История деколониальной чувствительности в дискурсе балетмейстерского искусства Казахстана

Авторы

  • Дилара Шомаева Казахская национальная академия хореографии https://orcid.org/0000-0002-3911-5126
  • Гульнара Жумасеитова Казахская национальная академия хореографии https://orcid.org/0000-0003-0478-3164

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v6i2.427

Аннотация

Вопрос постколониального влияния на танцевальную культуру и сценическое искусство казахского народа поднимается в дискурсном анализе творчества современных хореографов. Исторические изменения политической и социальной жизни Казахстана постсоветского периода обратили взгляд отечественных авторов в сторону деколониальной эстетики, выражающейся в самоанализе прошлого и рефлексии на проблематику сегодняшней реальности. Актуальность такого культурного транзита не противопоставляется философии традиционализма, однако критика ее подразумевает не простой возврат в прошлое и его повторение, но поиск и развитие в будущем, основанные на связи с этнокультурной памятью и преемственностью. В качестве методологической основы статьи используются исторический, хронологический, сравнительный методы исследования, а также основанный на междисциплинарных гуманитарных концепциях семиотический метод. Методология исследования базируется на работах отечественных авторов об истории и развитии казахского национального танца, профессионального сценического хореографического искусства и искусства Казахстана вообще. Первые пробы переосмысления национального самоопределения в искусстве зазвучали на фоне использования зафиксированных образов и мотивов, но в осмыслении через глобальные политические процессы, а также региональные, свойственные для постсоветских постколониальных государств. Привычка говорить о национальном языком чуждой классической танцевальной лексики сменилась увлечением авторов балетных постановок авангардными тенденциями мировой хореографии и их попыткой примирить новые эстетические принципы с существующими. Дальнейшие поиски казахстанских постановщиков в период независимости страны привели к рождению термина «неоказахская хореография», впервые озвученного исследователем и хореографом Анварой Садыковой. Перспективное направление для балетмейстеров в постколониальном художественном поиске национальной идентичности видится в отказе от подражания и повторения уже существующего и в исканиях новых образов и их смысловой наполненности.

Ключевые слова:

хореографическое искусство, деколонизация, искусство Казахстана, неоказахская хореография

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Дилара Шомаева, Казахская национальная академия хореографии

Докторант 2-го курса кафедры искусствоведения и арт-менеджмента

Гульнара Жумасеитова, Казахская национальная академия хореографии

Кандидат искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения и арт-менеджмента

##submission.downloads##


Количество просмотров: 44

Опубликован

2021-06-29

Для цитирования:

Дилара Шомаева, & Гульнара Жумасеитова. (2021). История деколониальной чувствительности в дискурсе балетмейстерского искусства Казахстана. Central Asian Journal of Art Studies, 6(2), 50-64. https://doi.org/10.47940/cajas.v6i2.427

Выпуск

Раздел

Искусствоведение