Сакральные смыслы и образы человека в концептуальных инсталляциях алматинского куратора Елены Григорьян

Авторы

  • Светлана Шкляева Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова https://orcid.org/0000-0001-8629-6372

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v6i2.437

Аннотация

Творчество куратора и художницы Елены Григорьян – редчайшее, если не единственное, обращение в contemporary art Алматы к современной художественной практике инсталляций, нередко отражающих дискурсивные темы христианской и социально-культурной антропологии. Авторская визуализация христианских символов и видение в других артефактах высоких образов человека – личности – в жанре инсталляции не освещены в искусствоведческих работах, что позволяет назвать исследование в статье актуальным. Целью статьи стало изучение эволюции методов работы куратора с образами христианских духовных ценностей и контекстами символов «культурной памяти»; а задачами – выяснение композиционных инсталляционных приёмов, использованных куратором, в синтетическом звучании творческих идей, осуществлённых в материальном воплощении (авторской керамики, артефактов, архитектуры и др.). В написании статьи использованы методы «классического искусствоведения» – описательный, иконологический, стилистический; философии – семиотический, отсылающий к метафорам библейского нарратива и методу Барта. Особое внимание уделено подходам куратора к способам визуализации бытия инсталляции и процессу его взаимодействия со зрителем. В хронологической последовательности отмечены стилистические особенности арт-проектов: вначале это метод библейских овеществленных метафор, позже – некоторых подобий размещения образов в сакральном декоре храмового пространства, далее – способы понимания единства смысла содержания духовного и материального. Определены уровни выражения чувственно-эмоционального начала, где визуальный образ имеет свойство прочтения не только зримого, но и незримого. Выявлены авторские направления в создании инсталляций – интерпретация смысла христианских символов и «культурной памяти», обращенной к творящему человеку, – личности, согласно тезису христианской антропологии в изложении Бердяева: «именно в творчестве человек наиболее подобен Творцу».  Показано, что главная стратегия куратора в построении концепта и композиционного решения интерпретационных образов инсталляций имеет свою актуализированную направленность, связанную с феноменом личной и социальной «благодарности» и обращённостью к зрителям.

Ключевые слова:

человек, христианская и социально-культурная антропология, contemporary art, инсталляция, сакральные смыслы, личность, «культурная память», социальная благодарность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Светлана Шкляева, Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова

Кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории и теории изобразительного искусства

##submission.downloads##


Количество просмотров: 30

Опубликован

2021-06-29

Для цитирования:

Светлана Шкляева. (2021). Сакральные смыслы и образы человека в концептуальных инсталляциях алматинского куратора Елены Григорьян. Central Asian Journal of Art Studies, 6(2), 25-49. https://doi.org/10.47940/cajas.v6i2.437

Выпуск

Раздел

Искусствоведение