundaries of painting and poetry.Selected works]. Transl. from German/ Moscow, Khudozh. lit., 1953, pp. 385–516. (In Russian)

Mironenko, Svetlana. “Opredelenie ponyatii “Performativnost'” i “Performans”’ v nauchno-issledovatel'skom diskurse”. [“Definition of the concepts “Performativity” and “Performance” in scientific research discourse”]. Bulletin of the Adyghe State University, no. 1(134), 2014, pp. 69–74. (In Russian)

Petrov, Vladislav. “Istoricheskie istoki sovremennogo performansa.” [“Historical origins of contemporary performance”]. Kul'turaiiskusstvo [Culture and art], no. 2(26), 2015, pp. 198–208. (In Russian)

Potter, Caroline. “Beauty in Motion: Collective Creativity in Contemporary Dance.” In Anthropology and Beauty: From Aesthetics to Creativity. London, Routledge, 2018, pp. 248–261. DOI: 10.1080/03080188.2020.1712541

Schütz, Alfred. Smyslovaya struktura povsednevnogo mira: ocherki po fenomenologicheskoi sotsiologii. [The Semantic structure of the everyday world: essays on phenomenological sociology]. Moscow, Obshchestvennoe mnenie, 2003. (In Russian)

Shepherd, Simon and Mick Wallis. Drama/Theatre/Performance. The New Critical Idiom. Oxfordshire, Routledge, 2004.

Sorokin, Pitirim. O russkoi obshchestvennoi mysli: Sochineniya. [About Russian public thought: Essays]. Saint Petersburg, Aletheia, 2000. (In Russian)

Timoshenko, Mariya. “Kul'turno-istoricheskaya retrospektsiya problem chelovecheskogo tela”. [“Cultural and historical retrospection of the problem of the human body”]. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, vol. 3, 2008, pp. 113–120. (In Russian)

Toporova, Anastasiya. “Konstruirovanie performativnoi telesnosti v sovremennom iskusstve”. [“The construction of performative corporeality in contemporary art”]. Manuscript, no. 10(84), 2017, pp. 170–172. (In Russian)

Truspekova, Khalima. “Postmodernistskie tendentsii v iskusstve Kazakhstana”. [“Postmodern tendencies in the art of Kazakhstan”]. Bulletin of the KazNU. Almaty, Qazaq universitetі, no. 1(34), 2010, pp. 201–204. (In Russian)

Tsvetus-Sal'khova, Tat'yana. “Distinktsiya ponyatii “telo” i “telesnost'” v kul'turologicheskikh issledovaniyakh”. [“The distinction of the concepts of “body” and “physicality” in cultural studies”]. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, vol. 13, 2010, pp. 70–73. (In Russian)

Uvarov, Viktor and Lyudmila Novikova. «Performans I kostyumnaya tapisseriya kak formy khudozhestvennogo vyrazheniya v sovremennom mire». [“Performance and Costume tapisserie as forms of artistic expression in the modern world”]. Biznes I dizain revyu [Business and design review], no. 2(6), 2017, pp. 14‒22. (In Russian)

Vatakis, Argiro, et. al. “Time to Act: New Perspectives on Embodiment and Timing.” Procedia social and behavioral sciences, vol. 26, 2014, pp. 16–22. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.02.302.

Vilyaeva, Sof'ya. “Istoricheskoe razvitie ponimaniya telesnoi krasoty”. [“The historical development of the understanding of bodily beauty”]. Analitika kul'turologii, no. 29, 2014, pp. 185–201. (In Russian)

Voloshin, Maksimilian. Litso, maska I nagota [Face, Mask and Nudity]. LiveLib. www.livelib.ru/book/139932/read-litso-maska-i-nagota-maksimilian-voloshin. Accessed 13 February 2021. (In Russian)

Загрузки


Number of views: 186

Опубликован

2021-09-29

Как цитировать

Анна Цой. «Перформативность „пластического языка“: историко-культурный контекст». Central Asian Journal of Art Studies, т. 6, № 3, 2021 г., с. 89–107, doi:10.47940/cajas.v6i3.423.

Выпуск

Раздел

Искусствоведение
Лицензия Creative Commons