Сакральные смыслы и образы человека в концептуальных инсталляциях алматинского куратора Елены Григорьян

Авторы

  • Светлана Шкляева Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова https://orcid.org/0000-0001-8629-6372

DOI:

https://doi.org/10.47940/cajas.v6i2.437

Аннотация

Творчество куратора и художницы Елены Григорьян – редчайшее, если не единственное, обращение в contemporary art Алматы к современной художественной практике инсталляций, нередко отражающих дискурсивные темы христианской и социально-культурной антропологии. Авторская визуализация христианских символов и видение в других артефактах высоких образов человека – личности – в жанре инсталляции не освещены в искусствоведческих работах, что позволяет назвать исследование в статье актуальным. Целью статьи стало изучение эволюции методов работы куратора с образами христианских духовных ценностей и контекстами символов «культурной памяти»; а задачами – выяснение композиционных инсталляционных приёмов, использованных куратором, в синтетическом звучании творческих идей, осуществлённых в материальном воплощении (авторской керамики, артефактов, архитектуры и др.). В написании статьи использованы методы «классического искусствоведения» – описательный, иконологический, стилистический; философии – семиотический, отсылающий к метафорам библейского нарратива и методу Барта. Особое внимание уделено подходам куратора к способам визуализации бытия инсталляции и процессу его взаимодействия со зрителем. В хронологической последовательности отмечены стилистические особенности арт-проектов: вначале это метод библейских овеществленных метафор, позже – некоторых подобий размещения образов в сакральном декоре храмового пространства, далее – способы понимания единства смысла содержания духовного и материального. Определены уровни выражения чувственно-эмоционального начала, где визуальный образ имеет свойство прочтения не только зримого, но и незримого. Выявлены авторские направления в создании инсталляций – интерпретация смысла христианских символов и «культурной памяти», обращенной к творящему человеку, – личности, согласно тезису христианской антропологии в изложении Бердяева: «именно в творчестве человек наиболее подобен Творцу».  Показано, что главная стратегия куратора в построении концепта и композиционного решения интерпретационных образов инсталляций имеет свою актуализированную направленность, связанную с феноменом личной и социальной «благодарности» и обращённостью к зрителям.

Ключевые слова:

человек, христианская и социально-культурная антропология, contemporary art, инсталляция, сакральные смыслы, личность, «культурная память», социальная благодарность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Светлана Шкляева, Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова

Кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории и теории изобразительного искусства

Библиографические ссылки

Список источников

“Angaben zu Stefan W. Knor”. www.lumentenebris.de/kontakt.html. Дата доступа 29 марта 2021.

Anxanum. www.it.wikipedia.org/wiki/Anxanum. Дата доступа 27 января 2021.

Elkins, J. On the Strange Place of Religion in Contemporary Art. New York&London: Routledge, 2004. – 148p. www.academia.edu›…Strange_Place…Religion…Contemporary. Дата доступа 29 марта 2021.

Rosen, A. Art & Religion in the 21st century. Thames & Hudson, 2017, 256 p.

Sorokina, Yuliya and Svetlana Shklyayeva. “The Eurasian Utopia: The Legacy of the Nomadic Modernist”. Third Text. 2016, pp. 511–525.

Андреева, Екатерина. «Актуальное искусство XX века и религиозное сознание». Религиоведение, № 1, 2005, с. 99–117.

Арутюнян, Саргис. Вишап. Мифы народов мира. 2-е изд. Энциклопедия: в 2-х т., под редакцией Сергея Токарева, Москва: Советская энциклопедия, 1991. Т.1.

Ассман, Алейда. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. Перевод Бориса Хлебникова, Москва: Новое литературное обозрение, 2014.

Ассман, Ян. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. Москва: Языки славянской культуры, 2004.

Барашков, Виктор. «Основные тенденции эстетико-выразительной модернизации христианских религиозных образов в Европе начала XXI века». Религия и культура / Religion and Culture, № 2, 2018, с. 122–130.

Батракова, Светлана и др. Антропология искусства: язык искусства и мера человеческого в меняющемся мире, под редакцией Олега Кривцуна, Москва: Индрик, 2017.

Башляр, Гастон. Избранное: Поэтика пространства. Перевод с французского, Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.

Беззубова, Ольга. «Иконический поворот и наука об образах». Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сборник статей II Международной научной конференции (24–25 ноября 2016 года), под редакцией Нины Федотовой, Казань: Издательство Казанского университета, 2016, с. 28–32.

Бердяев, Николай. «Проблема человека (К построению христианской антропологии)». Путь, № 50, 1936, с. 3–26. www.xpa-spb.ru/libr/Berdyaev-NA/problema-cheloveka-1936.html. Дата доступа 29 апреля 2021.

Библия. Символ библии. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. www.megabook.ru/article. Дата доступа 30 марта 2021.

Бидерманн, Ганс. Энциклопедия символов. Перевод с немецкого, под редакцией Ирины Свенцицкой, Москва: Республика, 1996.

Волкова, Паола. Мост через бездну. www.mama-zima2013.livejournal.com/ 101559.html. Дата доступа 30 марта 2021.

Выставка Тонино Гуэрра. www.my.mail.ru/mail/peysikov/photo/2326. Дата доступа 30 марта 2021.

Гелл, Альфред. Искусство и агентство: антропологическая теория искусства. Оксфорд, 1998. Антропология искусства. www.ru.other.wiki/wiki/Anthropology_ of_art. Дата доступа 02 мая 2021.

Глаголев, Владимир. «Религиозное искусство в контексте современного эстетического смыслополагания». Синхрония и модели смыслополагания в современной эстетике. Материалы IV Овсянниковской международной эстетической конференции (27–28 ноября 2012 года). Москва: Издательство МГУ имени Ломоносова, 2012, с. 1–5.

Дианова, Валентина. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. Санкт-Петербург: ООО «Издательство “Петрополис”», 1999.

Дроздова, Алла. «Специфика визуальных исследований в современном гуманитарном знании». Ярославский педагогический вестник, № 3, 2015, с. 254–259.

Зотов, Сергей и др. Страдающее Средневековье. Москва: Издательство АСТ, 2019.

Инсталляции из разбитой плитки от Грациано Локателли. www.zagge.ru/installyacii-iz-razbitoj-plitki-ot-graciano-lokatelli. Дата доступа 02 марта 2021.

Ковалёва, Наталья и Лариса Вольская. «Инсталляция как жанр в искусстве ХХI века». Творчество и современность, № 2 (6), 2018, с. 60–68. www.cyberleninka.ru/article/n/installyatsiya-kak-zhanr-v-iskusstve-hhi-v. Дата доступа 07 марта 2021.

Кривцун, Олег. «Антропология искусства». Культурология: Дайджест, № 1 (84), 2018, с. 230–241. www.cyberleninka.ru/article/n/antropologiya-iskusstva. Дата доступа 03 мая 2021.

Лотман, Юрий. «Память в культурологическом освещении». Избранные статьи. В 3 т. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992, Т. 1, с. 200–202.

Необычные инсталляции из керамики от Клэр Туоми. www.kulturologia.ru/blogs/ 080710/12732/. Дата доступа 02 марта 2021.

Оссиан, Уорд. Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство. Перевод Светланы Кузнецовой, Москва: Ад Маргинем, 2017.

Полюшкевич, Оксана. «Философия благодарности». Гуманитарный вектор, Т. 12, № 1, 2017, с. 67–74.

Силантьева, Маргарита. «Неоархаика в зеркале современной культуры: религиозный синкретизм как проявление единства чувственного и рационального познания». Точки PUNCTA, Т. 11, № 1–4, 2012, с. 371–380. www.mgimo.ru/upload/iblock/e9e/e9ea012a290a4810c9ab74ae04a07e17.pdf. Дата доступа 27 марта 2021.

Словарь символов. Груша. www.dic.academic.ru›dic.nsf/simvol/197. Дата доступа 05 апреля 2021.

Стивенс, Уоллес. «Тринадцать способов смотреть на дрозда» и Филип Уилрайт.

«Метафора и реальность». Теория метафоры: сборник, под редакцией Нины Арутюновой и Марины Журинской, Москва: Прогресс, 1990, с. 82–109.

Сырбу, Александра. Керамика в концептуальном искусстве. www.academycrafts.ru/ info/articles/. Дата доступа 02 марта 2021.

Фёдоров, Юрий. Образ Креста. История и символика православных нагрудных крестов. Санкт-Петербург, 2000.

Флорковская, Анна. «Религиозная тема в актуальном искусстве Москвы. 1990–2000-е». Художественная культура, № 4, 2020, с. 92–127.

Фостер, Хэл и др. Искусство с 1990 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм. Москва: Ад Маргинем, 2015.

Фрейденберг, Ольга. Поэтика сюжета и жанра. Москва: Лабиринт, 1997.

Фролов, Дмитрий и Софья Моисеева. «Камень в Евангелии от Матфея». Вестник ПСТГУ. Серия III. Филология, вып. 4 (49), 2016, с. 96–116.

Хурма. Словари и энциклопедии на Академике. www.dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/901137. Дата доступа 02 апреля 2021.

Шендарев, Николай. «Христианские сюжеты в современном отечественном искусстве». Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры, № 5, 2016, с. 177–180. www.cyberleninka.ru/article/n/hristianskie-syuzhety-v-sovremennom-otechestvennom-iskusstve. Дата доступа 27 марта 2021.

Эко, Умберто. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна. www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Eko/Inn_Povt.php. Дата доступа 25 марта 2021.

References

Andreeva, Yekaterina. “The actual art of the 20th century and religious consciousness”. Religious studies, no. 1, 2005, pp. 99–117. (In Russian)

“Anxanum”. Available at: it.wikipedia.org/wiki/anxanum (accessed 01/27/22). (In Russian)

Assmann, A. Long shadow of the past. Memorial culture and historical policy, transl. from German by Boris Khlebnikov. Moscow: New Literary Review, 2014. (In Russian)

Assmann, J. Cultural memory. Letter, memory of the past and political identity in high cultures of antiquity. Moscow: Languages of Slavic Culture, 2004. (In Russian)

Bachelard, G. Poetics of space, transl. from French. Moscow: Russian Political Encyclopedia (Rossman), 2004.

Barashkov, Viktor. “The main trends of aesthetic and expressive modernization of Christian religious images in Europe began the beginning of the 21st century”. Religion and Culture, no. 2, 2018, pp. 122–130. (In Russian)

Batrakova, Svetlana, et al. Anthropology of art: the language of art and measure of human in a changing world, resp. ed. O. A. Krivzun. Moscow: Indrik, 2017. (In Russian)

Berdyaev, Nikolai. “The problem of man (to the construction of Christian anthropology)”. Path, no. 50, 1936, pp. 3–26. Available at: www.xpa-spb.ru/libr/berdyaev-na/prblema-cheloveka-1936.html (accessed 29.04.21). (In Russian)

Bezzubova, Olga. “Iconic turn and science on images”. Visual communication in sociocultural dynamics: Collection of articles of the II International Scientific Conference (November 24–25, 2016), ed. by N. F. Fedotova. Kazan: Publishing House of Kazan University, 2016, pp. 28–32. (In Russian)

“Bible. Bible symbol”. Megaencyclopedia Kirill and Methodius. Available at: megabook. ru/article/%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%8F (accessed 03/30.21). (In Russian)

Bidermann, Hans. Encyclopedia of Characters. Transl. from German / ed. and preface by Svenzitsky, I. S. Moscow: Republic, 1996. (In Russian)

Cheezbu, Alexander. “Ceramics in conceptual art”. Available at: academycrafts.ru/info/articles/ (accessed 2.03.21). (In Russian)

Dianova, Valentina. Postmodern art philosophy: origins and modernity. Saint Petersburg: Petropolis Publisher LLC, 1999. (In Russian)

Dictionaries and encyclopedias at academician. “Persimmon”. Available at: dic. academic.ru/dic.nsf/ruwiki/901137 (accessed 2.04.21).

Dictionary of Symbols. “Pear”. Available at: dic.academic.ru/dic.nsf/simvol/197 (accessed 5.0.21). (In Russian)

Display by Tonino Guerra. Available at: my.mail.ru/mail/peysikov/photo/2326 (accessed 03/30.21). (In Russian)

Drozdova, Alla. "The specificity of visual studies in modern humanitarian knowledge". Yaroslavl pedagogical bulletin, no. 3, 2015, pp. 254–259. (In Russian)

Eco, Umbetro. Innovation & Repetition: Between Modern & Postmodern Aesthetics. Available at: www.gumer.info/bibliotek_buks/culture/eko/inn_povt.php (accessed 03/25/21). (In Russian)

Elkins, James. On the Strange Place of Religion in Contemporary Art. New York & London: Routledge, 2004.

Fedorov, Yuri. The image of the cross. The history and symbolism of Orthodox breastplate. Saint Petersburg, 2000. (In Russian)

Florkovskaya, Anna. “Religious topic in the actual art of Moscow. 1990–2000”. Artistic culture, no. 4, 2020, pp. 92–127. (In Russian)

Foster, Hal, et al. Art since 1900. Modernism, antimodernism, postmodernism. Moscow: Ad Marginem Press, 2015. (In Russian)

Freudenberg, Olga. Poetics plot and genre. Text preparation, reference and scientific apparatus, prevention, afterword N. V. Bragin. Moscow: Labyrinth, 1997. (In Russian)

Frolov, Dmitry and Sofya Moiseeva. “Stone in the Gospel of Matthew”. Bulletin of PSTU. Series III. Philology, vol. 4 (49), 2016, pp. 96–116. (In Russian)

Gell, Alfred. Art and Agency: Anthropological theory of art. Oxford, 1998. Anthropology of art. Available at: ru.wher.wiki/wiki/anthropology_OF_Art (accessed: 02.05.21) (In Russian)

Glagolev, Vladimir. “Religious art in the context of modern aesthetic sense. Sync and models of senseflow in modern aesthetics”. Materials of the 4th Ovsyannikov International Aesthetic Conference (November 27–28, 2012). Moscow: Ed. Lomonosov Moscow State University, 2012, pp. 1–5. (In Russian)

Harutyunyan, Sargis. “Visap”. Myths of the Peoples of the World. 2nd ed. Encyclopedia: in 2 vol. / chief ed. Tokarev S.A. Moscow: OV. Encyclopedia, 1991, vol. 1. (In Russian)

“Information on Stefan W. Knor”. March 29, 2021, www.lumentenebris.de/kontakt.html

“Installations of broken tiles from Graziano Locatelli”. Available at: zagge.ru/installyacii-iz-razbitoj-plitki-ot-graciano-lokatelli/ (accessed 2.03.21). (In Russian)

Kovaleva, Natalya and Larissa Volskaya. “Installation as a genre in the art of the 21st century”. Creativity and modernity, 2018. Available at: cyberleninka.ru/article/n/installyatsiya-kak-zhanr-v-isstve-hhi-v (accessed 07.03.21). (In Russian)

Krivzun, Oleg. “Anthropology of art”. Bulletin of cultural studies, 2018. Available at: cyberleninka.ru/article/n/antropologiya-iskusstva (backup date 3.05.21) (In Russian)

Lotman, Yuri. Memory in cultural lighting / Selected articles. In 3 volumes. Vol. 1. Articles on semiotics and cultural typology. Tallinn: Alexandra, 1992, pp. 200–202. (In Russian)

Polyushkevich, Oksana. “Thanks philosophy”. Humanitarian vector, vol. 12, no. 1, 2017, pp. 67–74. (In Russian)

Rosen, Aaron. Art & Religion in the 21st century. Thames & Hudson, 2017.

Sheendaryv, Nikolai. “Christian plots in modern domestic art”. Evennik St. Petersburg State Institute of Culture, 2016, pp. 177–180. Available at: cyberleninka.ru/article/n/hristianskie-Syuzhety-V-SovReMennom-TechStvennom-iskusstve (accessed 03/27/21). (In Russian)

Silantyeva, Margarita. “Neoarheica in the mirror of modern culture: religious syncretism as a manifestation of the unity of sensual and rational knowledge”. Puncta points, nol. 11, no. 1–4, 2012, pp. 371–380. Available at: mgimo.ru/upload/iblock/e9e/e9ea012a290a4810c9ab74ae04a07e17.pdf (accessed 03/27/21). (In Russian)

Sorokina, Yuliya and Svetlana Shklyayeva. “The legacy of the nomadic modernist”. Third Text, 2016, pp. 511–525.

Stevens, Wallace. Thirteen ways to look at blackbird // Wilright F. Metaphor and Reality // Metaphor Theory: Collection: Transl. from Eng., Fr., Ger., Sp., Pol. / Preface and comp. by Arutyunova, N. D; ed. by Arutyunova, N. D and Zhurinskaya, M. A. Moscow: Progress,. 1990, pp. 82–109. (In Russian)

“Unusual installations of ceramics from Claire Tomo”. Available at: kulturologia.ru/blogs/080710/12732/ (accessed 2.03.21). (In Russian)

Volkova, Paola. “Bridge over the abyss”. Available at: mama-zima2013.livejournal. com/101559.html (accessed 03/30.21). (In Russian)

Ward, Ossian and Ai Weiway. Colored vases. 2010. Art Watch. How to perceive contemporary art. Moscow: Hell Margine Press, 2017. (In Russian)

Zotov, Sergei, et al. Suffering from the Middle Ages. Moscow: Publishing House AST, 2019. (In Russian)

Загрузки


Количество просмотров: 122

Опубликован

2021-06-29

Как цитировать

Шкляева, С. (2021). Сакральные смыслы и образы человека в концептуальных инсталляциях алматинского куратора Елены Григорьян. Central Asian Journal of Art Studies, 6(2), 25–49. https://doi.org/10.47940/cajas.v6i2.437

Выпуск

Раздел

Искусствоведение