История деколониальной чувствительности в дискурсе балетмейстерского искусства Казахстана
DOI:
https://doi.org/10.47940/cajas.v6i2.427Аннотация
Вопрос постколониального влияния на танцевальную культуру и сценическое искусство казахского народа поднимается в дискурсном анализе творчества современных хореографов. Исторические изменения политической и социальной жизни Казахстана постсоветского периода обратили взгляд отечественных авторов в сторону деколониальной эстетики, выражающейся в самоанализе прошлого и рефлексии на проблематику сегодняшней реальности. Актуальность такого культурного транзита не противопоставляется философии традиционализма, однако критика ее подразумевает не простой возврат в прошлое и его повторение, но поиск и развитие в будущем, основанные на связи с этнокультурной памятью и преемственностью. В качестве методологической основы статьи используются исторический, хронологический, сравнительный методы исследования, а также основанный на междисциплинарных гуманитарных концепциях семиотический метод. Методология исследования базируется на работах отечественных авторов об истории и развитии казахского национального танца, профессионального сценического хореографического искусства и искусства Казахстана вообще. Первые пробы переосмысления национального самоопределения в искусстве зазвучали на фоне использования зафиксированных образов и мотивов, но в осмыслении через глобальные политические процессы, а также региональные, свойственные для постсоветских постколониальных государств. Привычка говорить о национальном языком чуждой классической танцевальной лексики сменилась увлечением авторов балетных постановок авангардными тенденциями мировой хореографии и их попыткой примирить новые эстетические принципы с существующими. Дальнейшие поиски казахстанских постановщиков в период независимости страны привели к рождению термина «неоказахская хореография», впервые озвученного исследователем и хореографом Анварой Садыковой. Перспективное направление для балетмейстеров в постколониальном художественном поиске национальной идентичности видится в отказе от подражания и повторения уже существующего и в исканиях новых образов и их смысловой наполненности.Ключевые слова:
хореографическое искусство, деколонизация, искусство Казахстана, неоказахская хореографияСкачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Abykayeva-Tiesenhausen, Aliya. “The Eastern Connection: Depictions of Soviet Central Asia.” Art beyond Borders: Artistic Exchange in Communist Europe (1945–1989), edited by Jérôme Bazin et al., NED - New edition, 1 ed., Central European University Press, Budapest; New York, 2016, pp. 461–471. JSTOR, www.jstor.org/stable/10.7829/j.ctt19z397k.39. Accessed 30 June 2021.
Adams, Laura L. “Modernity, Postcolonialism, and Theatrical Form in Uzbekistan.” Slavic Review, vol. 64, no. 2, 2005, pp. 333–354. doi:10.2307/3649987.
Browning, Barbara. “Choreographing Postcoloniality: Reflections on the Passing of Edward Said.” Dance Research Journal, vol. 36, no. 1, 2004, pp. 164–169. doi:10.1017/S0149767700007622.
Kirshenblatt-Gimblett, Barbara. “Intangible Heritage as Metacultural Production.” Museum International, vol. 56, no. 1-2, 2004, pp. 52-65. doi:10.1111/j.1350-0775.2004.00458.x
Koplatadze, Tamar. “Theorising Russian postcolonial studies.” Postcolonial Studies, vol. 22, no. 4, 2019, pp. 469-489. doi:10.1080/13688790.2019.1690762.
Kudaibergenova, Diana T. “Between the State and the Artist: Representations of Femininity and Masculinity in the Formation of Ideas of the Nation in Central Asia.” Nationalities Papers, vol. 44, no. 2, 2016, pp. 225–246. doi:10.1080/00905992. 2015.1057559.
Kudaibergenova, Diana T. “‘My Silk Road to You’: Re-Imagining Routes, Roads, and Geography in Contemporary Art of ‘Central Asia.’” Journal of Eurasian Studies, vol. 8, no. 1, Jan. 2017, pp. 31–43. doi:10.1016/j.euras.2016.11.007.
Morozov, Viacheslav. “Post-Soviet subalternity and the dialectic of race: reflections on Tamar Koplatadze article.” Postcolonial Studies, vol. 24, no. 1, 2020, pp. 159–166. doi:10.1080/13688790.2020.1790829
Said, Edward. Orientalism. Penguin, Harmonds worth, 1995.
Tlostanova, Madina. “Decolonial Art in Eurasian Borderlands”. Postcolonialism and Postsocialism in Fiction and Art by Tlostanova, Palgrave Macmillan, 2017, pp. 45–72. doi:10.1007/978-3-319-48445-7
«Алем (Репертуар)». Astana Ballet, www.astanaballet.com/ru/stagings/alem/. Дата доступа 11 января 2021.
Жумасеитова, Гульнара. Хореография Казахстана. Период независимости. Алматы: Жибек Жолы, 2010.
Садыкова, Анвара. Национальное и инонациональное в творчестве классиков казахстанской хореографии (на материале спектаклей ГАТОБ им. Абая). 2020. Бишкекский государственный университет им. К. Карасаева, кандидатская диссертация.
Сарынова, Лидия. Балетное искусство Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1976.
Федорова, Алла. «Пряный запах полыни». Казахстанская правда, 24 декабря 2014, www.kazpravda.kz/fresh/view/pryanii-zapah-polini. Дата доступа 11 января 2021.
Шанкибаева, Алия. Казахская хореография: развитие форм и художественных средств. Алматы, 2011.
References
Abykayeva-Tiesenhausen, Aliya. “The Eastern Connection: Depictions of Soviet Central Asia.” Art beyond Borders: Artistic Exchange in Communist Europe (1945–1989), edited by Jérôme Bazin et al., NED - New edition, 1 ed., Central European University Press, Budapest; New York, 2016, pp. 461–471. JSTOR, www.jstor.org/stable/10.7829/j.ctt19z397k.39. Accessed 30 June 2021.
Adams, Laura L. “Modernity, Postcolonialism, and Theatrical Form in Uzbekistan.” Slavic Review, vol. 64, no. 2, 2005, pp. 333–354. doi:10.2307/3649987.
“Alem. (Repertoire)”. Astana Ballet, astanaballet.com/en/stagings/alem/. Accessed 11 January 2021.
Browning, Barbara. “Choreographing Postcoloniality: Reflections on the Passing of Edward Said.” Dance Research Journal, vol. 36, no. 1, 2004, pp. 164–169. doi:10.1017/S0149767700007622.
Fedorova, Alla. “Prjanyj zapah polyni [Savory scent of wormwood].” Kazahstanskaja Pravda, 24 December 2014, www.kazpravda.kz/fresh/view/pryanii-zapah-polini. Accessed 11 January 2021.
Jumasseitova, Gulnara. Horeografija Kazahstana. Period Nezavisimosti [Choreography of Kazakhstan. Period of Independence]. Almaty: Zhibek Zholy, 2010. (In Russian)
Kirshenblatt-Gimblett, Barbara. “Intangible Heritage as Metacultural Production.” Museum International, vol. 56, no. 1-2, 2004, pp. 52-65. doi:10.1111/j.1350-0775.2004.00458.x
Koplatadze, Tamar. “Theorising Russian postcolonial studies.” Postcolonial Studies, vol. 22, no. 4, 2019, pp. 469-489. doi:10.1080/13688790.2019.1690762.
Kudaibergenova, Diana T. “Between the State and the Artist: Representations of Femininity and Masculinity in the Formation of Ideas of the Nation in Central Asia.” Nationalities Papers, vol. 44, no. 2, 2016, pp. 225–246. doi:10.1080/00905992. 2015.1057559.
Kudaibergenova, Diana T. “‘My Silk Road to You’: Re-Imagining Routes, Roads, and Geography in Contemporary Art of ‘Central Asia.’” Journal of Eurasian Studies, vol. 8, no. 1, Jan. 2017, pp. 31–43. doi:10.1016/j.euras.2016.11.007.
Kudaibergenova, Diana T. “Punk Shamanism, Revolt and Break-up of Traditional Linkage: The Waves of Cultural Production in Post-Soviet Kazakhstan.”
European Journal of Cultural Studies, vol. 21, no. 4, Aug. 2018, pp. 435–451. doi:10.1177/1367549416682962.
Morozov, Viacheslav. “Post-Soviet subalternity and the dialectic of race: reflections on Tamar Koplatadze article.” Postcolonial Studies, vol. 24, no. 1, 2020, pp. 159–166. doi:10.1080/13688790.2020.1790829
Sadykova, Anvara. Nacionalnoe i inonacionalnoe v tvorchestve klassikov kazahstanskoi horeografii (na materiale spektaklei GATOB im. Abaja [National and international in the creativity of classics of Kazakhstani choreography (on the materials of the performances of the Abai Kazakh State Academic Theatre of Opera and Ballet). 2020. K. Karasayev Bishkek State University, PhD thesis. (In Russian)
Said, Edward. Orientalism. Penguin, Harmonds worth, 1995.
Sarynova, Lidiya. Baletnoe iskusstvo Kazahstana [Ballet art of Kazakhstan]. Alma-Ata: Nauka, 1976. (In Russian)
Shankibayeva, Aliya. Kazahskaja horeografija: razvitie form i hudozhestvennyh sredstv [Kazakh choreography: development of form and artistic means]. Almaty, 2011. (In Russian)
Tlostanova, Madina. “Decolonial Art in Eurasian Borderlands”. Postcolonialism and Postsocialism in Fiction and Art by Tlostanova, Palgrave Macmillan, 2017, pp. 45–72., doi:10.1007/978-3-319-48445-7